Организация проведения дней воинской славы как активная форма патриотического воспитания обучающихся | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 17.01.2023

Статья просмотрена: 540 раз

Библиографическое описание:

Тимошина, Л. Г. Организация проведения дней воинской славы как активная форма патриотического воспитания обучающихся / Л. Г. Тимошина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 288-290. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99053/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье автор статьи рассматривает организацию проведения дней воинской славы, как форму воспитания патриотизма у обучающихся.

Ключевые слова: патриотизм, дни воинской славы, памятные даты, обучающиеся.

На сегодняшний день, важнейшей составной частью воспитательного процесса в современном обществе и образовательном процессе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально — гражданском и духовно-нравственном развитии личности обучающегося (ученика, студента, курсанта).

Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, потребность добросовестного выполнения своих обязанностей каждым гражданином, необходимость осознания быть достойным приемником предшествующих поколений.

«Помните войну!» — этот завет потомкам адмирала С. О. Макарова отчеканен на пьедестале памятника мудрому и отважному флотоводцу в Кронштадте. Но чтобы помнить, надо сначала узнать — о героях сражений Куликовской битвы 1380 года, битвы под Полтавой 1709 года, Бородинском сражении 1812 года, о героической блокаде Ленинграда, о беспримерном мужестве защитников Севастополя и Сталинграда, о легендарном параде 1941 года и героях битвы за Курск 1943-го. О всех других боях и битвах, в которых наши отцы, деды и прадеды явили миру чудеса воинской доблести и славы, бессмертные примеры патриотизма.

В Федеральном законе «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995г. № 32-ФЗ (в редакциях федеральных законов от 22.08.2004г. № 122-Ф3, 29.12.2004г. № 200-ФЗ, 21.07.2005г. № 98-ФЗ) говорится о необходимости прославления мощи и славы русского оружия, увековечивания в памяти героизма и мужества воинов России и устанавливаются дни воинской славы в ознаменование славных побед российских войск и памятные даты истории Отечества [2]. Например, 9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гунгут (1714г.); 3 сентября — День солидарности в борьбе с терроризмом; 4 ноября — День народного единства и т. п.

В Красноярском институте водного транспорта (филиал) ФГБОУ ВО «СГУВТ» проведение дней воинской славы стало неотъемлемой частью в деле сохранения и приумножения воинских традиций, формировании патриотизма.

Одним из средств приобщения к миру духовно-нравственных ценностей является историческая подготовка. Она включает в себя:

– изучение истории малой Родины — цикл лекций «Наши выпускники на службе Отечества», «Золотые звезды речников», «История ККРУ. Год за годом, день за днем»;

– изучение ратной истории России и Советского Союза, истории вооруженных сил, боевых традиций армии и флота — это «уроки Мужества», книжная выставка «Корабли — герои», художественная выставка «Во славу Отечеству», просмотр тематических документальных и художественных фильмов;

– изучение государственной и военной символики — уроки военной подготовки, участие в акциях «Георгиевская ленточка», «День Российского флага»;

– изучение жизни и подвигов воинов, военачальников, деятельности писателей, поэтов, композиторов, художников — использование в культурно-массовых мероприятиях лучших образцов литературного, музыкального и художественного искусства, создающие яркие эмоциональные образы защитников Отечества. Например: Симфония № 7 Д. Шостаковича и стихи О. Бергольц — в исторической экскурсии «Я говорю с тобой из Ленинграда» или документальные кадры военных действий, песни фронтовых лет, строки солдатских писем в литературных композициях, портреты фронтовиков-красноярцев — в тематическом вечере «Для нас за Волгой земли нет!»;

– увековечивание памяти российских и советских воинов — участие в торжественных возложениях цветов к стеле «Выпускники ККРУ, павшие в ВОВ», на МК «Мемориал Победы», спуск на воду поминального венка на День ВМФ, участие в благоустройстве могил ветеранов, организация Почетного караула на Мемориале 30-летия Победы и т. п.

Все знания, эмоциональные переживания, практические навыки, полученные в процессе участия в перечисленных мероприятиях, помогают курсантам осознать себя частью живой истории, убедиться в своей нужности и полезности, стать причастным к тем событиям.

В патриотическом воспитании подрастающего поколения (в частности, курсантов и студентов) большое значение играет роль ветеранов ВОВ и других войн, детей войны, военнослужащих, работников правоохранительных органов. Много лет курсанты принимают участие в мероприятиях, посвященных выводу советских войск из Афганистана, систематически встречаются с участниками боевых действий, исполнявших свой служебный долг за пределами отечества, мероприятиях, приуроченных ВОВ и другим дням воинской славы.

Ежегодно в День солидарности в борьбе с терроризмом проходят митинги Памяти павших, демонстрируются кинофильмы, организовываются выставки современного оружия, проводятся акции «Дерево мира» и «Капля жизни».

Художественные коллективы филиала всегда с радостью выступают с концертами в госпиталях ветеранов войн, на призывном пункте. Ведь такие встречи имеют большую нравственную ценность. Ведь мерилом человеческого достоинства является поступок. Напомню слова Сухомлинского о том, «что в годы юности особенно важно, чтобы человек нашел, почувствовал, осознал в себе человеческую красоту, пережил чувство восхищения красивым, человечным в самом себе» [1]. Поэтому не будет громить памятники курсант, хотя бы раз, стоявший в карауле у Вечного огня, не посмеют насмехаться над больным человеком ребята, выступающие в госпитале, не поднимется рука сорвать орден у ветерана, которому ты только что повязал Георгиевскую ленточку в знак уважения к его героизму.

