В статье исследуется место МВД России и спектр выполняемых данным органом задач в сфере обеспечения национальной безопасности. Автором проводится обзор Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, рассматриваются основные направления ее реализации. В качестве системы обеспечения национальной безопасности предлагается понимать деятельность субъектов, в чью компетенцию входит решение задач в сфере безопасности. Обосновано, что МВД России играет ключевую роль в системе обеспечения национальной безопасности. Установлено, что деятельность МВД России по обеспечению национальной безопасности должна основываться на научных и организационных принципах, таких как мобильность, готовность, оперативность, профессионализм. Автором предлагается наладить тактическое взаимодействие МВД России с иными субъектами обеспечения национальной безопасности, которое состоит из плана действий, предварительной подготовки, управленческих решений и практических действий сотрудников. В качестве самостоятельного рассмотрен вопрос о содержании понятий «национальная безопасность» и «система обеспечения национальной безопасности» с теоретической и практической точек зрения
Ключевые слова: безопасность, национальная безопасность, система обеспечения национальной безопасности, МВД России, органы внутренних дел.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что вопросы безопасности и обеспечения прав и свобод человека представляют особую важность в любом современном демократическом государстве. Устойчивое развитие национального государства во всех социальных сферах является главным гарантом обеспечения безопасности общества, государства и личности.
В рамках обеспечения безопасности государство гарантирует создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие личности, предполагающую создание система обеспечения национальной безопасности.
Стоит заметить, что не существует единого однозначного определения национальной безопасности, ее угрозам, а также системы обеспечения национальной безопасности. Однако, уточнение данных понятий будет способствовать повышению эффективности деятельности субъектов обеспечения национальной безопасности и понимаю содержания и важности рассматриваемой категории, а также определению роли и места в этой системе МВД России.
Основы национальной безопасности закреплены в Стратегии национальной безопасности, которая является частью систематического пересмотра доктринальных документов России и документов стратегического планирования.
Стратегия национальной безопасности России подчеркивает, что национальная безопасность может быть достигнута путем обеспечения политической, социальной и экономической стабильности, путем развития эффективной системы обеспечения безопасности, а также создания системы гражданской обороны для управления кризисными ситуациями, посредством достижения целей и решения задач, предусмотренных в рамках стратегических национальных приоритетов.
В вышеуказанной стратегии национальная безопасность Российской Федерации определяется как «состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны» [7].
Из анализа данного определения видно, основным приоритетом в обеспечении национальной безопасности выступает человек и его безопасность. Безопасность человека недавно стала инновационным подходом, который помогает нам комплексно проанализировать и обеспечить пресечение источников угроз. Угрозы национальной безопасности в данном контексте представляют собой действие или последовательность событий, которые угрожают или способны в течение относительно короткого промежутка времени ухудшить качество жизни жителей государства.
Стратегия сама по себе является не столько универсальным заявлением, сколько основой последовательной общей системы представлений о национальной безопасности. В то же время стоит отметить, что безопасность личности больше не определяется исключительно в рамках государств или государственной безопасности. Причины сегодняшней неуверенности разнообразны и связаны с социальными, экономическими, экологическими, медицинскими и другими факторами. Эта незащищенность все чаще выходит за рамки государственных границ и имеет глобальные последствия.
Одним из факторов, влияющих на обеспечение внутренней безопасности, является деятельность правоохранительных органов (в том числе МВД) по предотвращению угроз в пределах своей компетенции [2, с. 65]. Как верно отмечает С. Г. Мазов, что несмотря на отсутствие формальной нормы участия в обеспечении национальной безопасности МВД России, анализ их деятельности показывает, что они выполняют задачи по обеспечению практически всех ее видов [4, с. 120]. Следует согласится с данным мнением, попутно отметить, что основным направлением деятельности МВД России являются «внутренние дела» государства, которые, на наш взгляд, исчерпываются понятием национальной безопасности, закрепленным в Стратегии.
В этой связи, уместно привести позицию, согласно которой «МВД России выступает в роли составляющей системы обеспечения национальной безопасности» [3, с. 170]. Однако, стоит подчеркнуть, что роль и место МВД в этой системе очень велико. Стоит также согласится с мнением о том, что «МВД России выступает как один из главных субъектов национальной безопасности» [5, с. 178].
Анализ правовых основ деятельности системы МВД России позволяет сделать вывод о том, что их деятельность направлена на то, чтобы люди были в безопасности, их жизнь должна быть свободна от повсеместных угроз, насильственных или иных, посягающих на их права и свободы. Одной из основных задач МВД выступает «обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации». Подход к обеспечению безопасности человека направлен на устранение тех нетрадиционных угроз безопасности людей, которые связаны с экономическими, факторы питания, здравоохранения и окружающей среды, а также такими проблемами как наркотики, терроризм, организованная преступность, домашние насилие или иное.
