Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 19.01.2023

Статья просмотрена: 34 раза

Библиографическое описание:

Мильшина, Е. М. Управленческое содействие педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности / Е. М. Мильшина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 262-265. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99123/ (дата обращения: 16.11.2024).



В наше время высока роль именно духовно-нравственного воспитания. В современном образовательном пространстве Российской Федерации оно направлено на приобщение подрастающего поколения при получении образования всех уровней к традиционным российским духовным и нравственным ценностям на основе духовной культуры. Данное воспитание позволяет установить жизненные ориентиры и установки человека.

Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, формирование у обучающихся уважения к старшему поколению, взаимного уважения [5].

Деятельность администрации и педагогического коллектива образовательной организации направлена на достижение данной цели. От их взаимодействия друг с другом зависит успешность выполнения воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности.

Большие возможности значительно повысить уровень воспитательной работы предоставляет работа с персоналом.

Управленческое содействие является частью процесса управления педагогическим коллективом. Оно направлено на оказание помощи и поддержки педагогам со стороны администрации образовательной организации и позволяет создать условия для осуществления их профессиональной деятельности. Так, руководители создают условия и возможности для профессионального и личностного роста педагогов. Что позволяет наиболее эффективно достигать поставленной цели в духовно-нравственном воспитании.

Особую роль в принятии управленческих решений в работе с персоналом занимает моделирование, поскольку «в наиболее общем виде модель определяют, как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования» [1].

Модель позволяет реализовать условия управленческого содействия педагогам: технические (научно-методические, материально-технические), кадровые возможностей реализации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности и социально-организационные.

В основе создания модели управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности лежат системный и личностно-ориентированный подходы.

Системный подход позволяет представить все управленческие действия в системе и характеризуется целостностью качественной определенностью, структурностью, иерархичностью.

Личностно-ориентированный подход включает в содержание следующие положения:

  1. Основу деятельности руководства организации составляют уважение к человеку, фокусирование внимания на развитии личности, создание ситуации успеха для участников образовательного процесса;
  2. Придание внутришкольному управлению координирующего мотивационного характера в целом;
  3. Изменение взгляда руководителей школ на свою роль и место в процессе управления [2].

Реализация личностно-ориентированного подхода в практике работы общеобразовательных организаций позволяет решить многие управленческие проблемы, такие, например, как формирование благоприятного социально-психологического климата в организации, стимулирование деятельности участников образовательного процесса [2].

Основная идея проекта: применение модели управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности позволит сократить время и усилия, затрачиваемые на принятие управленческих решений в организации воспитательной работы в образовательной организации.

Модель управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности включает в себя следующие компоненты:

— субъекты — специалисты, занимающие определенные должности, участвуют в реализации модели;

— цель — она является ключевым компонентом модели, так все направлено на её достижение;

— задачи — это необходимые для достижения цели данной модели действия;

— направления управленческого содействия — указывают на особенности работы по реализации модели;

— формы содействия — они помогают решить задачи перед специалистами в различных направлениях содействия;

— результат — представляет собой образ, на реализацию которого направлена модель;

— критерии — помогают оценить результат внедрения модели управленческого содействия;

— диагностика — позволяет определить, достигла ли образовательная организация цели.

Сфера проектирования: управление персоналом в образовательной организации.

Аудитория: администрация образовательной организации и педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности.

Цель проекта: внедрение или совершенствование управленческого содействия педагогам во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности, создание условий для ее организации.

Задачи:

  1. Создание материально-технических условий проведения внеурочной деятельности.
  2. Психологическая поддержка педагогов.
  3. Совершенствование взаимодействия с родителями обучающихся.
  4. Методическая помощь педагогам.
  5. Привлечение дополнительных специалистов.

Формы управленческого содействия: консультирование, наставничество, партнерство, модерирование.

Консультирование — форма управленческого содействия, заключающаяся в разъяснении педагогическим работникам различных вопросов организации внеурочной деятельности.