В дни воинской славы России в филиале проводятся торжественные мероприятия. При их планировании учитывается особенности и специфика учебного заведения, готовящего специалистов речного флота. Так, например, больше внимания уделяется военно-морским победам (1 декабря — День победы русской эскадры под командованием И. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 г.), 2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 г.) и т. д.

При подготовке проводятся информационно-пропагандистские мероприятия, учитывается использование средств массовой информации, технических средств, возможностей библиотеки. Подбирается соответствующий репертуар для коллективов, принимающих участие в культурно-массовой программе. Для усиления эмоционального воздействия на зрителя используются фото- и кинодокументы, устраиваются художественные выставки.

Сценарий праздника, тематического вечера, массового представления и т. п. строится на следующих принципах:

а) достоверность используемого материала,

б) зрелищность,

в) уровень художественного исполнения,

г) связь с жизнью,

д) массовость.

Важно, чтобы поэтические, музыкальные, хореографические и зрительные образы раскрывали основную идею. Композиция может быть поделена на эпизоды, но сюжетная линия не должна прерываться, а каждый эпизод должен переходить в следующий, плавно и последовательно.

Для участия приглашаются представители органов исполнительной власти, ветеранских и общественных организаций, трудовых коллективов. Так 9 Мая и 23 февраля практикуются торжественные построения личного состава с выносом Государственного Флага, Знамени училища и проведением митингов, объявлением приказов о поощрении отличившихся курсантов. Особую торжественность таким мероприятиям придает присутствие почетных гостей, красочное оформление помещений, использование государственной символики. По завершению организуются различного рода культурные и спортивно-массовые мероприятия: концерты художественных коллективов, прославляющих историю российского воинства, экскурсии в Музеи боевой славы, спортивные праздники по военно-прикладным видам спорта.

Не случайно, на такого рода мероприятиях, присутствуют воины разных поколений. Они вспоминают прожитое, делают выводы, которые, прежде всего, направлены нашей замечательной молодежи. Выводы следующие: настоящие мужские качества — любовь к Родине, готовность защищать свое Отечество, стоять на страже безопасности своей страны и в наши непростые времена, по-прежнему в почете.

Самое дорогое и священное, что передает отец — сыну, дед — внуку, одно поколение — другому — это память. Традиции российского общества напоминают, что мы были и будем сильны только своим единством. Для настоящих граждан, воинов, патриотов великого и многонационального Отечества родная история — это надежда и опора, духовная защита и победное русское оружие.

Мы вспоминаем Великую Отечественную, Афганистан, Чечню и говорим о тех событиях, чтобы знали и помнили «героев иных времен», воздали им должное. Тогда укрепится вера, что не останутся без внимания и обещанной заботы нынешние защитники Отечества. Те, кто сегодня глядит в глаза опасности…

Литература:

1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский –– Киев: Радянська школа, 1974г. — 288 с.

2. Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России» от 13.03.1995 N 32-ФЗ (последняя редакция)

Основные термины (генерируются автоматически): воинская слава, День, мероприятие, Афганистан, курсант, тематический вечер, участие, формирование патриотизма.


Ключевые слова

патриотизм, обучающиеся, памятные даты, дни воинской славы

Похожие статьи

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»

В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

«Музейная акция» как средство формирования гражданской позиции школьников-юнармейцев

В статье рассматривается проблема формирования военно-патриотической и гражданской позиции школьников-юнармейцев.

Похожие статьи

О патриотическом воспитании школьников в современных условиях (из опыта работы)

В статье раскрывается организация патриотического воспитания школьников МОУ «Северной СОШ № 1».

Школьный музей боевой славы как средство патриотического воспитания обучающихся (на примере Музея боевой славы Первой гвардейской армии МБОУ СОШ № 37 г. Белгорода)

В статье автор пытается рассмотреть проблемы патриотического воспитания, через призму музейной педагогики, описывает особенности работы с обучающимися средней школы на примере школьного музея боевой славы.

Проведение народных праздников как элемент нравственно-патриотического воспитания в ДОУ

В статье авторы обосновывают потенциал использования народных праздников в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников.

Патриотическое воспитание младших школьников через различные виды деятельности

В статье авторами рассматриваются вопросы патриотического воспитания младших школьников через учебную и внеурочную деятельность, рассматриваются изменения законодательства о патриотическом воспитании обучающихся.

Патриотическое воспитание как основа воспитания будущих офицеров

В статье рассмотрены правовые основы патриотического воспитания в России, основные методы и формы организации воспитательной работы с нахимовцами.

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Гражданско-патриотическое воспитание сегодня: реализация и основные средства

Данная статья посвящена гражданско-патриотическому воспитанию и его развитию, как приоритетному направлению воспитания молодежи.

Методическая разработка урока мужества в начальных классах «День народного единства»

В статье авторы дают описание занятия внеурочной деятельности, направленного на историческое, культурно-нравственное и военно-патриотическое воспитание обучающихся, формирование их личностных качеств и свойств как патриотов своей страны.

Кружковая внеурочная деятельность по военно-патриотическому воспитанию

В статье рассматривается значение военно-патриотического воспитания школьников в гражданском обществе. Выделена внеурочная деятельность школьников, как ведущая форма военно-патриотического воспитания. Рассмотрен опыт кружковой работы военно-патриотич...

«Музейная акция» как средство формирования гражданской позиции школьников-юнармейцев

В статье рассматривается проблема формирования военно-патриотической и гражданской позиции школьников-юнармейцев.

Задать вопрос