В статье автор рассматривает особенности государственного финансового контроля. Автором определяются основные проблемные аспекты самого института государственного финансового контроля, законодательного регулирования и деятельности контролирующих органов.
Ключевые слова: государственный финансовый контроль, финансово-бюджетная сфера, федеральное законодательство.
Государственный финансовый контроль один из самых важных рычагов управления финансовой системой. В условиях развития программно-целевого бюджетирования роль финансового контроля возрастет в разы.
Среди основных проблем в сфере реализации государственного финансового контроля, можно обозначить следующие: несовершенство действующего законодательства, регулирующего вопросы финансового контроля, отсутствие единого подхода к организации контрольной деятельности (нет стандартов), а также недостаточное взаимодействие между контролирующими органами, что также влечет понижение эффективности контрольных процессов [3].
Стоит отметить, что на сегодняшний день нет законодательно закрепленного определения понятия «государственный финансовый контроль», в связи с чем целесообразно уделить внимание данному вопросу.
По мнению автора, заслуживает внимания рассмотрение финансового контроля в широком и узком аспектах. На основании проведенного анализа законодательства и юридической литературы, представим следующие определения понятия «государственный финансовый контроль».
Во-первых, с точки зрения теоретическо-правового аспекта, государственный финансовый контроль представляет собой одно из направлений по реализации государственного контроля, направленное на регулирование операций в сфере оборота денежных государственных или муниципальных фондов, с целью реализации и защиты интересов государства в области экономики.
Во-вторых, с точки зрения управленческого аспекта, государственный финансовый контроль представляет собой государственную функцию управления, реализуемую компетентными органами государственной власти в сфере экономики и финансов, деятельность которых направлена на регулирование операций в сфере оборота денежных государственных или муниципальных фондов, с целью реализации и защиты интересов государства в области экономики.
В-третьих, с точки зрения финансово-правового аспекта, государственный финансовый контроль является формой, посредством которой реализуются основные контрольные функции, в рамках которой осуществляется деятельность органов государственной власти, организаций и компетентных должностных лиц, направленная на проверку и контроль за соблюдением законности и регулирование операций в сфере оборота денежных государственных или муниципальных фондов, а также между иными участниками экономических процессов, с целью реализации экономической политики, защиты интересов государства в области экономики, и обеспечения исполнения законодательства.
На сегодняшний день в систему органов власти, реализующих функции по финансовому контролю, входят многоуровневые соподчиненные и независимые структуры. При этом основными органами, наделенными обширными полномочиями по финансовому контролю являются Счетная Палата РФ [1] и Бюджетное казначейство РФ [2]. Отметим, что практически каждый год отдельные полномочия органов пересматриваются и изменяются, кроме того передаются от одних органов к другим. Все это делается с целью совершенствования самой систему финансового контроля и повышения его эффективности в целом.
Проведенный анализ действующего законодательства и юридической литературы позволил выделить ряд проблемных аспектов в сфере осуществления государственного финансового контроля, к которым мы отнесли следующее:
- На сегодняшний день нет нормативного акта, всесторонне регулирующего государственный финансовый контроль. В связи с чем внимания заслуживает вопрос о принятии Федерального закона «О государственном финансовом контроле в РФ».
- Государственный финансовый контроль на сегодняшний день рассматривается в рамках бюджетного законодательства, и в большинстве случаев отождествлен с бюджетным контролем.
- Нет единого органа власти, наделенного полным функционалов в области осуществления государственного финансового контроля. В связи с тем, что полномочия разделены либо дублируются между различными и зачастую не взаимодействующими друг с другом органами, наблюдается разобщенность системы государственного контроля и, соответственно, ее неэффективность.
- Недостаточная обеспеченность структуры государственного финансового контроля кадрами, методическими и информационными ресурсами.
Таким образом, для того, чтобы добиться значимых результатов в области совершенствования системы государственного финансового контроля, необходимо прорабатывать не только правовые, но и методологические аспекты. На сегодняшний день законодательство в сфере финансового контроля не совершенно, однако есть все необходимые предпосылки и средства для решения имеющихся проблем.
На сегодняшний момент государственный финансовый контроль находится на стадии активного реформирования. Изменения, происходящие в бюджетном законодательстве, как на федеральном, так и региональном уровне дают положительные результаты. Развитие и эффективность финансового контроля в перспективе находятся в зависимости от формирования новой законодательной базы, которая обеспечит его проведение на принципиально новом уровне, с учетом осуществления Правительством РФ мер по стабилизации и улучшению социально-экономического положения в стране.
Литература:
- Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» от 05.04.2013 № 41-ФЗ (последняя редакция) // URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 20.12.2022).
- Постановление Правительства РФ «О Федеральном казначействе» № 703 от 01.12.2004 // URL: https://roskazna.gov.ru/o-kaznachejstve/polozhenie-o-federalnom-kaznachejstve/ (дата обращения: 29.12.2022).
- Пашнина, И. А. Современные проблемы государственного финансового контроля в Российской Федерации / И. А. Пашнина, И. С. Халикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 19 (414). — С. 311–312. — URL: https://moluch.ru/archive/414/91294/ (дата обращения: 25.12.2022).