Федеральный закон «О полиции» также закрепляет основы правозащитной роли полиции в системе национальной безопасности, закрепляя, что «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан…» [8]. Безопасность человека заключается в признании важности потребностей людей в наряду с потребностями государства. Речь идет о минимизации рисков, принятии превентивных мер для уменьшения уязвимости людей и принятии мер по исправлению положения, когда превентивные меры терпят неудачу.
Следовательно, высокая значимость рассматриваемого органа в системе обеспечения национальной безопасности обуславливается широким спектром выполняемых в этой сфере задач, а также его направленностью и предназначением. Правоохранительный и правозащитный характер деятельности МВД России указывает на характеристику МВД России как института, обеспечивающего безопасность общества и каждой отдельно взятой личности, которые составляют определенную область национальной безопасности.
Очевидно, что отсутствует более широкий взгляд на вопросы безопасности, общественного здравоохранения, социальной экономики, неравенства, которые следует рассматривать вместе применительно к конкретному времени и конкретному месту с целью выявления как доминирующей угрозы национальной безопасности, так и основных средств о преодолении накопившихся угроз.
В контексте заявленной темы представляется необходимым рассмотреть место МВД России в системе обеспечения национальной безопасности, а также уточнения в целом составляющих элементов этой системы. Стоит согласится с тем мнением, что система обеспечения безопасности представляет собой «сложнейшую, иерархически организованную, многоуровневую, институционально-функциональную макросистему» [6]. С этим мнением нельзя не согласится, поскольку рассматриваемая система носит разносторонний характер, представляя собой совокупность средств, методов и субъектов, направленных на обеспечение рассматриваемого вида безопасности.
Мы придерживаемся позиции, согласно которой рассматриваемая система ориентирована «на защиту национальной безопасности, представляет собой совокупность субъектов, чья деятельность направлена на реализацию государственной политики в сфере обеспечения национальной безопасности» [1, с. 79]. Указанная позиция представляется нам справедливой ввиду того, что обеспечением безопасности занимаются определенные органы и должностные лица, а иные инструменты (правовые нормы, принципы, методы) обеспечения национальной безопасности лишь являются средствами, содействующими данной деятельности.
Важно отметить необходимость налаживания тактического взаимодействия МВД России с иными субъектами обеспечения национальной безопасности, которое состоит из плана действий, предварительной подготовки, управленческих решений и практических действий сотрудников. Помимо сказанного, данное взаимодействие должно строится на определенных принципах, которые определяют сущность и характер взаимодействия этих субъектов. К таковым можно отнести принципы: слаженности, компетентности, непрерывности, целевой направленности и некоторые другие.
Подводя итог изложенному, нужно отметить, что МВД России является важнейшим субъектом в системе обеспечения национальной безопасности, играя в ней ключевую роль. Деятельность МВД России по обеспечению национальной безопасности направлена на устранение угроз, которые представляют собой действие или последовательность событий, угрожающих или способных в течение относительно короткого промежутка времени ухудшить качество жизни жителей государства. Указанная деятельность должна основывается на научных и организационных принципах таких как мобильность, готовность, оперативность, профессионализм. Кроме этого, видится целесообразность налаживания тактического взаимодействия МВД России с иными субъектами обеспечения национальной безопасности, которое состоит из плана действий, предварительной подготовки, управленческих решений и практических действий сотрудников.
Литература:
- Баталов Д. Е. Полиция в системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник БелЮИ МВД России. 2022. № 4. С. 79–83.
- Борисов В. В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в российской федерации и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. № 2. С. 64–71.
- Высоцкая Е. В. Административно-правовое регулирование деятельности органов внутренних дел по обеспечению национальной безопасности в Российской Федерации / Е. В. Высоцкая. Текст: непосредственный // Молодой ученый. 2021. № 3 (345). С. 169–170.
- Мазов С. Г. Роль органов внутренних дел в обеспечении национальной безопасности // Труды Академии управления МВД России. 2012. № 2 (22). С. 120–122.
- Мурзина А. И. МВД России в системе обеспечения национальной безопасности РФ / А. И. Мурзина, А. В. Майоров // Энигма. 2020. № 17–1. С. 177–179.
- Прошин В. А. Национальная безопасность: многомерность понятия, этапы развития и новация в высшем образовании современной России // Профессиональное образование в современном мире. 2014. № 2. С. 118–124.
- Указ Президента РФ от 2 июля 2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2021. 5 июля. 27 (часть II). Ст. 5351.
- Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля. № 25.