В статье рассмотрены определения системы государственного управления, а также категорий граждан пожилого возраста и инвалидов. Описана структура государственного управления социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов. Перечислены основные программы, иллюстрирующие основные направления совершенствования данной сферы.
Ключевые слова: система государственного управления, граждане пожилого возраста, инвалиды, федеральные программы, социальное обслуживание, социальное обеспечения, государственные льготы.
The article discusses the definitions of the public administration system, as well as the categories of elderly and disabled citizens. The description of the structure of public administration requires the service of the elderly and the disabled. The main programs are listed, illustrating the main directions with the detection of this area.
Keywords : public administration system, elderly citizens, disabled people, federal programs, social services, social security, benefits.
Развитие человеческих отношений, которое происходило в рамках различных общественных форм привело к тому, что появилась необходимость в становления государства.
Роль и степень влияния государства на социально-экономические и общественно-политические процессы несколько трансформируется в зависимости от определенных условий и исторических обстоятельств.
Несомненно, одной из основных функций современного государства является нивелирование влияния социального неравенства и расслоения, а также попытки по обеспечению необходимой поддержкой гражданам, которые в ней нуждаются по тем или иным причинам.
Тема данного исследования посвящена вопросу совершенствования системы государственного управления социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов.
Актуальность темы подтверждается тем фактом, что граждане, принадлежащие вышеупомянутым группам, не могут функционировать (поддерживать жизнеобеспечительные функции) в условиях, которые одинаковы для всех остальных. Следовательно, данный вопрос представляет особенный интерес как для государства, так и для исследователей всего мира, поскольку не существует страны, в которой бы не были представлены граждане данных групп.
Прежде чем мы коснемся основных направлений по совершенствованию системы государственного управления социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов, приведем определения некоторый категорий, имеющий отношение к данной теме.
Система государственного управления — это совокупность институтов, функций, отношений, методов решений и принципов управления общества. Государственное управление как система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов управления, взаимодействия аппарата управления и общества, социальных отношений. [1, с.52]
В связи со вступившими изменениями, проведенными в рамках пенсионный реформы, пожилыми гражданами признаются мужчины в возрасте от 65 лет и женщины в возрасте от 60 лет. Следовательно, критерий престарелости (пожилой возраст) идентичен и связан с правом на выход на трудовую пенсию по старости.
Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. [2]
Следовательно, вышеуказанные категории граждан, первая из которых в виду полной либо частичной утраты трудовой функции, и вторая, характеризующаяся критерием ограниченными возможностями, представляют собой приоритетное направление политики государственного управления.
Согласно статистическим данным, находящимся в открытом доступе, в России сегодня 23 млн человек старше 65 лет. Для сравнения: в 1950 году их было всего 5 млн. Только за последние 20 лет количество пожилых людей увеличилось в 1,3 раза, за последние 50 лет ー более чем в два раза. [3]
Данный факт вызван демографическим кризисом, который возник в нашей стране в начале 90-ых. Влияние данного кризиса наглядно демонстрируется и сегодня, несмотря на ряд мер, предпринимаемых с целью его преодоления.
Основным документом, регулирующим порядок обеспечения социального обслуживания, является Федеральный Закон о «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 N 442-ФЗ».
В совокупности с региональными нормативно-правовыми актами, ФЗ-442, составляет основу государственного управления по социальному обслуживанию граждан.
Законодательная база призвана установить порядок, требования и процедуры признания необходимости и обеспечения социального обслуживания.
Важно отметить, что данный нормативно-правовой акт служит основой для регулирования не только вопросов социального обслуживания граждан пожилого возраста, но и инвалидов.
Разумеется, силами государственных учреждений тяжело удовлетворить потребность граждан пожилого возраста и инвалидов в социальном обслуживании. В этой связи, ряду организаций разрешено выполнять соответствующие функции, которые не должны противоречить действующему законодательству. Кроме того, существует ряд государственных льгот, которые предоставляются данным организациями, останавливаться подробно на которых нет необходимости.
Основной мерой поддержки граждан пожилого возраста и инвалидов являются пенсии. Трудовая пенсия по старости и страховая пенсия по инвалидности являются основными звеньями этой цепочки.
Кроме того, инвалиды имеют право на получение лекарственных аппаратов, специального оборудования и технических средств (очки, инвалидные коляски и прочее), бесплатный проезд к месту лечения и обратно, налоговые вычеты, льготные ставки по тарифах ЖКХ, бесплатная парковка.
Основные мероприятия по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста заключаются в лечебных процессах, которые могут быть как стационарными, так и на осуществляться на дому. Кроме того, существуют социально-трудовые, социально-педагогические, социально-психологические услуги, оказываемые населению пожилого возраста.
Функцию управления социальным обслуживанием граждан пожилого возраста и инвалидов, государство осуществляет посредством специальных программ, среди которых можно выделить:
- Федеральный Проект «Старшее Поколение». Проект довольно обширный и включает в себя мероприятия по организации лечения, досуга, необходимого ухода и переобучения лиц пенсионного возраста.
- Государственная программа «Доступная среда». Само название говорит о назначении данной программы. Запущенная еще в 2011, программа планирует к 2030 году добиться доступности объектов для инвалидов и других маломобильных групп показателя в 73 %. Следовательно, как минимум каждый второй объект в стране будет доступен к посещению инвалидам. Кроме того, сюда же относятся реабилитационные мероприятия и досуговые.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что в Российской Федерации особенное внимание уделяется вопросу социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Это доказывается действующим законодательством и государственными программами. Однако есть куда стремиться. В развитых западных странах, цели, к которым мы только пытаемся осуществить, уже реализованы.
Литература:
- Байнова, М. С. Понятие государства и системы государственного управления. Государственное муниципальное управление. С. 49–55. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-gosudarstva-i-sistemy-gosudarstvennogo-upravleniya/viewer
- Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559/63d0c595ab5abe23f1011a3719970dfaf665ce0c/
- Сайт. URL: https://nuzhnapomosh.ru/blog/post/cherez-25-let-pozhilyh-ljudej-v-rossii-stanet-bolshe-chem-molodyh-glavnye-fakty-o-tom-kak-stareet-nasha-strana/#:~:text= %D0 %9F %D0 %BE %20 %D0 %B4 %D0 %B0 %D0 %BD %D0 %BD %D1 %8B %D0 %BC %20 %D0 %92 %D0 %9E %D0 %97 %2C %20 %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BB %D1 %8F %20 %D0 %BF %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B8 %D0 %BB %D0 %BE %D0 %B3 %D0 %BE, %D0 %BF %D0 %BE %D0 %B6 %D0 %B8 %D0 %BB %D1 %8B %D1 %85 %20(16 %25 %20 %D0 %BD %D0 %B0 %D1 %81 %D0 %B5 %D0 %BB %D0 %B5 %D0 %BD %D0 %B8 %D1 %8F).