Работая в группе для детей с задержкой психического развития, зная всю специфику нарушений, нам всегда приходится придумывать что-то новое, экспериментировать, чтобы поддерживать интерес к занятиям. Наряду с традиционными методами работы, мы используем и нетрадиционные материалы и оборудование. К ним можно отнести морскую соль и световой стол. Используя морскую соль на коррекционных занятиях, мы не только вносим разнообразие в виды детской деятельности, но и внедряем здоровьесберегающий компонент.
Морская соль — природный минерал, который обладает полезными антисептическими свойствами за счет содержания в ней различных минеральных веществ. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны дыхательной системы, успокаивают нервную систему, а контактируя с кожей рук ребенка, кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.
Перенос традиционных педагогических занятий на световой стол дает больший воспитательный и образовательный эффект, по сравнению со стандартными формами обучения:
– усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
– гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, а также речь и моторика.
– совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.
– световой стол, соль и игровые атрибуты, способны «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.
– снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния.
Творческие занятия на световом столе решают много задач, обретение нового сенсорного опыта, развитие мелкой моторики, внимания, образного и логического мышления и воображения.
Цель:
Речевое и психомоторное развитие детей, через использование игр и упражнений с применением морской соли и светового стола.
Задачи по образовательным областям:
Образовательная область «Познавательное развитие»
– Развивать сенсорные представления
– Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную (конструктивную) деятельность
– Формировать элементарные математические представления
– Развивать пространственную ориентировку
– Развивать психические процессы (память, внимание, мышление)
Образовательная область «Речевое развитие»
– Обогащать активный и пассивный словарь, развивать связную речь
– Развивать грамматический строй речи
– Развивать фонематические процессы
– Формировать звуко-слоговую структуру
– Автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки
– Подготовка к обучению грамоте
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
– Развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослыми и сверстниками
– Формировать бережное отношение к вещам и игрушкам
Образовательная область «Физическое развитие»
– Развивать мелкую моторику
– Развивать тактильные ощущения
– Укреплять мышечный тонус пальцев рук
– Способствовать профилактике органов дыхания
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
– Реализация творческой изобразительной деятельности
Оборудование и материалы:
– Сухая морская соль без ароматических добавок
– Пластиковые контейнеры с крышкой
– Световой стол
– Бумажные салфетки или полотенца
– Различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, камушки, крышки от пластиковых бутылок, детали от мелкого конструктора лего и т. д.)
– Дидактический материал
Правила безопасности:
– Информирование и письменное согласие родителей или законных представителей на проведение занятий
– Консультация с медработником по вопросам противопоказаний
– Разъяснение правил безопасности детям при играх с солью
– Проверка целостности кожных покровов рук непосредственно перед занятием
Предварительная работа:
Прежде, чем ребенок начнет самостоятельно выполнять упражнения в емкости с солью, упражнения показываются педагогом и сопровождаются словесной инструкцией. Дается возможность воспитаннику потрогать соль, показывается, что она сыпучая, рассматриваются с ребенком ее кристаллы, предлагается послушать рассказ о морской воде, т. е. организуется исследовательская деятельность. Это вызывает у детей дополнительный интерес к занятиям, обогащает словарный запас, знания и представления об окружающем мире.
Примеры игр по различным направлениям коррекционной работы
- Игры на световом столе, направленные на развитие мелкой моторики.
В первую очередь используем соль для самомассажа. Кристаллы соли массируют, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика руки.
Игра «Дорожки»
Задачи:
– Развитие мелкой моторики
– Развитие межполушарного взаимодействия
– Развитие переключения внимания
Ход игры: карточка — дорожка кладется на световой стол под контейнер с солью. Ребенку предлагается пальцем одной руки (или одновременно двумя руками) нарисовать дорожку.
Игра «Следопыт»
Задачи:
– Развитие мелкой моторики
– Развитие зрительного и слухового внимания
– Развитие произвольного внимания, переключения
Ход игры: ребенку предлагается выполнить движения, в зависимости от цвета светового стола и картинки.