Наставничество — форма управленческого содействия, предполагающая передачу профессионального опыта наставника и привитие культуры труда и корпоративных ценностей молодому педагогу.

Партнерство определяется как форма управленческого содействия, являющаяся регулятором взаимодействия педагогических работников друг с другом и администрацией образовательной организации.

Модерирование — это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей.

Содержание:

Основываясь на результатах анкетирования, мы выделили несколько направлений управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности:

1) научно-методическое:

— разработка методических пособий заместителями по УВР, заместителями по НМР, руководителями МО;

— организация создания разработок внеурочных занятий духовно-нравственной направленности: электронный «банк» конспектов внеурочных занятий педагогов образовательной организации, методических рекомендаций к занятиям, коллекция наглядных пособий для внеурочных занятий;

2) психологическое:

— психологическая помощь педагогов при решении возникающих проблем;

— помощь психолога в работе с обучающимися, в том числе, имеющими ОВЗ на занятиях внеурочной деятельности, предоставление рекомендаций по проведению внеурочных занятий при необходимости;

— помощь коррекционного педагога в проведении внеурочных занятий, предоставлении рекомендаций по работе с обучающимися с ОВЗ;

3) материально-техническое:

— использование материально-технических ресурсов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в школе: программное обеспечение, техническое оборудование;

4) профессиональное:

— привлечение таких специалистов, как педагоги дополнительного образования, коррекционный педагог, логопед, библиотекарь, педагог-психолог и др.;

5) организационное:

— помощь в проведении внеурочных занятий путем организации встреч с родителями, представителями других, в том числе, образовательных организаций.

В модели предусмотрены такие формы организации, как мастер-классы, выставки методических материалов, открытые уроки, методические недели, консультации, конференции, тренинги, досуговые мероприятия, этические беседы, встречи.

Результаты реализации данной модели:

— Создание материально-технических условий для реализации внеурочной деятельности духовно-нравственной деятельности.

— Психологическая и методическая поддержка педагогов, реализующих программу внеурочной деятельности.

— Возможность использования наглядных материалов, пособий.

Результаты могут быть проанализированы с помощью анкетирования, опроса, «круглого стола» по таким критериям, как наличие материально-технических условий, наличие проведенных мероприятий, реализация методической и психологической помощи.

Модель управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности

Литература:

1. Агеев А. Н. Духовно-нравственное воспитание как основа саморегуляции зрелой личности / А. Н. Агеев. — Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 19–2. — С. 47–51.

2. Азоев Г. Л. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия / Г. Л. Азоев. — Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2012. — 264 с.

3. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании / Д. А. Иванов. — М.: Академия, 2008. — 336 с.

4. Моделирование в управлении: учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда, Г. П. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. — Краснодар, 2015. — 250 с.

5. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций от 23 июня 2022 г. № 3/22

6. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. — Москва: Новая школа, 1998. — 283 с.

7. Шарипов Ф. В. Педагогический менеджмент: учебное пособие / Ф. В. Шарипов. — Москва: Университетская книга, 2014. — 480 c.

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, управленческое содействие, духовно-нравственная направленность, образовательная организация, педагог, личностно-ориентированный подход, модель, воспитательная работа, духовно-нравственное воспитание, коррекционный педагог.


Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Создание условий для адресной работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Похожие статьи

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми дошкольного возраста в рамках кружковой работы

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Создание условий для адресной работы учителя с одаренными детьми в урочной деятельности

Социально-педагогическая деятельность по формированию детско-родительских отношений в семьях дошкольников

Выявление и поддержка творчески одаренных детей в рамках дошкольного образования

Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе певческой деятельности

Взаимодействие педагогов ДОУ в организации работы с детьми с ОВЗ по направлению художественно-эстетическое развитие

Организация учебно-воспитательного процесса по обучению детей культуре дорожной безопасности

Организация музыкально-спортивного досуга с детьми дошкольного возраста в условиях ДОУ

Задать вопрос