Управленческое содействие педагогам в образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 83 раза

Библиографическое описание:

Мильшина, Е. М. Управленческое содействие педагогам в образовательной организации / Е. М. Мильшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 260-262. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99117/ (дата обращения: 16.11.2024).



Образовательная организация представляет собой целостную динамическую социально-педагогическую систему. Она ориентирована на непрерывный режим развития. Важнейшей частью любой организованной системы является процесс управления.

Такие ученые, как Т. А. Василькова и П. И. Третьяков понимают управлением целесообразную деятельность. И. В. Жуковский считает, что управление — это процесс воздействия. По мнению М. М. Поташника, управление нужно понимать как направленное взаимодействие.

Таким образом, в науке даны следующие характеристики процесса управления:

— воздействие субъекта на объект;

— направленность на выработку решений;

— организация деятельности;

— контроль деятельности;

— регулирование объекта управления в соответствии поставленной целью;

— анализ и подведение итогов на основе достоверной информации;

— перевод субъекта в другое состояние или поддержание его деятельности в установленном режиме;

— нацеленность на обеспечение, становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие объекта управления в целом;

— предоставление оптимального функционирования и развития управляемой системой, перевод ее на более высокий уровень по достижению целей с помощью необходимых педагогических условий, средств и воздействий;

— обращенность на регулирование учебно-воспитательного процесса и его развитие.

При управлении организацией происходит влияние субъекта на объект таким образом, чтобы оно достигало поставленных перед ним целей [7].

Управление происходит при соблюдении таких условий, как:

— наличие причинно-следственных связей между элементами системы;

— динамичность системы (объект переходит из одного качественного состояния в другое)

— наличие параметра, при воздействии на который, изменяется ход преобразований управляемого объекта;

— отзывчивость на сигналы управления (способность управляемого объекта претерпевать значительные изменения под воздействием малых управляющих воздействий) [6].

Субъект управления направляет на объект определенные импульсы воздействия. Они включают в себя в явном или косвенном виде информацию, как функционировать в дальнейшем объекту управления.

Объект управления получает управленческие команды и осуществляет свою деятельность в соответствии с их содержанием. Регламентируются те аспекты деятельности объекта управления, которые входят в сферу управленческого воздействия субъекта управления.

Мы рассмотрели такие виды управления, как институциональное, мотивационное и информационное [5].

Первый вид управления делится на административное, командное, ограничивающее и принуждающее управление. Мотивационный заставляет субъекты управления совершать определенные действия. При информационном персонале предоставляется информация, формируются убеждения и представления.

При осуществлении управленческого содействия, по нашему мнению, стоит использовать мотивационный и информационный виды управления.

Так, в результате анализа литературы мы определили, что управление — это целенаправленная деятельность, при которой происходит воздействие субъекта на объект и регулирование учебно-воспитательного процесса.

Оно включает в себя руководство персоналом организации, которые также выступает объектом управления. Персоналом организации называют совокупность людей, включенных в трудовой процесс.

Управление персоналом в наиболее широком смысле слова — это управление работниками как одной из самых сложных и самых существенных подсистем любой организации. Оно осуществляется руководящим составом организации, включает разработку концепции и стратегии кадровой политики, принципов и методов управления персоналом [6].

Осуществление управленческой работы с персоналом дает возможность содействовать педагогам с целью проявления тех качеств личности, которые помогают успешно выполнять обязанности, полнее проявлять себя в деятельности и в межличностных отношениях с участниками образовательного процесса [7].

То есть речь идет о том, чтобы помочь педагогу в полной мере реализовать свой потенциал, предоставить возможности для работы. Что в свою очередь может положительно сказаться выполнении им его функциональных обязанностей.

Одна из функций управления персоналом — содействие.

Управленческим содействием могут быть охвачены все педагогические работники. Соответственно и мера помощи им со стороны администрации может быть различной в зависимости от потребностей самих работников.

Выделяют следующие формы управленческого содействия:

— консультирование;

— наставничество;

— партнерство;

— модерирование [5].

Под консультированием нами понимается форма управленческого содействия, заключающаяся в разъяснении педагогическим работникам образовательного учреждения различных вопросов, возникающих по ходу их профессиональной деятельности.

Под наставничеством подразумевается форма управленческого содействия, выражающаяся в воспитании либо шефстве, профессиональной подготовке и адаптации молодых сотрудников в образовательной организации.

Партнерство является способом регулирования отношений между работниками школы.

Модерирование — это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей.

Мы проанализировали три группы организационно-административных методов управления и пришли к нескольким выводам.

Во-первых, в процессе управленческого содействия внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности будут неэффективными методы организационно-распорядительной группы (приказы, указания, распоряжения), поскольку ориентированы в основном на инструктирование педагогов и контроль за выполнением их обязанностей. Эти методы в некоторой степени ограничивают творческий подход в педагогической деятельности. Однако они полезны при регламентировании деятельности педагогов в сфере духовно-нравственного воспитания, определения их профессиональных действий и т. п.

Организационно-дисциплинарные методы управления также, по нашему мнению, не соответствуют сути, особенностям внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности. Исключением в этой группе являются методы поощрения инициативы, творчества педагогов, регулирование взаимодействия между участниками образовательного процесса. т.п.

Вероятнее всего наиболее соответствуют особенностям управленческого содействия социально-психологические методы управления, которые дают возможность создать благоприятные условия для педагогов такие, как благоприятный климат в коллективе, учет индивидуальных особенностей работника, предоставить им необходимую помощь, в том числе, психологическую.

Таким образом, управленческое содействие является частью процесса управления. Оно направлено на оказание помощи и поддержки педагогам со стороны администрации образовательной организации и позволяет создать условия для осуществления их профессиональной деятельности.

Литература:

1. Василькова Т. А. Основы андрагогики: учеб. пособие / Т. А. Василькова. — Москва:Кнорус, 2019. — 250 с.

2. Жуковский И. В. Менеджмент в методической службе образования / И. В. Жуковский  М.: Российский ун-т дружбы народов, 2006.  116 с.

3. Лазарев В. С. Системное развитие школы: модель системно-целевого управления развитием школы / В. С. Лазарев. — Москва: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.

4. Поташник М. М. Управление развитием школы/ М. М. Поташник, В. С. Лазарев. — Москва: Новая школа, 1995. — 464с.

5. Ситаров В. А. Педагогический менеджмент как теория и практика управления образовательным процессом // Знание. Понимание. Умение, 2014, № 3 — с. 18–23

6. Сотников Н. З. Технологии управления персоналом в организации: практикум / Н. З. Сотников. — Новосибирск: НГУЭУ, 2022. — 186 с.

7. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. — Москва: Новая школа, 1998. — 283 с.

Основные термины (генерируются автоматически): управленческое содействие, управление, образовательная организация, вид управления, внеурочная деятельность, духовно-нравственная направленность, образовательный процесс, оптимальное функционирование, профессиональная деятельность, учебно-воспитательный процесс.


Задать вопрос