Органы муниципальной власти в настоящее время выступают одним из главных инструментов, выстраивающих демократию. Одной из главных задач внутренней политики, проводимой государством, является, в первую очередь, обеспечение стабильного и эффективного развития органов муниципальной власти. Данные принципы позволят обеспечить эффективность функционирования данного института. А функциональные муниципалитеты позволят развить социальные и экономические институты, обеспечив стабильность государственного развития даже в самые жесткие кризисные условия.
Ключевые слова: правовое государство, органы муниципальной власти, республиканская форма правления, депутат.
Municipal authorities are currently one of the main tools that build democracy. One of the main tasks of the domestic policy pursued by the state is, first of all, to ensure the stable and effective development of municipal authorities. These principles will ensure the effectiveness of the functioning of this institution. And functional municipalities will allow the development of social and economic institutions, ensuring the stability of state development even in the most severe crisis conditions.
Keywords: legal state, municipal authorities, republican form of government, deputy.
Согласно нормативным положениям российского законодательства, органы муниципальной власти выступают конструктивом демократии в правовом государстве [3, с. 40]. Конституционные нормы закрепили самостоятельность органов муниципальной власти. Тем не менее, данный принцип не означает, что муниципалитеты не отделены от государственной власти. Самостоятельность обуславливает особенности органов муниципальной власти, отличающие ее от других форм публичной власти [1, с. 96–100].
На республиканском уровне демократического устройства органы муниципальной власти представляют особую форму власти народа. Муниципалитеты предоставляют гражданам свободную волю изъявления, которая позволяет решать многие местные проблемы. Решение проблемных вопросов местного значения определяют органы муниципальной власти. Согласно конституционным нормам, они формируют основной элемент республиканского строя. И поэтому выступают естественной часть системы, организующей впоследствии образования муниципалитетов [2]. Согласно Конституции Республики Башкортостан, органы муниципальной власти занимают очевидное участие в образовании муниципалитетов. Также оказывают всяческое содействие в разрешении гражданских проблемных вопросов с помощью разработки и последующего внедрения проектов и программ.
Муниципальными служащими являются лица, обеспечивающие своей деятельностью реализацию соответствующих полномочий: депутаты, главы административных образований, исполнители органов представительной власти.
В процессе рассмотрения поднятого нами проблемного вопроса, необходимо изучить и реформацию, которая затронула органы муниципальной власти Республики Башкортостан.
Спустя два года республиканский Верховный Совет ратифицировал 2 важных закона, регулирующих деятельность органов муниципальной власти. Городские округа Республики, учитывая положения данных законодательных актов, вошли в систему органов государственной федеральной власти, а села и поселки — местных республиканских. Впоследствии данную правовую норму закрепили на конституционном уровне Республики Башкортостан. Конституция данной республики одна из немногих определяет, в частности, что имеются два типа организации региональной власти — муниципальное и государственное управление.
В новой Конституции РБ [4] отсутствовало понятие «местное государственное управление». Было введено иное понятие — «местные органы государственной власти», эти органы действовали в городах и районах. Данные органы являлись городскими и районными советами, выступавшими в качестве территориальных органов государственного управления. Ввиду сложившейся ситуации во внутригородских и сельских муниципальных образованиях велась муниципальная служба, а в системе районных и городских поселениях оставалась государственная служба.
Данная реформа организации публичной власти помогла избежать коррупционные потери и обеспечить координацию всех звеньев государственной власти. Но данная система не осуществляла самого главного — не обеспечивала права граждан на местное самоуправление.
В соответствии с республиканским законом, регламентирующим нормы границ образований муниципалитетов, абсолютно каждый город республиканского значения разделялся на специальные образования. К примеру, в городе Уфа возникло после принятия данного закона семь районов городского типа.
Из вышесказанного следует, что к 16 марта 2003 г. в результате проведения системных реформ возникли муниципалитеты выборного типа на городском уровне. Органы государственной власти также сохранялись, но несколько были перепрофилированы с учетом новых реалий.
Тем не менее, закон федерального уровня № 131 не мог разрешить образование муниципальных образований внутри городских округов. Исключение составляли те городские образования, которые имели статус федеральных. Пятнадцать лет назад муниципальные образования внутри городских образований были ликвидированы законодательно. А органы государственной власти, выступающие инструментом исполнительной власти, трансформированы в муниципалитеты, находящиеся в районных и городских администрациях.
В систему органов местного самоуправления входили представительные органы. К ним относились районные и городские Советы, а также администрации районов и городов. В РБ действовало девять городских, двенадцать объединенных Советов, сорок два районных Советов. Действия республиканского Совета регламентированы Уставом и законодательными нормами. Структура Совета включает обязательное количество муниципальных служащих, количество которых варьируется от 20 до 60. Депутатские полномочия, согласно законодательству, имеют определенный срок действия — четыре года. Впоследствии нужно заново избираться в Совет.
Чтобы республиканский Совет эффективно работал, нужно избирать 2/3 муниципальных служащих. Впоследствии избирается комиссионный состав из их числа. Районные и городские администрации выступают представителями органов муниципальной власти. Организацией их деятельности занимается непосредственно глава, утверждаемый президентским указом Республики. Однако, данная система к настоящему времени имеет ряд недостатков, дискредитирующих ее в глазах обычных граждан.
Сегодня органы государственного управления Республики занимаются разработкой актуальных законов, обеспечивающих эффективное развитие органов муниципальной власти. Кроме того, МСУ активно проводят пропаганду среди гражданских лиц тех вопросов, которые позволяют решить проблемы местного характера на региональном уровне. Уполномоченные представители муниципальных органов власти ратифицируют проекты, обеспечивающие поддержку граждан. Кроме того, ежеквартально повышают квалификацию, которая позволяет обуславливать самостоятельность муниципалитетов в организационно-экономическом и правовом плане.
Семнадцать лет назад органами региональной власти был образован новый специальный орган — совет муниципальных образований. Он был нужен для обеспечения высокой функциональности поселений городского типа, городских агломераций, городов, имеющих статус федеральных. Намного позднее была добавлена возможность по образованию муниципалитетов внутри городских агломераций.
Согласно статистическим данным, общее число муниципалитетов, находящихся на территории Республики Башкортостан, составляет 895. Из них можно выделить 54 районных образования, 9 городских агломераций, 14 поселений городского типа, 818 сел и деревень [5].
Резюмируя, подчеркнем, что органы муниципальной власти выступают главным инструментов в организации внутренней политики государства. Проведение актуальных реформ в Республике Башкортостан, несомненно, положительно повлияет на эффективность деятельности муниципалитетов. Реорганизация органов муниципальной власти обеспечит эффективность решения большинства гражданских проблем, приведет к разработке новых социальных проектов. Все это в совокупности поддержит местных граждан в трудные моменты, повысит их уровень благосостояния.
Литература:
- Антонец Д. Д. Понятие местного самоуправления в Российской Федерации / Д. Д. Антонец [Текст] // Молодой ученый. — 2019. — № 2 (240). — С.96–100. — URL: https://moluch.ru/archive/240/55377/. — (дата обращения: 15.12.2022).
- Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» от 18 марта 2005 года № 162-з (в ред. от 06.07.2022 № 586-з).
- Кирилловых А. А. К истории развития законодательства о местном самоуправлении [Текст] // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 2. — С. 40.
- Конституция Республики Башкортостан от 24 декабря 1993 года № ВС-22/15 (в ред. от 01.10.2021 № 441-з).
- Официальный интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://npa.bashkortostan.ru/11229/. — (дата обращения: 15.12.2022).