В статье рассматривается значение электронной подписи при межведомственном взаимодействии. Описываются проблемы, связанные с применением электронной подписи. Исследуются понятия: сертификат электронной подписи, ключ электронной подписи, ключ проверки, межведомственное взаимодействие, информация, государственные и муниципальные услуги.
Ключевые слова: электронный документооборот, электронная подпись, сертификат электронной подписи, ключ электронной подписи, ключ проверки, межведомственное взаимодействие, информация.
Информационные технологии с каждым днем играют все большую роль в жизни современного общества. Такой эффективный инструмент как информационные технологии помогает и коммерческим организациям, и государственным органам оптимизировать их работу и значительно улучшить ее качество. Электронный документооборот, электронная подпись и другие современные технологии — делают возможным построение системы работы, в которой информацию возможно передавать быстро, качественно и безопасно, что непосредственно делает управление качественным и систематизированным. Электронный документооборот становится все более востребованным и удобным, несмотря на то что обмен документами в бумажном виде все еще занимает значимое место.
Согласно Федеральному закону «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ (далее — Федеральный закон об электронной подписи) наличие электронной подписи на документе, созданном в электронной форме, приравнивает такой документ к бумажному, подписанному собственноручной подписью. Электронная подпись способствует тому, чтобы подтвердить аутентичность цифрового документа, созданного и пересылаемого в электронном виде [1].
Понятие электронной подписи нашло отражение в Федеральном законе об электронной подписи, где она понимается как «информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию» [2]. Ее проверка осуществляется благодаря такому инструменту как ключ шифрования.
Стоит отметить, что информация представляется в соответствии с данным нормативно-правовым актом в качестве субъекта правовых отношений [3].Термин информация, а также ее роль в межведомственном взаимодействии государственных органов, частных субъектов предпринимательства и граждан закрепляются и регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» [4].
Отдельно отметим, что электронная подпись, используемая государственными органами власти, должна быть полностью совместима с тем типом подписи и кодификации, которые применяются в органах муниципальной власти. Без соблюдения данного условия не будет соблюдаться принцип единства. То есть недостатки в системе шифрования отрицательно влияют на права и законные интересы заявителей.
В настоящее время, на наш взгляд, электронная подпись не является совершенной, в связи с тем, что присутствуют некоторые нерешенные проблемы. Во-первых, стоит сказать о сложности в идентификации лица, которое подписало электронный документ. Обмен информацией может проходить в полностью удаленном формате, что усложняет определение подсудности в случае возникновения споров.
Также проблемой является отсутствие точных и единых критериев создания электронных документов.
Обратим внимание и на то, что в настоящее время все еще существует определенное недоверие к электронным документам с электронной подписью среди лиц более старшего возраста либо просто сомневающихся; зачастую требуются лишние процедуры.
В целом, законодательные нормы, касающиеся обеспечение надежности и правильности использования электронной подписи достаточно полные, однако, как и во всех нормативных актах, в них присутствуют свои недостатки. Например, еще недостаточно проработана сфера взаимодействия электронных систем государственных органов и структур и частных организаций, и как следствие, результатом этого становится нарушение межструктурного взаимодействия. В качестве положительных примеров в данном направлении можно привести множество европейских стран, которые занимаются активным продвижением информационных технологий в повседневную жизнь. Таким образом, несмотря на наработанную базовую нормативную систему регулирования использования механизма электронной подписи в деятельности как государственных органов, так и частных организаций, она требует существенного преобразования в зависимости от тех внутренних и внешних условий, происходящих в мире. Да и в целом данная область требует от законодательных органов постоянного и активного взаимодействия с информационными структурами, дабы законодательная база соответствовала уровню имеющихся в стране цифровых ресурсов [5].
Внедрение таких технологий как электронная подпись вместе с электронным документооборотом в деятельность органов государственной власти, местного самоуправления и просто в жизнь людей имеет колоссальное значение, но сталкивается на своем инновационном пути некоторые сложности.
Начнем с того, что, осуществляя переход к системе электронного документооборота государственные органы, органы местного самоуправления и другие организации вынуждены полностью пересмотреть механизм своей внутренней работы, а также межведомственного взаимодействия. По данному вопросу, А. И. Кормильцева разделяет точку зрения, согласно которой основные сложности внедрения электронного документооборота обусловлены «... введением передовых инновационных технологий в правовых условиях, рассчитанных на осуществление «бумажного документооборота» [6].
Важным аспектом во взаимодействии между органами, осуществляющими государственные и муниципальные услуги и заявителями является соблюдение требований к взаимодействию. На практике, мы часто замечаем не соблюдение такими структурами требований административных регламентов и иных нормативных актов в части требования от заявителей дополнительных документов, что способствует увеличению бумажной волокиты вместо информатизации процессов подачи документов.
