Вданной статье рассматриваются особенности протекания коммуникативной дезадаптации у старшеклассников с задержкой психического развития. Проанализированы особенности межличностного взаимодействия со сверстниками. Перечислены основные проблемы в развитии коммуникативных навыков.
Ключевые слова: дезадаптация, коммуникативная дезадаптация, задержка психического развития, дезадаптация у подростков с задержкой психического развития.
От рождения ребёнок способен к социальному развитию. Развитие ребёнка понимается как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями человечества (Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский и др.). Важно отметить, что ребёнок усваивает социальный опыт только в процессе взаимодействия с другими людьми (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия и др.).
Большое влияние на формирование личности оказывает среда ближайшего окружения, т. е. выражение социальной среды, которое состоит из таких элементов, как семья, школа, друзья и т. д.
Следовательно, очень важно учитывать характер воздействия социальный среды на формирование личности. Межличностные отношения, в которые вступает ребёнок, всегда опосредованы взрослыми (например, отношения «учитель — ученик»).
Развитие межличностного общения происходит в течение всей жизни человека, однако, самый важный и сложный этап приходится на подростковый возраст — промежуточное положение между детством и юностью [1].
Межличностные отношения являются сильнейшим средством формирования отношения к самому себе и источником развития самооценки. В процессе общения ребёнок познаёт не только другого человека, но и самого себя, создаёт свой собственный образ как отражение (Б. Г. Ананьев) [2].
Приспособление к успешному функционированию в данной среде, а также способность к дальнейшему психологическому, личностному и социальному развитию, в психолого-педагогической науке обозначается термином «адаптация» [3].
Адаптация состоит не только в приобщении школьников к успешному функционированию в образовательной среде, но и в способности к его дальнейшему личностному, психологическому, социальному развитию [4].
Термин «дезадаптация», характеризует нарушение адаптационного процесса, т. е. взаимодействие человека с окружающим миром, в отечественной науке появился сравнительно недавно. Согласно определению А. Ю. Коджаспирова — это психическое состояние, которое возникает в результате несоответствие социо-психологического или психофизиологического статуса ребёнка требованиям новой социальной ситуации [3].
Проблему дезадаптации и её аспекты подробно изучали многие российские и зарубежные учёные, педагоги и психологи: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Т. А. Дорофеева, В. П. Зинченко, Л. И. Божович, Е. В. Новикова, Л. Л. Шпак, К. С. Лебединская, А. В. Мудрик, А. И. Юдина, С. Штребел, Т. С. Шацким, П. П. Блонским и другими.
В настоящее время сформировались различные подходы, опирающиеся на различные методологические основания, в разъяснении такого сложного явления, как дезадаптация:
- Медико-биологический подход — нарушение приспособления ребёнка к условиям обучения в школе, которое выступает как частное явление расстройства у него общей способности к психической адаптации в связи с какими-либо патологическими факторами (М. Ш. Вроно, В. В. Ковалёв, Е. В. Змановская), а также нарушения процесса формирования познавательных и психических процессов и функций организма;
- Социально-дезадаптивный — многофакторный процесс снижения и нарушения способности ребёнка к обучению вследствие несоответствия условий и требований учебного процесса, ближайшей социальной среды его психофизиологическим возможностям и потребностям (А. А. Северный);
- Социально-педагогический — в формировании дезадаптации определяющее значение принадлежит совокупным педагогическим и собственно школьным факторам (Г. Ф. Кумарина, У. Глассер);
- Социально-психологический — субъективно неразрешимая для ребёнка ситуация конфликта между требованиями образовательной среды и ближайшего окружениями ребёнка, его психофизиологическими возможностями и способностями, соответствующими возрастному периоду психического развития (Н. В. Вострокнутов) [5].
Согласно Д. Н. Володину «различные аномалии в психологическом и социальном развитии по-разному могут отражаться на формировании социальных связей детей, их познавательных возможностях и трудовой деятельности» [6].
В нашем исследовании мы затронем особенности протекания дезадаптации у детей с одним из типов психического дизонтегенеза (нарушение развития психики) — задержкой психического развития (ЗПР).
