В статье рассматривается эффективность процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форм и при посещении многофункциональных центров, описывается порядок подачи и рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги.
Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, механизм защиты прав получателей электронных государственных услуг, ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги, Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
С цифровизацией и ростом влияния информационных технологий процесс оказания государственных и муниципальных меняется до неузнаваемости. Вместе с тем возрастает необходимость в усовершенствовании правовых норм, посредством которых регламентируются предоставление услуг в электронном виде.
По статистическим данным Минцифры с 2020 года все больше государственных услуг становятся доступными в электронном виде. Так, их количество возросло в 10 раз. В 2022 году в среднем в месяц через портал госуслуг успешно оказывалось более 18 млн госуслуг. А это больше 200 млн госуслуг в год.
В своих научных трудах И. У. Кулдыбаева оценивает, насколько эффективен процесс предоставления электронных государственных услуг. По ее мнению, представляется необходимым расширить доступность электронных государственных услуг для населения [1].
Мы разделяем точку зрения автора в той части, что предоставление государственных и муниципальных услуг требуют четкой регламентации. Только при соблюдении этого условия оказание государственных и муниципальных услуг, а также государственных и муниципальных услуг в электронном виде может быть эффективным [2].
Еще необходимо дополнить существующий перечень оснований, при которых заявитель может подать жалобу, следующими: нарушение требований к местам предоставления государственной услуги, установленных законодательством и подзаконными нормативными актами; предоставление неполной и (или) недостоверной информации о государственной услуге (например, на сайте органа власти, на информационном стенде).
Так, ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. А ч. 2 ст. 5.63 содержит административную ответственность за требование для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Что касается ответственности за нарушение требований к местам предоставления государственной услуги, установленных законодательством и подзаконными нормативными актами и предоставление неполной и (или) недостоверной информации о государственной услуге, то ответственности за подобные деяния не предусмотрено. При этом очень часто можно столкнуться с предоставлением недостоверной информации, касающейся перечня необходимых документов, которые требуются для предоставления государственной или муниципальной услуги.
Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться:
1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;
3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;
5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги [3].
Несмотря на рост популярности электронных государственных услуг, востребованность которых определяется жизненными обстоятельствами, растет и количество жалоб со стороны заявителей, не довольных качеством государственной услуги и условиями её оказания [4]. Причины могут быть абсолютно разными. Начиная от недостаточной степени ознакомления с административными регламентами по оказанию каждой из государственной и муниципальной услуги работниками многофункциональных центров, невысокая заработная плата и как следствие текучка кадров, отражающаяся на низком кадровом потенциале МФЦ, до компьютерной неграмотности самих заявителях, не понимающих каким образом пользоваться Единым порталом государственных услуг. Очень частая проблема — отказ смотреть в нормативный источник с обеих сторон. А также населению очень часто сложно понять тот момент, что законодательство и регламенты меняются, в связи с чем меняется пакет документов, круг субъектов, которые имеют право для получения услуги.
Также стоит сказать о том, что вместе с увеличением количества услуг, получить которые есть возможность в электронной форме, увеличивается и рост недовольства заявителей, которые не могут разобраться с техническим оснащением интернет-ресурса, потому что информационная грамотность остается недостаточно высокой.
Помимо прочего недовольство может проистекать от негативного отношения к имеющейся законодательной базе в Российской Федерации и к системе оказания государственных услуг, в принципе не иметь отношения. В любом случае, имея определенные претензии к государственным органам, органам местного самоуправления, многофункциональному центру, граждане и организации вправе обратиться с соответствующей жалобой, порядок подачи и рассмотрения которых регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012г. № 840 [5], а также нормами Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [6].
Статьей 11.2. Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы. Форма ее подачи предусмотрена как письменная, так и электронная.
Рассмотрим основания подачи жалобы. Самое распространенное основание — это отказ в приеме документов у заявителя со стороны государственного органа или многофункционального центра. Следующим основанием является необходимость исправления допущенных опечаток или прочих ошибок в документах. Срок рассмотрения жалобы по данному основанию 5 рабочих дней. В остальных случаях 15 рабочих дней.
Для удобства граждан подать жалобу можно на Едином портале государственных и муниципальных услуг в разделе «Досудебное обжалование». Платформа ФГИС, обеспечивающая процесс досудебного обжалования решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, облегчает защиту своих прав обычным гражданам, поскольку он является достаточно простым и понятным.
Но не следует забывать о том, что не все жалобы граждан являются обоснованными. Некоторые заявители просто могут не разобраться в административном регламенте и написать жалобу по поводу требования дополнительных документов, поэтому первоочередной задачей на мой взгляд должна быть популяризация правовых знаний, правовое просвещение граждан и как можно больше понятной и простой информации, которая поможет избежать конфликтных ситуаций.
Подводя итог научной работы, стоит отметить необходимость правовой регламентации государственных и муниципальных услуг в понятной и доступной для граждан форме для предоставления государственных и муниципальных услуг, улучшения качества государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также необходимости повышения правовой и информационной грамотности населения.
Литература:
- Кулдыбаева И. У. Правовое регулирование предоставления электронных государственных услуг: дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014.239 с.
- Кулдыбаева И. У. Там же.
- Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31, ст. 4179.
- Кодилова Е. Д. Совершенствование административной ответственности за нарушение законодательства об организации и предоставления государственных и муниципальных услуг. Отечественная юриспруденция. № 1. С.36–39.
- Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников». Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 35, ст. 4829.
- Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.). Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31, ст. 4179.
- Игина, К. А. Особенности защиты прав получателей электронных государственных услуг / К. А. Игина. — Текст : электронный // cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zaschity-prav-poluchateley-elektronnyh-gosudarstvennyh-uslug?ysclid=ld0dis4l3s533462809 (дата обращения: 18.01.2023).