В статье определяется современное состояние института местного самоуправления в Республике Башкортостан и обосновываются возможности практического применения и использования зарубежного и отечественного опыта местного самоуправления, а также соответствующие результаты такого применения и использования.
Ключевые слова: местное самоуправление, Республика Башкортостан, органы местного самоуправления, муниципальное управление.
The article defines the current state of the institute of local self-government in the Republic of Bashkortostan and substantiates the possibilities of practical application and use of foreign and domestic experience of local self-government, as well as the corresponding results of such application and use.
Keywords: local self-government, Republic of Bashkortostan, local self-government, municipal administration.
Местное самоуправление определяется как форма самоорганизации общества, местного сообщества, позволяющая и предоставляющая возможность гражданам непосредственно или через своих представителей в лице органов местного самоуправления решать вопросы местного значения в границах муниципального образования в соответствии со сложившимися его историческими и местными традициями. Институт местного самоуправления имеет обязательное свое организационно-правовое регулирование функционирования и действия в РФ, а также в ряде его самостоятельных территориальных единиц в лице субъектов Федерации и муниципальных образования. Местное самоуправление организуется и действует в муниципальных образованиях, расположенных в конкретных субъектах Федерации. Соответственно, говоря об организации и функционировании института местного самоуправления, подразумевается его организационно-правовое регулирование действия не только в конкретном муниципальном образовании, но и в соответствующим субъекте Федерации, в котором находится данное муниципальное образование. Так, например, местное самоуправление организовано и действует в муниципальных образованиях Республики Башкортостан, как административно-территориальной единицы, территориального, публично-правового образования РФ, т. е. субъекта Федерации.
Организация и функционирование местного самоуправления в муниципальных образованиях Республики Башкортостан находит свое отражение в ключевом нормативном акте — Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан». Именно данный нормативный акт призван:
— определять место и роль института местного самоуправления в системе муниципального управления Республики Башкортостан;
— определять основы и вопросы взаимодействия органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления муниципальных образований, входящих в состав данного субъекта Федерации;
— определять полномочия деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан в области организации и функционирования местного самоуправления и т.д. [1].
В целом, может быть отмечено, что до сих пор остается ряд нерешенных проблем, которые оказывают негативное влияние как на эффективность функционирования механизмов местного самоуправления, так и на эффективность деятельности соответствующих органов местного самоуправления и их должностных лиц. Такие проблемы наблюдаются и в сфере организации местного самоуправления в Республике Башкортостан. Например, это следующий перечень таких проблем:
— проблема разграничения полномочий между уровнями публичной власти. Проблема заключается в сложности разграничения полномочий между уровнями публичной власти и их выполнения соответствующими органами власти, должностными лицами [3, с. 75];
— проблема применения современных технологий, механизмов социально-экономического и стратегического развития муниципальных образований. Проблема заключается в сложности применения таких технологий, механизмов социально-экономического и стратегического развития муниципальных образований, т. е. различных программ, проектов [4, с. 215]. Например, это обусловлено ограниченностью финансового обеспечения муниципальных образований, а также недостаточно высоким уровнем их профессионального развития в сфере реализации и практического применения соответствующих современных технологий, механизмов социально-экономического и стратегического развития;
— проблема недостаточно высокого имиджа муниципальных служащих. Проблема заключается в том, что муниципальные служащие, как и государственные служащие, подвержены в совершении различных правонарушений, которые оказывают негативное влияние на состояние их имиджа. Например, это коррупционные правонарушения, возникающие по причине возникновения у служащих личной заинтересованности, которая впоследствии перерастает в конфликт интересов [2, с. 118]. Тем самым совершение служащим коррупционного правонарушения оказывает негативное влияние на объективность, всесторонность принимаемых им управленческих решений;
— проблема дефицита квалифицированных кадров. Проблема заключается в том, что в системе местного самоуправления наблюдается дефицит квалифицированных кадров. Особенно заметна эта проблема в маленьких муниципальных образованиях, например, в сельских местностях. Подбор и отбор квалифицированных кадров в них сталкивается с проблемами отсутствия желания граждан реализовывать свою служебную деятельность в данных муниципальных образованиях, а также финансовую ограниченность таких муниципальных образований в разработке и реализации современных механизмов подбора и отбора квалифицированных кадров [5, с. 171];
— проблема финансовой ограниченности. Проблема заключается в том, что уровень финансового обеспечения и состояния муниципального образования заметно отличается от того, который регламентирован в РФ и субъектах РФ. Выделяемая финансовая помощь муниципалитетам недостаточная для того, чтобы получить должную финансовую независимость и т. д.
В общем и целом, представленные выше и иные проблемы характеризуют недоработки в организации института местного самоуправления, в том числе и в Республике Башкортостан. Использование им зарубежного и отечественного опыта местного самоуправления должно позволить:
— разрешить текущие проблемы организации и функционирования местного самоуправления;
— усовершенствовать механизмы организации и функционирования местного самоуправления;
— повысить имидж муниципальных служащих, органов местного самоуправления и института местного самоуправления в целом;
— повысить эффективность деятельности органов местного самоуправления в сфере решения ими вопросов местного значения;
— усовершенствовать правовое регулирование организации и функционирования местного самоуправления и т. д.
Таким образом, может быть отмечено, что использование зарубежного и отечественного опыта местного самоуправления в Республике Башкортостан крайне необходимо и важно. Это обусловлено наличием ряда соответствующих проблем, которые тем самым могут быть благополучно разрешены.
Литература:
- Закон Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» // «Республика Башкортостан», № 52(25785), 22.03.2005.
- Русанова, Д. Ю. Проблема коррупции в органах местного самоуправления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 4. — С. 118–120.
- Рябчикова, О. Н. Состояние местного самоуправления и пути оптимизации // Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева. — 2021. — № 3. — С. 74–81.
- Сараева, М. С. К вопросу об актуальных проблемах местного самоуправления // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. –2022. — № 2. — С. 214–217.
- Шкурапет, Э., Аминов И. Р. Проблемы местного самоуправления в сельских поселениях // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2021. — № 2. — С. 171–174.