В статье рассматриваются вопросы правового регулирования контрактной системы в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд.
Ключевые слова: государственный контракт, муниципальный контракт, контрактная система.
Одним из главных рычагов влияния государства на экономику страны является система государственных заказов, закупок товаров и услуг для различных нужд.
В Российской Федерации на сегодняшний день закупки бюджетов всех уровней отнесены к сфере контрактной системы и регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [3].
Статьей 526 Гражданского кодекса Российской Федерации определено понятие государственного и муниципального контрактов на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, оговаривая, что это сделки, по которым поставщик (подрядчик, исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров [1].
Частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд [2].
Согласно пункту 8 части 1 статьи 3 Закона о контрактной системе: государственный контракт, муниципальный контракт — это гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд [3].
Исходя из приведенных выше определений, можно сказать, что государственный (муниципальный) контракт — это договор на поставку товара, выполнения работ, оказания услуг, заключённый между государственным (муниципальным) заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд.
Н. Н. Заботина считает, что «использование законодателем словосочетания «государственный контракт» является нерациональным, так как оно имеет декларативный характер, не несет особой смысловой, функциональной нагрузки, более того, вызывает споры о его публично-правовой природе» [7].
По мнению Ю. Г. Архипова «слово «контракт» происходит от латинского «contractis» — связывать, при этом словарные определения звучат как «письменное и регулируемое законом соглашение между двумя и более сторонами», налагающее на каждую сторону обязательства что-либо сделать или не сделать и предоставляющее право оценивать исполнение обязательства другой стороной, или защиту в случае нарушения другой стороной обязательства» [4].
При исследовании правовой природы государственного контракта можно выделить несколько направлений:
1) правовое регулирование государственного контракта относится к административному праву;
2)правовое регулирование государственного контракта относится к гражданскому праву;
3) государственный контракт рассматривается как гражданско-правовой договор с административно-правовыми элементами.
Первое направление поддерживается мнениями авторов таких, как В. В. Балакин, считающий, что «государственный контракт обладает всеми признаками административно-правового договора» [5], В. В. Кикавец, относящий «государственный контракт к административно-правовому акту» [1, с. 26]. Второе направление поддерживается мнениями исследователей В. Е. Беловым, который определяет, что «контракт является гражданско-правовым договором» [6, с. 204].
По мнению М. В. Шмелевой «государственный контракт — сложное юридическое понятие. Вопрос о его юридической природе носит дискуссионный характер, его правовая сущность учеными-правоведами рассматривается с разных точек зрения. Первая позиция связана с рассмотрением государственного контракта как особого типа гражданско-правового договора, вторая — с анализом его как формы или этапа размещения государственного муниципального заказа» [9].
Таким образом, государственному (муниципальному) контракту в силу его специфики принадлежит особое место в системе договоров, и в целом по своей правовой природе является гражданско-правовым договором.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ. (ред. от 28.06.2021, с изм. от 26.10.2021). // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021). // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
- О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ. // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1652.
- Архипов, Ю. Г. Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: учеб. пособие / Ю. Г. Архипов. — М.: Столица, 2015. — 292 с. — Текст: непосредственный.
- Балакин, В. В. Торги как институт гражданского права в условиях современной рыночной экономики России.: автореф. дис.... канд. юрид. наук: 12.00.03 / В. В. Балакин. — Москва, 2004. — 23 с. — Текст: непосредственный.
- Белов, В. Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд: правовое регулирование / В. Е. Белов. — М.: Норма: Инфра-М, 2011. — 302 с. — Текст: непосредственный.
- Заботина, Н. Н. Правовая природа правоотношений, возникающих в связи с заключением контрактов на поставку товаров для государственных нужд / Н. Н. Заботина // Право. — 2014. — № 2. — С.27–36. — Текст: непосредственный.
- Кикавец, В. В. Развитие и становление государственного заказа в Российской Федерации / В. В. Кикавец // Право и жизнь. — 2010. — № 1. — С. 25–32. — Текст: непосредственный.
- Шмелева, М. В. Гражданско-правовое регулирование контрактных отношений при государственных и муниципальных закупках в Российской Федерации: автореф. дис.... канд. юр. наук: 12.00.03 / М. В. Шмелева. — Саратов, 2013. — 25 с. — Текст: непосредственный.