К вопросу о правовом регулировании оказания государственных и муниципальных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 18.01.2023

Статья просмотрена: 437 раз

Библиографическое описание:

Приходько, А. С. К вопросу о правовом регулировании оказания государственных и муниципальных услуг / А. С. Приходько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 379-382. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99085/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье рассматривается эффективность процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форм и при посещении многофункциональных центров, описывается порядок подачи и рассмотрения жалоб и ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги.

Ключевые слова: государственные и муниципальные услуги, механизм защиты прав получателей электронных государственных услуг, ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги, Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

С цифровизацией и ростом влияния информационных технологий процесс оказания государственных и муниципальных меняется до неузнаваемости. Вместе с тем возрастает необходимость в усовершенствовании правовых норм, посредством которых регламентируются предоставление услуг в электронном виде.

По статистическим данным Минцифры с 2020 года все больше государственных услуг становятся доступными в электронном виде. Так, их количество возросло в 10 раз. В 2022 году в среднем в месяц через портал госуслуг успешно оказывалось более 18 млн госуслуг. А это больше 200 млн госуслуг в год.

В своих научных трудах И. У. Кулдыбаева оценивает, насколько эффективен процесс предоставления электронных государственных услуг. По ее мнению, представляется необходимым расширить доступность электронных государственных услуг для населения [1].

Мы разделяем точку зрения автора в той части, что предоставление государственных и муниципальных услуг требуют четкой регламентации. Только при соблюдении этого условия оказание государственных и муниципальных услуг, а также государственных и муниципальных услуг в электронном виде может быть эффективным [2].

Еще необходимо дополнить существующий перечень оснований, при которых заявитель может подать жалобу, следующими: нарушение требований к местам предоставления государственной услуги, установленных законодательством и подзаконными нормативными актами; предоставление неполной и (или) недостоверной информации о государственной услуге (например, на сайте органа власти, на информационном стенде).

Так, ч. 1 ст. 5.63 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти или государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, повлекшее непредоставление государственной услуги заявителю либо предоставление государственной услуги заявителю с нарушением установленных сроков, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. А ч. 2 ст. 5.63 содержит административную ответственность за требование для предоставления государственных услуг документов и (или) платы, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Что касается ответственности за нарушение требований к местам предоставления государственной услуги, установленных законодательством и подзаконными нормативными актами и предоставление неполной и (или) недостоверной информации о государственной услуге, то ответственности за подобные деяния не предусмотрено. При этом очень часто можно столкнуться с предоставлением недостоверной информации, касающейся перечня необходимых документов, которые требуются для предоставления государственной или муниципальной услуги.

Согласно статье 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться:

1) предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;

2) подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги;

3) получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;

4) взаимодействие органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

5) получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;

6) иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги [3].

Несмотря на рост популярности электронных государственных услуг, востребованность которых определяется жизненными обстоятельствами, растет и количество жалоб со стороны заявителей, не довольных качеством государственной услуги и условиями её оказания [4]. Причины могут быть абсолютно разными. Начиная от недостаточной степени ознакомления с административными регламентами по оказанию каждой из государственной и муниципальной услуги работниками многофункциональных центров, невысокая заработная плата и как следствие текучка кадров, отражающаяся на низком кадровом потенциале МФЦ, до компьютерной неграмотности самих заявителях, не понимающих каким образом пользоваться Единым порталом государственных услуг. Очень частая проблема — отказ смотреть в нормативный источник с обеих сторон. А также населению очень часто сложно понять тот момент, что законодательство и регламенты меняются, в связи с чем меняется пакет документов, круг субъектов, которые имеют право для получения услуги.

Также стоит сказать о том, что вместе с увеличением количества услуг, получить которые есть возможность в электронной форме, увеличивается и рост недовольства заявителей, которые не могут разобраться с техническим оснащением интернет-ресурса, потому что информационная грамотность остается недостаточно высокой.

Помимо прочего недовольство может проистекать от негативного отношения к имеющейся законодательной базе в Российской Федерации и к системе оказания государственных услуг, в принципе не иметь отношения. В любом случае, имея определенные претензии к государственным органам, органам местного самоуправления, многофункциональному центру, граждане и организации вправе обратиться с соответствующей жалобой, порядок подачи и рассмотрения которых регулируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012г. № 840 [5], а также нормами Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [6].

Статьей 11.2. Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установлены общие требования к порядку подачи и рассмотрения жалобы. Форма ее подачи предусмотрена как письменная, так и электронная.

Рассмотрим основания подачи жалобы. Самое распространенное основание — это отказ в приеме документов у заявителя со стороны государственного органа или многофункционального центра. Следующим основанием является необходимость исправления допущенных опечаток или прочих ошибок в документах. Срок рассмотрения жалобы по данному основанию 5 рабочих дней. В остальных случаях 15 рабочих дней.

Для удобства граждан подать жалобу можно на Едином портале государственных и муниципальных услуг в разделе «Досудебное обжалование». Платформа ФГИС, обеспечивающая процесс досудебного обжалования решений и действий (бездействия) государственных и муниципальных органов, облегчает защиту своих прав обычным гражданам, поскольку он является достаточно простым и понятным.