Задержка психического развития (ЗПР) — это нарушение в формировании и развитии психических функций (мышление, память, внимание и т. д.) и навыков ребенка, отставание от нормы психического развития в целом, или каких-либо его отдельных функций.
Причины возникновения: органическая недостаточность нервной системы (остаточного характера), патологии беременности и родов, хронические соматические заболевания, наследственные факторы и педагогическая запущенность (плохой уход, гипоопека и т. д.).
Классификации ЗПР (К. С. Лебединская, 1982 г.):
- Конституционального происхождения — состояние задержки определяется наследственностью семейной конституции. Для детей присущи детская мимика и моторика. Эмоционально-волевая сфера находится на уровне детей младшего возраста, преобладают игровые интересы. Дети внушаемы и недостаточно самостоятельны. Преобладает игровая деятельность. В игре они проявляют выдумку и сообразительность, однако очень быстро устают от учебной деятельности;
- Соматогенного происхождения — длительные хронические заболевания. У детей ярко выражены астенические симптомы в виде повышенной утомляемости, пониженной работоспособности, что приводит к снижению внимания, память и познавательная деятельность носят краткосрочный характер;
- Психогенного происхождения — связана с неблагоприятными условиями воспитания, вызывающими нарушение формирования личности ребенка: безнадзорность, сочетающаяся с жестокостью родителей или гипоопека. Безнадзорность приводит к психической неустойчивости, импульсивности, безынициативности. Гиперопека — к эгоцентризму, отсутствию самостоятельности, неспособность к волевому усилию;
- ЗПР церебрально-органического происхождения — грубые и стойкие нарушения созревания мозга и его структур, токсикоз беременной, вирусные заболевания во время беременности (краснуха, грипп), алкоголизм и наркомания матери, недоношенность, кислородное голодание. Дети этой группы страдают снижением памяти, повышенной утомляемостью вследствие церебральной астении, слабой концентрацией внимания. Знания усваивают фрагментарно. По показателям продуктивности приближены к детям с умственной отсталостью [7].
Задержка в развитии тех или иных функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные функции, как внимание, восприятие, память, речь и другие высшие психические функции, может усугублять трудности в школьном обучении ребёнка и его взаимодействие с социумом.
Коммуникация — обмен смысловой информацией между людьми, при котором сообщение или сигнал в виде скомпонованных определенным образом знаков или символов передается целенаправленно, принимается в соответствии с определенными правилами, независимо от того, приводит ли этот процесс к ожидаемому результату» (М. Ю. Коваленко).
Автор выделяет несколько основных элементов коммуникативного процесса:
- Отправитель (источник, коммуникатор);
- Сообщение;
- Канал;
- Получатель информации.
Коммуникативные умения — владение конструктивными способами и средствами взаимодействия взаимодействия с окружающими людьми (О. Н. Сомкова)
К коммуникативным умениям она относит следующие умения:
- Речевые: умение слушать собеседника и правильно понимать его мысль; формулировать в ответ свое суждение, задавать вопросы; правильно выражать мысль посредством языка, менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать эмоциональный тон общения; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь и контролировать ее нормативность.
- Невербальные умения: уместное использование мимики, жестов, поз; умение понимать эмоции собеседника.
- Правила речевого этикета:
1) умение вступать в разговор (когда и как начать его со знакомыми и незнакомыми людьми);
2) способность поддерживать и завершать общение (слышать и слушать, проявлять инициативу, переспрашивать, доказывать свою точку зрения, выражать свое отношение к предмету разговора, сравнивать, приводить примеры, возражать, оценивать);
3) умение использовать различные формы обращения к собеседнику (при знакомстве, приветствии, приглашении к разговору и т. д.).
Коммуникативные умения включают в себя:
- Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»);
- Умение организовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
- Знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [8].
В нашем исследовании мы затронем коммуникативную дезадаптацию.
Проблема коммуникативно-личностного развития детей с разными вариантами нарушенного развития на ступенях раннего онтогенеза находится в поле научных интересов исследователей (Ю. А. Ильина, О. С. Павлова, Н. В. Рябова, Л. Г. Соловьева и др.).
