Психогимнастическая игра как средство коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 86 раз

Библиографическое описание:

Кирпиков, А. Р. Психогимнастическая игра как средство коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет / А. Р. Кирпиков, О. И. Крючкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99054/ (дата обращения: 23.12.2024).



В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения. В данной статье отражено использование психогимнастических игр в коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Ключевые слова: агрессивное поведение, психогимнастика.

В дошкольных учреждениях педагоги-психологи все чаще сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей. Причины такого явления недостаточно изучены. Возникает необходимость разработать критерии, механизмы, средства профилактики, диагностики и коррекции агрессивного поведения.

Исходя из этого, было проведено научное исследование в области коррекции агрессивного поведения. Объектом исследования стало агрессивное поведение детей 5–6 лет. Предмет исследования — коррекция агрессивного поведения детей 5–6 лет посредством психогимнастических игр.

Чтобы найти решение проблемы, была определенацельисследования: разработать комплекс психогимнастических игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Исходя из цели исследования, были поставлены задачи :

– Проанализировать психолого-педагогическую литературу по вопросам агрессивного поведения и условиям его преодоления,

– подобрать методики и провести диагностику агрессивного поведения детей дошкольного возраста,

– разработать и апробировать комплекс психогимнастических игр по коррекции агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Теоретико-методологическими основаниями исследования были взяты работы И. А. Фурманова в вопросах агрессивного поведения детей, работы Е. К. Лютовой, А. А. Романова — в вопросах диагностики и коррекции агрессивного поведения детей дошкольного возраста, работы Чистяковой М. И., Хрящёвой Н. Ю. в теоретических и практических вопросах психогимнастики с детьми дошкольного возраста.

Исследование теоретически значимо конкретизацией понятий «агрессия» и «агрессивность»; выявлением психолого-педагогических условий коррекции агрессивного поведения дошкольников.

Разработанный комплекс психогимнастических игр, направленных на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет может быть использован на практике психологами дополнительного образования, педагогами-психологами дошкольных учреждений, психологами, работающими с детьми дошкольного возраста. [6,7]

Изучая агрессивное поведение дошкольников, было выяснено, что в каждом периоде агрессия проявляется по-разному, в зависимости от особенностей возраста.

Также был установлен тот факт, что дошкольный возраст — это наиболее сензитивная фаза для коррекции их психологических и поведенческих установок. [5]

В ходе исследования проведен эксперимент, в котором была проверена эффективность разработанного комплекса психогимнастических игр на коррекцию агрессивного поведения детей 5–6 лет.

Опытно-экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный, по результатам которых был проведен анализ динамики агрессивного поведения детей, участвовавших в эксперименте.

В качестве диагностических методик по выявлению уровня агрессивного поведения нами был выбран метод наблюдения, результаты которого фиксировались по методике А. А. Романова «Ребенок глазами взрослого» [3] и проективная методика «Несуществующее животное», разработанная М. З. Дукаревич. Эти диагностические методики наиболее подходят в нашем исследовании, так как они показывают наличие, и степень агрессивности у детей дошкольного возраста. Результаты диагностики отражены в рис. 1.

Уровни проявления агрессивного поведения детей на констатирующем этапе

Рис. 1. Уровни проявления агрессивного поведения детей на констатирующем этапе

На основании результатов диагностики мы пришли к выводу о необходимости разработки комплекса психогимнастических игр на коррекцию агрессивного поведения детей. [7]

Чтобы реализовать правильную и положительную коррекцию агрессивного поведения дошкольников, были соблюдены основные принципы, которыми должны руководствоваться действующие педагоги во время организации коррекционной работы:

Принцип первый

– единство коррекции и развития. Решение о необходимости коррекционной работы принимается только на основе психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития ребенка.

Принцип второй

– единство возраста и индивидуальности в развитии. Коррекционная работа предполагает знание основных закономерностей психического развития, понимание значений последовательных возрастных стадий для формирования личности ребенка.

Принцип третий

– единство диагностики и коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.

Принцип четвертый

– деятельностный принцип осуществления коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения поставленной цели.

Принцип пятый

– подход в коррекционной работе к каждому ребенку как к одаренному. Этот принцип означает, что дети, с которыми проводится психокоррекционная работа, не должны восприниматься как дети «второго» сорта.

Эксперимент проводился на базе детского сада села Уром Удмуртской Республики. В нем принимали участие 20 детей дошкольного возраста. Дети были условно разделены на две подгруппы: экспериментальную и контрольную. Подгруппы были максимально равны по социальному статусу, поведению, возрасту, половому составу.