Но не следует забывать о том, что не все жалобы граждан являются обоснованными. Некоторые заявители просто могут не разобраться в административном регламенте и написать жалобу по поводу требования дополнительных документов, поэтому первоочередной задачей на мой взгляд должна быть популяризация правовых знаний, правовое просвещение граждан и как можно больше понятной и простой информации, которая поможет избежать конфликтных ситуаций.

Подводя итог научной работы, стоит отметить необходимость правовой регламентации государственных и муниципальных услуг в понятной и доступной для граждан форме для предоставления государственных и муниципальных услуг, улучшения качества государственных и муниципальных услуг в электронном виде, а также необходимости повышения правовой и информационной грамотности населения.

Литература:

  1. Кулдыбаева И. У. Правовое регулирование предоставления электронных государственных услуг: дис.... канд. юрид. наук. Челябинск, 2014.239 с.
  2. Кулдыбаева И. У. Там же.
  3. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31, ст. 4179.
  4. Кодилова Е. Д. Совершенствование административной ответственности за нарушение законодательства об организации и предоставления государственных и муниципальных услуг. Отечественная юриспруденция. № 1. С.36–39.
  5. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных корпораций, наделенных в соответствии с федеральными законами полномочиями по предоставлению государственных услуг в установленной сфере деятельности, и их должностных лиц, организаций, предусмотренных частью 1.1 статьи 16 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», и их работников, а также многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг и их работников». Собрание законодательства Российской Федерации. 2012. № 35, ст. 4829.
  6. Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 30.12.2020 г.). Собрание законодательства Российской Федерации. 2010. № 31, ст. 4179.
  7. Игина, К. А. Особенности защиты прав получателей электронных государственных услуг / К. А. Игина. — Текст : электронный // cyberleninka : [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-zaschity-prav-poluchateley-elektronnyh-gosudarstvennyh-uslug?ysclid=ld0dis4l3s533462809 (дата обращения: 18.01.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): государственная услуга, услуга, муниципальная услуга, предоставление, организация предоставления, Российская Федерация, электронная форма, электронный вид, нарушение порядка предоставления, недостоверная информация.


Ключевые слова

государственные и муниципальные услуги, механизм защиты прав получателей электронных государственных услуг, ответственность за нарушение порядка предоставления государственной услуги, Требования к организации предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме

Похожие статьи

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

Обязанности органов, представляющих государственные услуги, органов, представляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций

Автором в данной работе рассматривается организация деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляющих предоставление услуг; обязанности органов по оказанию услуг и требования к их оказанию.

Правовой анализ принципов предоставления государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, проведенный анализ отразил неоднозначный подход к пониманию содержания некоторых из них.

Предоставление государственных и муниципальных услуг и функции органов публичной власти: соотношение понятий

В статье рассмотрено соотношение понятий предоставления государственных и муниципальных услуг с функциями органов публичной власти, проведенный анализ отразил необходимость корректировки законодательных актов.

Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

В статье рассматриваются правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Выявлены особенности формирования государственных (муниципальных) услуг в этой сфере.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения

В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и муници...

Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы

В статье рассматриваются вопросы регламентации государственных услуг как одного из основных направлений проведения административный реформы. Сформулированы теоретические аспекты, основы нормативно-правового регулирования, изучен опыт совершенствовани...

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы

Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Похожие статьи

Административные регламенты предоставления государственных услуг

Статья посвящена внедрению нормативных актов и стандартов при оказании государственных и муниципальных услуг. Автор обосновывает необходимость создания системы предоставления государственных услуг и удобства получения этих услуг гражданами и юридичес...

К вопросу о совершенствовании регулирования сферы закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В статье рассмотрены основные нововведения Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в сравнении с действующим до 01.01.2014 г. Федерал...

Обязанности органов, представляющих государственные услуги, органов, представляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций

Автором в данной работе рассматривается организация деятельности государственных и муниципальных органов, осуществляющих предоставление услуг; обязанности органов по оказанию услуг и требования к их оказанию.

Правовой анализ принципов предоставления государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, проведенный анализ отразил неоднозначный подход к пониманию содержания некоторых из них.

Предоставление государственных и муниципальных услуг и функции органов публичной власти: соотношение понятий

В статье рассмотрено соотношение понятий предоставления государственных и муниципальных услуг с функциями органов публичной власти, проведенный анализ отразил необходимость корректировки законодательных актов.

Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования

В статье рассматриваются правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Выявлены особенности формирования государственных (муниципальных) услуг в этой сфере.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме: проблемы и пути решения

В статье рассмотрен процесс предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Представлены текущее состояние процедуры оказания услуги в электронном виде и проблемы последующего перевода предоставления государственных и муници...

Оптимизация процессов предоставления государственных услуг как основное направление проведения административной реформы

В статье рассматриваются вопросы регламентации государственных услуг как одного из основных направлений проведения административный реформы. Сформулированы теоретические аспекты, основы нормативно-правового регулирования, изучен опыт совершенствовани...

К вопросу о повышении эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг

В статье рассмотрены основные направления повышения эффективности и качества оказания государственных и муниципальных услуг. Охарактеризована роль цифровизации в системе оказания государственных и муниципальных услуг. Выделены основные проблемы разви...

Качество образовательных услуг в условиях муниципальной системы образования: проблемы, перспективы

Статья посвящена оценке качества предоставления образовательных услуг на уровне муниципального образования. В ней рассмотрены проблемные зоны и определены перспективы развития муниципальной системы образования.

Задать вопрос