В данной статье рассматриваются следующие аспекты: результаты обучающихся из разных стран на международной олимпиаде по математике, а также результаты исследований PISA и TIMSS, причины успешности уровня развития образования в азиатских странах и перспективах нашей страны.
Ключевые слова : олимпиады по математике, качество образования, Международная олимпиада по математике, Всероссийская олимпиада школьников, международные исследования PISA и TIMSS.
Качественное математическое образование является одной из фундаментальных основ экономической безопасности национального государства и сохранения его конкурентоспособности. Разнообразие идей и концепций содержания образования порождает и разнообразие в оценке его качества, поэтому возникает вопрос о критериях оценки и возможности сравнения образовательных результатов. Рассмотрим различные подходы к реализации сравнительного анализа результатов деятельности различных стран в данной сфере.
Одним из наиболее объективных инструментов подобного анализа является Международная математическая олимпиада — ежегодно проводимая мировая олимпиада по математике среди школьников старших классов. Данный чемпионат проводится с 1959 г. Соревнование состоит из двух туров по три задачи в каждом. Вопросы включают разные области математики, в основном геометрию, теорию чисел, алгебру и комбинаторику.
В начале второго полугодия 2022 г. прошла 63 ежегодная Международная математическая олимпиада в Норвегии, в которой приняли участие более 500 ребят из 100 стран. В этом году российские школьники завоевали 3 золотые и 3 серебряные медали, но в общекомандном зачете в тройку лидеров войти не удалось [3].
Представители нашей страны стабильно занимали призовые места и награды различной степени. Однако с 2011 г. Россия начала терять позиции в медальном рейтинге и ушла из тройки лидеров. В 2011 г. наша страна заняла 4 место, в 2015 г. — 8 место в командном зачете и 21-е в олимпийском медальном зачете, оказавшись между Ираном и Сингапуром, в 2016 г. — 7–8 место в общекомандном зачете, в 2017 г. — 11 место по рейтингу и 14 место по общемедальному зачету с результатом на уровне Грузии и Греции. В 2018 г. Россия вернулась в тройку лидеров, заняв второе место по рейтингу, уступив только сборной США. В 2020 и 2021 гг. представители нашей страны также занимали второе место [4].
Стоит отметить, что самой результативной страной-участницей олимпиады в общем зачете является Китай. За последние 10 лет именно эта страна побеждала 6 раз, из них 4 раза — в 2022, 2021, 2020 и 2019 годах. Также хорошими результатами отмечается США и Южная Корея.
Еще одним методом оценки уровня образования на международном уровне являются исследования. Прежде всего упомянем «Международное мониторинговое исследование качества школьного математического и естественнонаучного образования TIMSS ( Trends in Mathematics and Science Study ). Это программа Международной ассоциации по оценке учебных достижений, позволяющая провести сравнительный анализ уровня подготовки и качества знаний в области математического и естественнонаучного образования» [6]. Оно проводится один раз в четыре года среди обучающихся 4 и 8 классов по всему миру.
Инструментами, с помощью которых проводится исследование, являются: методические рекомендации, тесты, анкеты и специальное программное обеспечение.
Данные исследования также показывают высокий уровень образования в азиатских странах. Так, стабильное лидерство в рейтинге TIMSS занимают: Сингапур, Южная Корея и Тайвань.
Последнее исследование было проведено в 2019 г. Российская Федерация прочно закрепилась в верхней части рейтинговой таблицы и стабильно занимает место в первом десятке.
Другим примером исследования качества образования на международном уровне является Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment), которая проводится в форме тестирования школьников, возраст которых составляет 15 лет. Периодичность проведения — один раз в три года. Оно осуществляется в целях оценки функциональной грамотности школьников в различных странах мира. Организатором выступает «Организация экономического сотрудничества и развития» в объединении с другими организациями научной сферы и национальными центрами.
Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность. «Согласно итогам исследования PISA 2000–2015 гг. лучшее среднее образование представлено в странах Восточной Азии: Китае, Корее, Сингапуре, Японии. В десятке лидеров европейских стран расположились: Финляндия, Эстония, Швейцария, Польша и Нидерланды. По итогам последних лет Россия переместилась из тридцатки лидеров на сороковые позиции, тем самым можно проследить тенденцию к спаду в развитии образования нашей страны» [6].
Таким образом, анализируя качество образования на международном уровне, можно сделать вывод о том, что оно непосредственно связано с результатами олимпиад. Здесь, согласно вышеизложенному, также доминируют страны Азии. Их успехи связаны, прежде всего, с приоритетностью данной общественной сферы в государственной политике, контролем структуры образования и внесением в нее корректировок в соответствии с потребностями общества.
Азиатским системам образования характерны строгие экзамены при переходе на каждую последующую ступень обучения. Кроме того, на всех уровнях образования обеспечивается большая свобода выбора, гибкость и многовариативность обучения с уклоном на развитие творческих способностей и формирование личности человека.
Переходя от общего к частному, рассмотрим наши внутригосударственные результаты в рассматриваемом вопросе.
Центр олимпиадного движения Федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» ежегодно подготавливает аналитику по итогам Всероссийской олимпиады школьников. Данная информация находит свое отражение в статистических сборниках, которые в свободном доступе размещены на официальном сайте Всероссийской олимпиады школьников [2].