- Игры, направленные на развитие сенсорных представлений
Игра «Цветные колючки»
Задачи:
– Обогащение сенсорного опыта
– Закреплять представления о цвете и оттенках цветов.
Ход игры: ребенку предлагается рассортировать предметы в зависимости от цвета, загоревшегося на световом столе.
Игра «Найди такую же фигуру»
Задачи:
– Развитие представлений о форме и цвете
– Развитие переключения внимания
Ход игры: для закрепления величины геометрических фигур предлагаем ребенку сначала обвести, а затем подобрать фигуры по размеру в соответствии с цветом на световом столе.
Таким же образом, закрепляются представления о различных геометрических фигурах. Ребенок сначала обводит и называет увиденные геометрические фигуры, а затем дифференцирует их по цвету.
- Игры на световом столе, направленные на развитие пространственной ориентировки.
Игра «Археолог»
Задачи:
– Развитие пространственной ориентировки
– Развитие мыслительных операций
– Развитие лексико-грамматического строя
Ход игры: предлагаем ребенку «откапать» с помощью кисточки предмет в заданном месте, назвать его местоположение, используя пространственные понятия, обобщить все предметы или выделить лишний предмет и объяснить свой выбор. С целью развития грамматического строя можно предложить детям поиграть с этими словами в «Большой-маленький», «1-много», «1–3–5» и др.
Игра «Слуховой диктант»
– Развитие мелкой моторики рук
– Развитие пространственной ориентировки
– Развитие внимания
Ход игры: ребенок по словесной инструкции педагога или по графическому образцу ходит пальцем по клеточкам в заданном направлении.
- Игры на световом столе, направленные на развитие фонематического слуха
Игра «Археолог»
Вариант 1
Задачи:
– Развитие фонематического слуха,
– Дифференциация звуков,
– Развитие звукопроизношения
Ход игры: ребенок «откапывает» предмет, называет его, определяет место звука в слове и ставит символ этого звука в соответствующее окошко.
Вариант 2
Задачи:
– Автоматизация поставленных звуков
Ход игры: даем ребенку задание «откапать» предметы, назвать их и, таким образом, автоматизируем нужный звук.
Вариант 3
Задачи:
– Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза.
Ход игры: ребенку предлагается «откапать» предмет с помощью кисточки, назвать его, выделить 1-й звук в этом слове и рассортировать в стаканчик, обозначенный символом этого звука.
Во всех заданиях логопед контролирует правильность ответа ребенка с помощью цвета стола. Правильный ответ — зеленый свет, неправильный — красный.
- Игры на световом столе, направленные на формирование образа букв и цифр
Игра «Допиши элемент»
Задачи:
– Развитие зрительного внимания и памяти
– Развитие целостности восприятия
– Развитие умения соотносить зрительный образ буквы со звуком (зрительный образ цифры с количеством предметов)
Ход игры: ребенок обводит увиденный элемент цифры, дописывает недостающий элемент, называет получившуюся цифру, затем откапывает изображенные предметы и пересчитывает их, соотнося цифру с количеством предметов. Аналогично проводятся игры с буквами. После того, как ребенок дописал нужный элемент, откапывает картинку и называет слово, начинающееся на эту букву.
Правильность ответа проверяется с помощью света стола.
Игра «Телеграф»
– Развитие кинестетических ощущений
– Развитие умения самостоятельно писать буквы и цифры
– Профилактика оптической дисграфии
Ход игры: взрослый рисует на спине ребенка букву, ребенок воспроизводит ее на световом столе, определяет какой звук, гласный или согласный, обозначает эта буква, что подкрепляется цветом. Точно так же играем с цифрами и соотносим их с количеством пальцев или хлопков. Правильность выполнения проверяется с помощью цвета светового стола.
Вывод:
Использование необычного сочетания упражнений с солью и игр на световом столе — это несложный и доступный вид деятельности для ребенка. Одновременно, это очень интересный, увлекательный, несущий как оздоровительный эффект, так и различные возможности ее применения во всех областях образовательной деятельности.