В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения. В данной статье отражено использование психогимнастических игр в коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет.
Ключевые слова: агрессивное поведение, психогимнастика.
В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения.
Исходя из этого, было проведено научное исследование в области коррекции агрессивного поведения. Объектом исследования стало агрессивное поведение детей 5–6 лет. Предмет исследования — коррекция агрессивного поведения детей 5–6 лет посредством психогимнастических игр.
Чтобы найти решение проблемы, была определенацельисследования: разработать комплекс психогимнастических игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет.
Исходя из цели исследования, были поставлены задачи :
– Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам агрессивного поведения и условиям его преодоления,
– подобрать методики и провести диагностику агрессивного поведения детей дошкольного возраста,
– разработать и апробировать комплекс психогимнастических игр по коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет.
Теоретико-методологическими основаниями исследования были взяты работы И. А. Фурманова в вопросах агрессивного поведения детей, работы Е. К. Лютовой, А. А. Романова — в вопросах диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, работы Чистяковой М. И., Хрящёвой Н. Ю. в теоретических и практических вопросах психогимнастики с детьми дошкольного возраста.
Исследование теоретически значимо конкретизацией понятий «агрессия» и «агрессивность»; выявлением психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения дошкольников.
Разработанный комплекс психогимнастических игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет может быть использован на практике психологами дополнительного образования, педагогами-психологами дошкольных учреждений, психологами, работающими с детьми дошкольного возраста. [6,7]
Изучая агрессивное поведение дошкольников, было выяснено, что в каждом периоде агрессия проявляется по-разному, в зависимости от особенностей возраста.
Также был установлен тот факт, что дошкольный возраст — это наиболее сензитивная фаза для коррекции их психологических и поведенческих установок. [5]
В ходе исследования проведен эксперимент, в котором была проверена эффективность разработанного комплекса психогимнастических игр на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет.
Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный, по результатам которых был проведен анализ динамики агрессивного поведения детей, участвовавших в эксперименте.
В качестве диагностических методик по выявлению уровня агрессивного поведения нами был выбран метод наблюдения, результаты которого фиксировались по методике А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» [3] и проективная методика «Несуществующее животное», разработанная М. З. Дукаревич. Эти диагностические методики наиболее подходят в нашем исследовании, так как они показывают наличие, и степень агрессивности у детей дошкольного возраста. Результаты диагностики отражены в рис. 1.
Рис. 1. Уровни проявления агрессивного поведения детей на констатирующем этапе
На основании результатов диагностики мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса психогимнастических игр на коррекцию агрессивного поведения детей. [7]
Чтобы реализовать правильную и положительную коррекцию агрессивного поведения дошкольников, были соблюдены основные принципы, которыми должны руководствоваться действующие педагоги во время организации коррекционной работы:
Принцип первый
– единство коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.
Принцип второй
– единство возраста и индивидуальности в развитии. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.
Принцип третий
– единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.
Принцип четвертый
– деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.
Принцип пятый
– подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.
Эксперимент проводился на базе детского сада села Уром Удмуртской Республики. В нем принимали участие 20 детей дошкольного возраста. Дети были условно разделены на две подгруппы: экспериментальную и контрольную. Подгруппы были максимально равны по социальному статусу, поведению, возрасту, половому составу.
На формирующем этапе было реализовано включение специально подобранных психогимнастических игр в деятельность детей дошкольного возраста, способствующих снижению уровня агрессивного поведения. За основу для подбора игр были взяты рекомендации М. И. Чистяковой и Хрящёвой Н. Ю. Игры проводились в свободное время в естественной жизнедеятельности детей в ДОО раз в неделю в течение трех месяцев.
Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, продемонстрировали, что в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, имеющих высокий уровень агрессивных проявлений в поведении. Дети научились выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, овладели приемлемыми методами разрядки своего гнева и агрессии, начали проявлять эмпатию к своим сверстникам и взрослым, узнали приемы адекватного взаимодействия с окружающими, улучшилось эмоциональное состояние. Динамика приведена в рис. 2.
Рис. 2. Динамика уровня агрессивности детей экспериментальной группы, в %
Таким образом, внедренные психолого-педагогические условия действительно стали эффективным средством коррекции агрессивного поведения.
Литература:
- Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. Просвещение, 2003. 192 с.
- Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми. СПб.: Речь, 2002.
- Романов А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. М.: Плэйт, 2002. 112 с.
- Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста // Современная психология: материалы Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2012. С. 25–27.
- Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск.: 1996.
- Хрящева Н. Ю., Макшанова С. И. Психогимнастика в тренинге. СПб: 1993.
- Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с.