Здоровье и охрана граждан являются одной из главных задач государства. Законодательство в сфере охраны здоровья основывается, в первую очередь, на ст. 41 Конституции РФ, которая гласит, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1]. Поэтому деятельность прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения имеет огромное значение, поскольку медицинская сфера приобретает ряд изменений, которые требуют особого контроля.
Так как система здравоохранения имеет значение для дальнейшего развития общества и государства, то необходимо уделить ей особое внимание. Медицинская сфера согласно Постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» ставит перед собой задачу — это улучшение качества и продолжительности жизни человека, но справляется ли она с этим на данном этапе развития общества и как регулируется её деятельность, и является актуальной темой [4]. Особую роль здесь играют органы прокуратуры, главной целью которых является выявление нарушения законодательства во всех сферах общества. Данная деятельность ведётся непрерывно и с каждым годом всё активнее осуществляется надзор за системой здравоохранения. Согласно приказу Генерального прокурора Российской Федерации от 07 декабря 2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», в п. 7.1 которого указано, что необходимо всем прокурорам акцентировать внимание на защите прав, которые закреплены в Конституции РФ (на охрану здоровья и медицинскую помощь) [5]. Таким образом можно утверждать, что надзор за исполнением законодательства в данной области является одним из наиболее важных направлений деятельности органов прокуратуры. Акцент на данной деятельности сделан давно, поэтому органы прокуратуры активно производят проверки в данной сфере. Обращаясь к статистическим данным, в сфере здравоохранения прокурорами пресечено более 800 фактов нарушения законов, связанных с несоблюдением сроков обеспечения отдельных категорий граждан лекарствами и изделиями медицинского назначения, и это только в Кировской области [6]. Подобное количество нарушений говорит как о качестве прокурорских проверок, так и свидетельствует о проблемах в сфере здравоохранения. Особое значение имеет планирование надзорных мероприятий, поскольку это является неотъемлемой частью организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере здравоохранения. Качественное планирование проверок позволит упорядочить работу органов прокуратуры, а также поспособствует достижению необходимого уровня законности в сфере здравоохранения.
Так, в условиях пандемии участилось количество нарушений и в качестве примера можно обратиться к проверке, проведённой прокуратурой по соблюдению законодательства при оказании медицинской помощи пациентам с COVID-19 в деятельности ГБУЗ АО «Красноярская районная больница». В ходе проверки было выявлено нарушение, что пациенту, находящемуся на амбулаторном лечении с подозрением на новую коронавирусную инфекцию, пульсоксиметрию с измерением SpO2 для выявления дыхательной недостаточности и оценки выраженности гипоксемии, не проводилась. Прокурором было вынесено представление с требованиями устранения нарушений и недопущения их впредь [7]. Данными полномочиями прокурор наделён согласно ст.24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 05.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» [2].
В последнее время появляется всё больше новых проектов и программ по улучшению качества жизни и повышению здоровья населения. Так, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее — Указ № 204) скорректированы цели Государственной программы. Одной из глобальных целей данного проекта является снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения [3]. Смотря на появление такого количества реформ в медицинской сфере, увеличивается количество нарушений законов, направленных на охрану жизни и здоровья. Так, за декабрь 2021 года увеличилось число жалоб граждан в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе ОМС. Согласно данным с января по октябрь 2021 г. страховые медицинские организации провели 24,1 млн экспертиз и выявили 3,5 млн нарушений [8]. Большая часть жалоб связана с неоказанием медицинской помощи. Принятые меры по улучшению сферы здравоохранения не приносят должных результатов. В связи с этим целесообразно принимать во внимание деятельность органов прокуратуры, которая должна оставаться на высоком уровне, так как с появлением новых проектов по охране и улучшению здоровья населения, требуется ещё больше надзора и бдительности за исполнением данных законов.
Роль прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере здравоохранения должна повышаться и дальше, так как акты реагирования на нарушения поспособствуют повышению качества обслуживания населения. Прокурорские проверки должны носить систематический характер, в том числе обязательно реагировать на жалобы граждан. При проведении проверок должны привлекаться эксперты для наиболее качественного изучения и выявления нарушения. Сами прокурорские работники должны ознакомиться с документальной базой и объектом проверки, чтобы наиболее полно разобраться в данной сфере, а также больше взаимодействовать с другими органами исполнительной власти [9]. Также есть официальный сайт обращений для граждан, где прокуроры могут разъяснить о новых программах в сфере здравоохранения и разъяснить, куда обратиться для решения возникших проблем. Всё это поможет установить контакт между органами исполнительной власти и гражданами, что в дальнейшем сможет улучшить качество медицинской помощи.
Подводя итоги, следует отметить, что прокурорский надзор за сферой здравоохранения на данном этапе находится на высоком уровне, проводятся проверки и выявляются нарушения, что способствует дальнейшему их устранению. Поэтому деятельность прокуратуры в области охраны и здоровья населения можно по праву считать значимой и полезной работой.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 25 декабря 1993 г. N 237.
- Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» //Ведомость Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 20 февраля 1992 г. N 8. С. 366.
- Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. N 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. 2018. N 97.
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2017 г. N 1640 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1 января 2018 г. N 1. Часть II. С. 373.
- Приказ Генерального прокурора России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 31.08.2021) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ http://genproc.gov.ru Дата обращения (24.12.2022)
- В прокуратуре Кировской области подведены итоги работы за 2021 // https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_43/mass-media/news?item=69990609 (дата обращения: 14.04.2022).
- Прокуратурой района проведена проверка // https://komsomolskiy.astrobl.ru/site-page/prokuraturoy-rayona-provedena-proverka-soblyudeniya-zakonodatelstva-pri-okazanii (дата обращения: 10.11.2022).
- Савенкова Дарья. В России зафиксирован всплеск жалоб на государственную медицину .14 декабря 2021. [Электронный ресурс] // https://www.vedomosti.ru/society/articles/2021/12/14/900494-v-rossii-zafiksirovan-vsplesk-zhalob-na-gosudarstvennuyu-meditsinu (дата обращения: 14.04.2022).
- Сунгатуллина А.И. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере здравоохранения. Некоторые особенности надзора в период пандемии // Молодой исследователь. 2021. N 10. С. 110-114