Так, обращаясь к разделу «Итоги школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников в 2021/2022» сборника, фактическое количество участников школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по математике составило 2 184 774 человека (второй результат по количеству участников среди общеобразовательных предметов олимпиады), а общее количество победителей и призеров составило 468 047 человек, фактическое количество участников муниципального этапа — 234 237 человек, общее количество победителей и призеров — 44 458 человек.
На региональном этапе общее количество участников из всех регионов страны составило 9 080 человек, из них 2 821 человек стали призерами (2 375 чел.) и победителями (446 чел.).
В заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике победителями признаны 34 человека, призерами стали 180 человек.
Общая статистика по субъектам Российской Федерации показывает, что наибольшее количество призовых мест стабильно занимают представители г. Москвы и Московской области, а также Республики Татарстан и г. Санкт-Петербург [1].
Успехи вышеперечисленных регионов обусловлены массовостью и качеством работы по развитию талантов, высоким уровнем технического оснащения и наличием высококвалифицированных центров подготовки школьников. Однако, в других субъектах страны развитие данного направления также ведется небезуспешно. Подтверждением тому являются скачкообразные передвижения в рейтинге олимпиады. Так, например, Орловская область в 2021 г. поднялась в рейтинге на целых 42 позиции вверх, таким образом поднявшись с 57 строчки в общем зачете победителей на 15.
Стоит отметить, что не так давно по инициативе Президента Российской Федерации Путина В. В. в нашей стране открыт образовательный центр «Сириус». Этот центр создан Образовательным Фондом «Талант и успех» на базе олимпийской инфраструктуры в городе Сочи и осуществляет свою деятельность при поддержке и координации Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства спорта Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации.
Основной целью, ради достижения которой и был создан центр «Сириус», является выявление талантливой молодежи и всесторонняя их поддержка со стороны государства, в том числе затрагивающая развитие их таланта и дальнейшее трудоустройство в ведущие компании и предприятия нашей страны.
В центре созданы максимально благоприятные условия для многогранного развития ребят. Он работает круглый год, проезд и пребывание на его территории для детей являются бесплатными. На базе центра расположены художественные мастерские, спортивные залы, бассейны, научные и инженерные лаборатории, оборудованные «по последнему слову» техники. Центром регулярно проводятся образовательные программы с привлечением известных личностей в различных направлениях деятельности.
Центр занимается и подготовкой к олимпиадам, в частности и по математике. Так, например, в 2020 году юные гении — ученики из городов Москвы, Астрахани и Новосибирска проходили подготовку к участию в Международной олимпиаде по математике [5].
В России уже функционируют несколько похожих на «Сириус» по целям и задачам центров, а также активно ведется работа по созданию новых центров аналогичного характера. Это послужит отличным толчком для развития молодых талантов и роста уровня образования в стране. Определенно такой метод развития человеческого потенциала должен поддерживаться на уровне государства и иметь системный характер. Однако небольшие изменения в образовательные программы вносить все же необходимо, так как со временем некоторые научные и другие аспекты неизбежно претерпевают перемены.
В заключение можно сказать, что подготовка к олимпиадам носит системный характер и в достижении высоких результатов прослеживается прямая зависимость с качеством образования в целом по стране. В России в данном направлении прикладываются значительные силы. Наша система образования также оперативно подстраивается под новые реалии общественно-экономического развития. Подготовка учащихся к олимпиадам является неотъемлемой частью образовательного процесса и развития личности. Это позволяет ребятам еще в юном возрасте выявить и развить свои способности и творческий потенциал.
Основными шагами для улучшения результативности на олимпиадах как школьного, так и международного уровня можно считать: грамотное и четкое объяснение материала; улучшение качества отбора учащихся с наиболее выраженными навыками в том или ином предметном направлении; подготовка к олимпиадам на внеурочных занятиях; использование при подготовке творческих заданий повышенного уровня; анализ результатов прошедших олимпиад и работа над ошибками. Также необходимо отметить важность сохранения традиций советского и российского математического образования.
Литература:
- Всероссийская олимпиада школьников [сайт]. — Москва. — URL: https://vserosolimp.edsoo.ru/olimp_region (дата обращения: 23.10.2022). — Текст: электронный.
- Институт стратегии развития образования Российской академии образования [сайт]. — Москва. — URL: https://instrao.ru/ (дата обращения: 29.10.2022). — Текст: электронный.
- Министерство просвещения Российской Федерации: официальный сайт. — Москва. — URL: https://edu.gov.ru/ (дата обращения: 22.10.2022). — Текст: электронный.
- Олимпиада.ру: [сайт]. — Москва, 2004. — URL: https://olimpiada.ru/news/24142 (дата обращения: 22.10.2022). — Текст: электронный.
- Образовательный центр «Сириус» [сайт]. — Сочи, 2015. — URL: https://sochisirius.ru/ (дата обращения: 05.11.2022). — Текст: электронный.
- Федеральный институт оценки качества образования: официальный сайт. — Москва, 2018. — URL: https://fioco.ru/ (дата обращения: 05.11.2022). — Текст: электронный.