В статье рассматриваются основные изменения Федерального закона № 44-ФЗ.
Ключевые слова :Федеральный закон,единая информационная система, контрактная система, сфера закупок товаров.
Прежде всего, необходимо раскрыть понятие и сферу применения данного закона. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» направлен на регулирование отношений связанных с обеспечением государственных и муниципальных нужд. Он существует для повышения эффективности закупок, обеспечивает гласность и прозрачность при осуществлении данной процедуры, также направлен на предотвращение коррупции и возможных злоупотреблений при проведении мероприятий, связанных с закупками.
Система закупок на сегодняшний день рассматривается в рамках контрактной системы и включает в себя следующие элементы:
— Заказчик, который осуществляет закупки за счет бюджетных средств;
— Участник закупки, который после заключения контракта становится поставщиком;
— Уполномоченный орган, на него возлагаются полномочия по проведению централизованных закупок, которые направлены на экономию средств;
— Специализированная организация, привлекается заказчиком для выполнения различных функций при определении поставщика;
— Федеральные органы исполнительной власти различных уровней по регулированию контрактной системы занимаются выработкой государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок;
— Контрольные органы — органы исполнительной власти всех уровней, осуществляющие контрольные мероприятия в сфере закупок. К ним относятся Федеральная антимонопольная служба и Федеральное Казначейство Российской Федерации;
— Эксперт, или экспертная организация — может быть как юридическим, так и физическим лицом, обладающим специализированной квалификацией, которое осуществляет деятельность по оценке предмета экспертизы и дальнейшую подготовку экспертных заключений [5, с. 25].
В данной статье будут рассмотрены основные изменения, произошедшие за последний год.
Прежде всего, это способы закупок. С 2022 года было сокращено количество конкурентных способов закупок, изменен порядок их проведения и состав заявки. Перестал действовать запрос предложений, и актуальными остались такие способы как, аукцион, конкурс и запрос котировок в электронной форме.
Также было изменено содержание извещения, с 2022 г. для него было разработано единое содержание.
Немаловажным изменением считается введение с 1 января 2022 года электронного оформления приемки. При заключении контракта по итогам электронной процедуры, документы о приемке оформляют через единую информационную систему (ЕИС). Все дальнейшие изменения в контракте, проведенные документы о приемке вносятся также с помощью ЕИС. При этом, по контрактам заключенным до 2022 приемка ведется по правилам предыдущих лет.
Также была изменена процедура подачи жалоб, если раньше была возможность подачи как через сайт, отправку по почте или через электронную почту, то с 1 января 2022 года подача жалобы в Федеральную антимонопольную службу возможна только через личный кабинет в ЕИС.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 (ред. от 20.12.2022) «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации» были приняты сразу несколько положений отвечающих за работу и порядок формирования информации, размещающейся в единой информационной системе [4].
Был изменен срок оплаты по контрактам — он стал не более семи рабочих дней с даты подписания документов о приемке, до 1 июля 2022 он составлял не более тридцати дней с момента подписания документов.
Было расширено применение закрытых закупок. Заказчики, которые попали под санкции и ограничения недружественных стран, будут определять поставщика закрытым способом. Перечень заказчиков утверждается Правительством РФ.
Также существуют ограничения на размещение в реестре контрактов информации, содержащей сведения о государственной тайне, если такие сведения используются в проекте контракта или внутри его документации. Не размещаются сведения о космической деятельности, как связанные с разработкой технологий, инфраструктуры, обслуживанием техники, так и услуг по подготовке космонавтов.
Добавлена мера по предотвращению и урегулированию конфликта интересов к уже существовавшему требованию об отсутствии конфликта интересов между заказчиком и участником.
До 1 января 2024 года было приостановлено действие ч. 5 ст. 2 закона № 44-ФЗ [3]. Данная норма вступила в силу 1 января 2021 года и предусматривала, что любые изменения в закон № 44-ФЗ должны вступать в силу не сразу, а с 1 января следующего года, чтобы у заказчиков и поставщиков было время подготовиться к изменениям [2].
Литература:
- Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Федеральный закон от 24.04.2020 № 124-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции»
- Федеральный закон от 04.11.2022 N 420-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия части 5 статьи 2 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»
- Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 60 (ред. от 20.12.2022) «О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации»
- Система государственных закупок: теоретический и практический аспекты: монография / Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исакова, Ю. В. Истомина и др.; под ред. Л. И. Юзвович, Н. Ю. Исаковой. –Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 233 с.