В наше время высока роль именно духовно-нравственного воспитания. В современном образовательном пространстве Российской Федерации оно направлено на приобщение подрастающего поколения при получении образования всех уровней к традиционным российским духовным и нравственным ценностям на основе духовной культуры. Данное воспитание позволяет установить жизненные ориентиры и установки человека.
Цель воспитания обучающихся в общеобразовательной организации: развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей, формирование у обучающихся уважения к старшему поколению, взаимного уважения [5].
Деятельность администрации и педагогического коллектива образовательной организации направлена на достижение данной цели. От их взаимодействия друг с другом зависит успешность выполнения воспитательной деятельности духовно-нравственной направленности.
Большие возможности значительно повысить уровень воспитательной работы предоставляет работа с персоналом.
Управленческое содействие является частью процесса управления педагогическим коллективом. Оно направлено на оказание помощи и поддержки педагогам со стороны администрации образовательной организации и позволяет создать условия для осуществления их профессиональной деятельности. Так, руководители создают условия и возможности для профессионального и личностного роста педагогов. Что позволяет наиболее эффективно достигать поставленной цели в духовно-нравственном воспитании.
Особую роль в принятии управленческих решений в работе с персоналом занимает моделирование, поскольку «в наиболее общем виде модель определяют, как систему элементов, воспроизводящую некоторые стороны, связи, функции объекта исследования» [1].
Модель позволяет реализовать условия управленческого содействия педагогам: технические (научно-методические, материально-технические), кадровые возможностей реализации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности и социально-организационные.
В основе создания модели управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности лежат системный и личностно-ориентированный подходы.
Системный подход позволяет представить все управленческие действия в системе и характеризуется целостностью качественной определенностью, структурностью, иерархичностью.
Личностно-ориентированный подход включает в содержание следующие положения:
- Основу деятельности руководства организации составляют уважение к человеку, фокусирование внимания на развитии личности, создание ситуации успеха для участников образовательного процесса;
- Придание внутришкольному управлению координирующего мотивационного характера в целом;
- Изменение взгляда руководителей школ на свою роль и место в процессе управления [2].
Реализация личностно-ориентированного подхода в практике работы общеобразовательных организаций позволяет решить многие управленческие проблемы, такие, например, как формирование благоприятного социально-психологического климата в организации, стимулирование деятельности участников образовательного процесса [2].
Основная идея проекта: применение модели управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности позволит сократить время и усилия, затрачиваемые на принятие управленческих решений в организации воспитательной работы в образовательной организации.
Модель управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности включает в себя следующие компоненты:
— субъекты — специалисты, занимающие определенные должности, участвуют в реализации модели;
— цель — она является ключевым компонентом модели, так все направлено на её достижение;
— задачи — это необходимые для достижения цели данной модели действия;
— направления управленческого содействия — указывают на особенности работы по реализации модели;
— формы содействия — они помогают решить задачи перед специалистами в различных направлениях содействия;
— результат — представляет собой образ, на реализацию которого направлена модель;
— критерии — помогают оценить результат внедрения модели управленческого содействия;
— диагностика — позволяет определить, достигла ли образовательная организация цели.
Сфера проектирования: управление персоналом в образовательной организации.
Аудитория: администрация образовательной организации и педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности.
Цель проекта: внедрение или совершенствование управленческого содействия педагогам во внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности, создание условий для ее организации.
Задачи:
- Создание материально-технических условий проведения внеурочной деятельности.
- Психологическая поддержка педагогов.
- Совершенствование взаимодействия с родителями обучающихся.
- Методическая помощь педагогам.
- Привлечение дополнительных специалистов.
Формы управленческого содействия: консультирование, наставничество, партнерство, модерирование.
Консультирование — форма управленческого содействия, заключающаяся в разъяснении педагогическим работникам различных вопросов организации внеурочной деятельности.
Наставничество — форма управленческого содействия, предполагающая передачу профессионального опыта наставника и привитие культуры труда и корпоративных ценностей молодому педагогу.
Партнерство определяется как форма управленческого содействия, являющаяся регулятором взаимодействия педагогических работников друг с другом и администрацией образовательной организации.
Модерирование — это деятельность, направленная на раскрытие потенциальных возможностей работника и его способностей.
Содержание:
Основываясь на результатах анкетирования, мы выделили несколько направлений управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности:
1) научно-методическое:
— разработка методических пособий заместителями по УВР, заместителями по НМР, руководителями МО;
— организация создания разработок внеурочных занятий духовно-нравственной направленности: электронный «банк» конспектов внеурочных занятий педагогов образовательной организации, методических рекомендаций к занятиям, коллекция наглядных пособий для внеурочных занятий;
2) психологическое:
— психологическая помощь педагогов при решении возникающих проблем;
— помощь психолога в работе с обучающимися, в том числе, имеющими ОВЗ на занятиях внеурочной деятельности, предоставление рекомендаций по проведению внеурочных занятий при необходимости;
— помощь коррекционного педагога в проведении внеурочных занятий, предоставлении рекомендаций по работе с обучающимися с ОВЗ;
3) материально-техническое:
— использование материально-технических ресурсов, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности в школе: программное обеспечение, техническое оборудование;
4) профессиональное:
— привлечение таких специалистов, как педагоги дополнительного образования, коррекционный педагог, логопед, библиотекарь, педагог-психолог и др.;
5) организационное:
— помощь в проведении внеурочных занятий путем организации встреч с родителями, представителями других, в том числе, образовательных организаций.
В модели предусмотрены такие формы организации, как мастер-классы, выставки методических материалов, открытые уроки, методические недели, консультации, конференции, тренинги, досуговые мероприятия, этические беседы, встречи.
Результаты реализации данной модели:
— Создание материально-технических условий для реализации внеурочной деятельности духовно-нравственной деятельности.
— Психологическая и методическая поддержка педагогов, реализующих программу внеурочной деятельности.
— Возможность использования наглядных материалов, пособий.
Результаты могут быть проанализированы с помощью анкетирования, опроса, «круглого стола» по таким критериям, как наличие материально-технических условий, наличие проведенных мероприятий, реализация методической и психологической помощи.
Модель управленческого содействия педагогам в организации внеурочной деятельности духовно-нравственной направленности
Литература:
1. Агеев А. Н. Духовно-нравственное воспитание как основа саморегуляции зрелой личности / А. Н. Агеев. — Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. — 2011. — № 19–2. — С. 47–51.
2. Азоев Г. Л. Организационные факторы и резервы повышения конкурентоспособности предприятия / Г. Л. Азоев. — Пенза: Изд-во Пензенского гос. ун-та, 2012. — 264 с.
3. Иванов Д. А. Экспертиза в образовании / Д. А. Иванов. — М.: Академия, 2008. — 336 с.
4. Моделирование в управлении: учеб. пособие (курс лекций) / А. Г. Бурда, Г. П. Бурда; Кубан. гос. аграр. ун-т. — Краснодар, 2015. — 250 с.
5. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций от 23 июня 2022 г. № 3/22
6. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П. И. Третьяков. — Москва: Новая школа, 1998. — 283 с.
7. Шарипов Ф. В. Педагогический менеджмент: учебное пособие / Ф. В. Шарипов. — Москва: Университетская книга, 2014. — 480 c.