Коммуникативная дезадаптация — это нарушение психологических механизмов приспособления эмоционально-личностной сферы индивидуальности, речемыслительных процессов и речевой деятельности к новым условиям межличностного общения, социальной ситуации развития; наиболее часто проявляется в период возрастных речевых кризисов при формировании психологического новообразования коммуникативной системы (О. В. Трошин) [9].
При данном типе дезадаптации подростки обостренно чувствуют свою изолированность от группы сверстников, обнаруживаются конфликты с ними. У них высокий уровень тревожности и депрессии, они склонны к эмоциональной переработке конфликтов. Низкая эффективность саморегуляции коммуникативного поведения подростка, его неумение правильно организовать свое взаимодействие с окружающими людьми, приводит к высокому уровню тревожности в момент вступления в речевое общение, что существенно снижает социальную активность подростков.
Прежде чем мы перейдём к обсуждению особенностей общения у подростков с ЗПР, следует выделить основные мотивы, побуждающие ребёнка вступить в диалог со взрослым. Они связаны с 3 главными потребностями:
- Потребность во впечатлениях;
- Потребность в активной деятельности;
- Потребность в признании и поддержке.
На уровне индивидуально-психологических особенностей подростки с ЗПР имеют предпосылки для формирования эмоционального дисбаланса и возникновения трудностей в межличностном общении. Если к этому добавляется равнодушие или агрессия со стороны ближайшего окружения (семья и школа), то высок риск формирования патохарактерологических особенностей межличностного общения в более старшем возрасте.
По мнению Ф. А. Сохина дети с ЗПР не используют простые речевые средства при построении диалогов. Происходит застревание в периоде диалога в форме вопросов и ответов на них. В свободной речи дети не стремятся использовать диалогические виды коммуникации. Они быстро уходят от сложной темы беседы к лёгкой. Также часто дублируют произнесённое ранее, что свидетельствует о неразвитости внутреннего речевого программирования и грамматического структурирования, отставании в формировании связной речи.
Дети правильно используют жесты, обозначающие указание, жесты приветствия и одобрения. Было замечено также, что для передачи какой-либо информации дети с ЗПР используют свою индивидуальную систему кодирования, в которой жесты не всегда соответствуют общепринятой системе.
Подростки с ЗПР охотнее общаются с детьми младшего возраста, которые лучше их принимают. У некоторых из них возникает страх перед детским коллективом, и они начинают избегать его.
Отношения подростков с ЗПР отличаются эмоциональной нестабильностью, неустойчивостью, проявлением черт детскости в деятельности и поведении (Исаев Д. Н.).
В качестве способа разрешения конфликтов у них наблюдаются следующие типы поведения:
- Агрессия, направленная или непосредственно на объект (на детей младшего возраста, животных или вещи);
- Бегство — ребёнок «убегает» от ситуации, с которой он не в состоянии успешно справиться, например, отказывается о посещения школы. Наиболее специфической формой выступает «уход» в болезнь, что может проявляться в невротических соматических реакциях: тошноте, головной боли и т. д.;
- Регрессия — возврат на более низкий уровень развития. Ребёнок больше не желает быть самостоятельным, потому что это приносит одни неприятности;
- Отрицание трудностей и неадекватная оценка ситуации — ребёнок вытесняет из сознания травмирующую для него действительность, в которой он всегда терпит неудачи и которой не может избежать.
Они не хотят поддерживать общение, сводят диалог к его завершению, коммуникация в совместной или самостоятельной деятельности крайне редка. Но при этом, если подтолкнуть ребёнка к диалогу при помощи вопросов о его желаниях или похвалы, то у него активизируется процесс говорения.
При характеристике класса подчёркивается односторонность класса, одноклассников, отношений с ними, которая выражается в полном отсутствии положительных характеристик. Подростки с ЗПР предпочитают описывать свой класс, используя негативный знак эмоционально-динамических суждений, отмечая проявление отрицательных эмоций: «орут», «обзываются» и т. п. Они чаще подчёркивают отрицательное отношение к одноклассникам: «они мне не нравятся». Но наряду с этим они в редких случаях отмечают и наличие «лучших друзей».