При этом обеспечение межведомственного взаимодействия при работе с населением — важнейший принцип государственного управления, направленный на упрощение получения государственных услуг [7].
Межведомственное электронное взаимодействие при правильном его применении позволяет увеличить производительность, так как запрос информации в электронной форме быстрее доставки документов курьером.
Безопасное и технически слаженное информационное взаимодействие возможно благодаря сервис-ориентированной архитектуре [8].
Оказание государственных и муниципальных услуг в рамках межведомственного взаимодействия происходит при помощи электронных подписей двух категорий:
1) электронные подписи субъектов взаимодействия — физических лиц;
2) электронные подписи информационных систем — субъектов взаимодействия.
Что касается видов электронных подписей, которые при меняются в межведомственном взаимодействии, используются такие виды электронных подписей, как:
1) простая или усиленная квалифицированная электронная подпись пользователя, которая формируется от имени заявителя, подающего заявление на предоставление услуги в электронном виде через Единый портал государственных услуг;
2) усиленная квалифицированная электронная подпись — служебная подпись, формируемая от имени должностного лица, которое представляет интересы органа власти в межведомственном электронном взаимодействии при оказании государственных и муниципальных услуг;
3) усиленная квалифицированная электронная подпись органа власти, формируемая информационной системой от имени органа государственной власти, участвующего в межведомственном электронном взаимодействии при оказании государственных услуг (аналог гербовой печати);
4) электронные подписи системы межведомственного электронного взаимодействия и электронные подписи региональных систем межведомственного электронного взаимодействия (технологические), формируемые соответственно федеральными или региональными узлами системы межведомственного электронного взаимодействия при обработке электронных сообщений, передаваемых через них;
5) электронная подпись портала государственных услуг, формируемая при обмене электронными сообщениями, передаваемыми в информационные системы органов власти [9].
Все электронные подписи, несомненно, должны соответствовать общим требованиям. В обратном случае документы будут не действительны.
Ключ электронной подписи и ключ проверки, а также сертификаты электронной подписи — обязательные атрибуты, без которых существование электронной подписи не представляется возможным. Их назначение — это автоматическое создание и проверка. Сертификаты и ключи электронной подписи системы межведомственного электронного взаимодействия, а также региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, используемые для формирования электронных подписей в сообщениях, проходящих через федеральный и региональные узлы системы межведомственного электронного взаимодействия, выдаются на имя оператора соответствующей системы межведомственного электронного взаимодействия. Электронная подпись этих двух систем подтверждает то, что электронное сообщение действительно прошло через узлы систем, авторизацию и аутентификацию электронной подписи и, конечно, неизменность сведений, которые содержатся в электронном сообщении.
Подводя итог работы, хотелось бы отметить, что несмотря на многие недоработки и некоторые проблемы в применении электронной подписи в межведомственном взаимодействии и в общем. Это огромный шаг на пути к развивающемуся информационном прогрессивному обществу, в котором документооборот более систематизирован и упрощен. Значение электронной подписи невозможно умалить. Уменьшение бумажного документооборота, увеличение скорости информационных потоков — неоспоримые преимущества использования электронной подписи. Применение электронной подписи не только повышает оперативность в предоставлении государственных услуг, но и обеспечивает юридическую значимость (силу) и достоверность заверяемых ею электронных документов и позволяет определять авторство электронных сообщений. Благодаря этому феномену мы постепенно уменьшаем бумажную волокиту и упрощаем прием заявлений, связанных с осуществлением государственных и муниципальных услуг.
Литература:
- Шевцова Г. А., Березовский С. В. Порядок применения технологии электронной подписи как средства криптографической защиты информации при межведомственном электронном взаимодействии. История и архивы. № 14. 2013. С. 225–235.
- Федеральный закон РФ «Об электронной подписи» 2011 г. // Сайт Президента России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru
- Сергеева А. В., Болдумак В. М., Беккалиева Н. К. Нормативно-правовые аспекты применения электронной подписи: актуальные проблемы. Цифровая наука. № 10.2020 С.138–144.
- Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Сайт Президента России: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru
- Сергеева А. В., Болдумак В. М., Беккалиева Н. К. Там же.
- Кормильцева А. И. Проблемы правового регулирования электронного документооборота. Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Между-нар. науч. конф. 2016. Казань. С. 109–113.
- Постановление правительства Российской Федерации от 8 сентября 2010 г. № 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия». Собрание законодательства. 2010. № 38. Ст. 4823.
- Дмитриева М. А. Система межведомственного электронного взаимодействия в условиях цифровой экономики. Вестник ВНИИДАД. № 1. 2018. С 24–28.
- Шевцова Г. А., Березовский С. В. Порядок применения технологии электронной подписи как средства криптографической защиты информации при межведомственном электронном взаимодействии. История и архивы. № 14. 2013. С. 225–235.