Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления выступает самостоятельным правовым институтом. Осуществляя свои полномочия, органы местного самоуправления, находятся достаточно в сложных взаимоотношениях с государством. Конституционное обеспечение обособленности местного самоуправления, превращает местную власть в одну из важнейших основ конституционного строя страны. Гарантии местного самоуправления обеспечиваются, в том числе и их ответственностью не только перед государством, но и перед местным населением. В статье произведен анализ содержания и принципов применения ответственности, на основании закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Ключевые слова. муниципально-правовые отношения, юридическая ответственность, муниципально-правовая ответственность, местное самоуправление, муниципальное образование.
За управленческие ошибки отдельных чиновников гражданам порой приходится расплачиваться годами, а иногда и десятилетиями низкого социально-экономического развития и плохим качеством жизни. Поэтому проблема ответственности, а вернее ее отсутствия, стоит очень остро. Служащие просто не хотят, так или иначе, нести за принимаемые решения ответственность, повышать уровень своей квалификации и многое другое [1].
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что органы местного самоуправления и их должностные лица несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами [2].
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством (ст. 70), физическими и юридическими лицами (ст. 76), депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления — перед населением (ст. 71 указанного закона). Следует отметить единую природу конституционно-правовой (государственно-правовой), муниципально-правовой ответственности, что проявляется в тождественности и взаимосвязанности не только лежащих в их основе положений Конституции РФ и законодательства, но и субъектов, санкций, оснований и порядке наступления указанных видов юридической ответственности
Судя по всему, применение того или иного вида ответственности должно быть продиктовано сущностью противоправного посягательства которые осуществили соответствующие органы местного самоуправления или их должностных лиц.
Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления — это самостоятельное правовое явление, характеризующее процесс осуществления местного самоуправления. Такая ответственность проявляется в единстве позитивного и негативного аспектов. В самом общем виде ее позитивный смысл возникает из обязанности субъектов юридической ответственности осуществлять положительные действия, точно следуя требованиям текущего законодательства и муниципальных правовых актов. Негативный аспект связан с наступлением для ответственных субъектов неблагоприятных последствий в случаях нарушения ими правовых норм, ненадлежащего осуществления своих задач и функций. Позитивная ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления предусматривается за решение соответствующих вопросов местного значения, а негативная — наступает в результате утраты доверия населения, а также в случае нарушения действующего законодательства.
К субъектам муниципально-правовых отношений могут применяться все виды юридической ответственности, и следовательно в системе местного самоуправления можно выделить как частноправовую ответственность, так и публично-правовую. Надо отметить, что в российской правовой системе нет четкого разделения на частные и публичные отрасли права.
Что бы разобраться в вопросе ответственности субъектов муниципально-правовых отношений необходимо, все — таки, разобраться с проблемой сочетания частных и публичных интересов в местном самоуправлении.
Под муниципально-правовыми отношениями можно понимать урегулированные нормами муниципального права общественные отношения в сфере местного самоуправления. Под субъектами муниципально-правовых отношений, в свою очередь, необходимо понимать их участников. Всех субъектов муниципально-правовых отношений можно разделить на три группы в зависимости от характера их участия в осуществлении местного самоуправления [3]:
1) муниципальное образование — населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление;
2) субъекты, наделенные правом принимать решения (или участвовать в их принятии) по вопросам местного значения, например население муниципального образования, должностные лица и органы местного самоуправления, граждане и т. д.;
3) субъекты, которые в той или иной форме содействуют осуществлению местного самоуправления, например государственные органы, общественные объединения и т. д.
Таким образом, встает вопрос — какие из указанных участников муниципально-правовых отношений подлежат юридической ответственности? Действующее законодательство предусматривает, прежде всего, ответственность муниципальных образований, органов и должностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, органов территориального общественного самоуправления. Не может являться субъектом юридической ответственности население муниципального образования.
Важным условием применения любого вида ответственности в ходе реализации местного самоуправления должно основываться на соответствующих принципах и осуществляться для достижения конкретных целей.
Правомерное применение юридической ответственности означает, что субъект будет нести ответственность только в том случае, если им нарушена конкретная норма права и за нарушение этой нормы действующим законодательством установлена правовая санкция.
Неотвратимость и равные основания наступления юридической ответственности означает, что любой субъект, нарушивший установленное законом правило, должен понести наказание, несмотря на свое положение в системе общественных отношений или другие обстоятельства.
К принципам юридической ответственности, также можно отнести ее индивидуализация. Это означает, что при применении вида ответственности и санкции учитывается специфика конкретного субъекта муниципально-правовых отношений.
Недопустимость привлечения к юридической ответственности дважды за одно и то же правонарушение как принцип означает, что нарушение конкретной правовой нормы, влечет за собой применение только одного вида ответственности и означает также применение санкции юридической ответственности только один раз.
Оптимальность процессуальной формы юридической ответственности, как принцип означает, что процедуры применения ответственности должно быть приемлемыми, эффективными, соответствовать степени причиненного ущерба, совершенного правонарушения, позволять гибко подходить к наказанию конкретных субъектов для достижения целей наказания.
Комплексный характер ответственности субъектов муниципально -правовых отношений как принцип ответственности вытекает из сложного комплексного характера муниципального права России и многочисленности норм других отраслей российского права, которые участвуют в регулировании отношений, связанных с организацией и осуществлением местного самоуправления.
Ответственность за нарушение норм муниципального права является основным, наиболее важным общим принципом ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, так как позволяет отграничить правовой институт ответственности субъектов муниципально-правовых отношений от других правовых институтов, связанных с применением юридической ответственности.
Таким образом, под ответственностью органов и должностных лиц местного самоуправления следует понимать совокупность закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступать за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий по решению вопросов местного значения. Можно сделать вывод, что в законодательстве Российской Федерации сложился институт ответственности субъектов муниципально-правовых отношений, характеризующийся специфической сферой применения, и принципами.
Литература:
- Евстигнеева В. А. Ответственность муниципальных служащих в современной России // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 1 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77748 (дата обращения: 16.12.2022).
- Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 14.07.2022)//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822
- Овчинников, И. И. Муниципальное право: Учебник и практикум для академического бакалавриата / И. И. Овчинников, А. Н. Писарев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. Серия: Бакалавр. Академический курс.