Подростки с ЗПР предпочитают строить межличностные отношения с небольшим количеством сверстников.
К тому же у них наблюдаются расстройства познавательной активности, что осложняется низкой речевой деятельностью. Например, это проявляется в ситуации, когда они знают ответ на вопрос, но не произносят его в связи с недостаточностью мотивационного компонента. Такая ситуация оказывает значительное влияние не только дальнейшее формирование знаний, умений и навыков ребенка, но и на развитие личности в целом.
В развитии коммуникативных навыков у подростков с ЗПР можно выделить 4 проблемы:
- Незнание и неучитывание особенностей психического развития детей с ЗПР родителями. Неадекватные стили воспитания или предъявление к детям требований, не учитывающих их психофизиологические особенности;
- Личностные и речевые особенности, затрудняющие или не позволяющие выстроить положительный коммуникационный процесс;
- Непринятие со стороны общества детей с отклонениями в развитии, неготовность к инклюзивному образованию в школах;
- Отсутствие средств и возможностей в образовательных учреждениях для организации процесса коммуникации [10].
У подростков с ЗПР, в отличие от нормально развивающихся сверстников, проявляются импульсивность в поведении, плохое подчинение дисциплинарным требованиям, повышенная конфликтность при взаимодействии со сверстниками и с учителями.
Вывод. Дезадаптация опасна тем, что в дальнейшем, при длительном воздействии внешних факторов (а именно их психосоциальных аспектов) и наличии внутриличностного «конфликта» (а также постоянное чувство дискомфорта и низкая самооценка), может привести к социальной дезадаптации, а в дальнейшем перерасти в форму девиантного поведения: алкоголизму, наркомании, правонарушениям, привести к повышенному риску суицида, изоляции. В этом случае ребёнок сам становится фактором социального риска для окружающих его людей.
Литература:
- Гребенникова Е. В., Шелехов И. Л., Лялина И. И. Межличностное общение как маркер эффективной социализации подростков с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhlichnostnoe-obschenie-kak-marker-effektivnoy-sotsializatsii-podrostkov-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya (дата обращения: 10.01.2023)
- Свечникова Н. С., Калинина А. А. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-mladshego-shkolnogo-vozrasta (дата обращения: 04.01.2023)
- Невдахина А. О. Психологическое содержание школьной дезадаптации [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42699775 (дата обращения: 10.01.2023)
- Ильченко К. А. Нарушение норм поведения как проявление школьной дезадаптации [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46712317 (дата обращения: 05.01.2023)
- Савтюк К. А., Мамедова Л. В. Особенности организации психолого-педагогической работы по профилактике школьной дезадаптации старшеклассников [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49572280 (дата обращения: 06.01.2023)
- Максимова Е. Ю. Задержка психического развития у детей и подростков как фактор девиантного поведения: социально-психологические и философски-педагогические аспекты [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41727632 (дата обращения: 03.01.2023)
- Терминологический словарь по педагогике, 2005–2006г. Электронная версия. [Электронный ресурс] // Российская национальная библиотека URL: https://nlr.ru/cat/edict/PDict/ (дата обращения: 03.01.2022)
- Абдуллина Л. Б, К. Х. Гизатуллина К. Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников [Электронный ресурс] // eLIBRARY: научая эл. библиотека URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35576017 (дата обращения: 09.01.2023)
- Павлова Е. В. Коррекция коммуникативной дезадаптации дошкольников средствами арт-терапии https://alley-science.ru/domains_data/files/1December2021/KORREKCIYa %20KOMMUNIKATIVNOY %20DEZADAPTACII %20DOShKOLNIKOV %20SREDSTVAMI %20ART-TERAPII.pdf [Электронный ресурс] // Международный научно-исследовательский журнал «Аллея Науки» (дата обращения: 04.01.2023)
- Булгакова Д. Р. Проблема развития коммуникативных навыков у детей 5–7 лет с задержкой психического развития [Электронный ресурс] // Сайт Медицинских научных конференций URL: https://medconfer.com/node/5877 (дата обращения: 08.01.2023)