На формирующем этапе было реализовано включение специально подобранных психогимнастических игр в деятельность детей дошкольного возраста, способствующих снижению уровня агрессивного поведения. За основу для подбора игр были взяты рекомендации М. И. Чистяковой и Хрящёвой Н. Ю. Игры проводились в свободное время в естественной жизнедеятельности детей в ДОО раз в неделю в течение трех месяцев.

Результаты, полученные на контрольном этапе эксперимента, продемонстрировали, что в экспериментальной группе уменьшилось количество детей, имеющих высокий уровень агрессивных проявлений в поведении. Дети научились выстраивать гармоничные отношения с окружающим миром, овладели приемлемыми методами разрядки своего гнева и агрессии, начали проявлять эмпатию к своим сверстникам и взрослым, узнали приемы адекватного взаимодействия с окружающими, улучшилось эмоциональное состояние. Динамика приведена в рис. 2.

Динамика уровня агрессивности детей экспериментальной группы, в %

Рис. 2. Динамика уровня агрессивности детей экспериментальной группы, в %

Таким образом, внедренные психолого-педагогические условия действительно стали эффективным средством коррекции агрессивного поведения.

Литература:

  1. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М. Просвещение, 2003. 192 с.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными, гиперактивными, тревожными детьми. СПб.: Речь, 2002.
  3. Романов А. А. Коррекция расстройств поведения и эмоций у детей: альбом игровых коррекционных задач. М.: Плэйт, 2002. 112 с.
  4. Тимошок А. В. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста // Современная психология: материалы Международной научной конференции. Пермь: Меркурий, 2012. С. 25–27.
  5. Фурманов И. А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция. Минск.: 1996.
  6. Хрящева Н. Ю., Макшанова С. И. Психогимнастика в тренинге. СПб: 1993.
  7. Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. 160 с.
Основные термины (генерируются автоматически): агрессивное поведение детей, агрессивное поведение, дошкольный возраст, коррекционная работа, коррекция, агрессивное поведение дошкольников, Игра, ребенок, средство профилактики, экспериментальная группа.


Ключевые слова

агрессивное поведение, психогимнастика

Похожие статьи

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Профилактическая программа аддиктивного поведения

В статье представлена разработанная автором программа по профилактике аддиктивного поведения. Описаны цели, задачи, план занятия, а также его структура. В приложении представлены рекомендуемые для закрепления материала конкурсы, проводимые педагогом-...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дан...

Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особ...

Похожие статьи

Коррекция агрессивного поведения детей младшего школьного возраста с помощью игры

В статье рассмотрены особенности агрессивного поведения младших школьников, причины возникновения агрессии у детей, последствия отсутствия коррекции агрессивного поведения. Раскрываются понятия «агрессия» и «агрессивное поведение». Рассмотрены возмож...

Применение технологий eduScrum в логопедической работе, направленной на развитие осознанного чтения у младших школьников с ЗПР

Данная статья посвящена нетрадиционным подходам к реализации коррекционно-логопедической работы, направленной на развитие навыка осознанного чтения. Освещаются основные проблемы, с которыми сталкиваются младшие школьники с задержкой психического разв...

Возможности арт-методов в профилактике стресса у детей младшего школьного возраста

Статья посвящена изучению возможностей использования арт-методов с целью профилактики стресса у детей младшего школьного возраста. На основе психологических и возрастных особенностей младшего школьного возраста обоснована необходимость профилактики с...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Информационные компьютерные технологии в коррекционной работе со школьниками с задержкой психического развития

В настоящее время применение информационных компьютерных технологий рассматривается как одно из эффективных средств обучения и развития детей, имеющих те или иные отклонения в развитии, в том числе задержку психического развития (ЗПР). В статье предс...

Профилактическая программа аддиктивного поведения

В статье представлена разработанная автором программа по профилактике аддиктивного поведения. Описаны цели, задачи, план занятия, а также его структура. В приложении представлены рекомендуемые для закрепления материала конкурсы, проводимые педагогом-...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Сказкотерапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста

Данная статья посвящена вопросу использования сказкотерапии для коррекции тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста. Исследованы проявления тревожности и факторы, способствующие её проявлению у детей старшего дошкольного возраста. Дан...

Особенности развития речи у детей с расстройствами аутистического спектра

Анализ современной специализированной литературы показал, что авторами разных теоретических направлений изложены описания конкретных методов и приемов формирования потребности в речевом общении у детей с аутизмом. В данной статье рассматриваются особ...

Задать вопрос