Настоящая статья посвящена юридическим последствиям за размещение (распространение) ненадлежащей рекламы, в статье исследуются базовые понятия о юридической ответственности в сфере рекламы, вопросы значимости привлечения к ответственности.
Ключевые слова: реклама, ненадлежащая реклама, недобросовестная реклама, последствия, ответственность, юридическая ответственность, закон о рекламе, законодательное регулирование, административные правонарушения.
This science text is about to a legal consequences for the placement (distribution) of inappropriate advertising, the article explores the basic concepts of legal responsibility in the field of advertising, issues of the importance of bringing to responsibility.
Keywords : advertising, improper advertising, unfair advertising, consequences, responsibility, legal liability, advertising law, legislative regulation, administrative offenses.
В условиях развития экономических отношений в Российской Федерации тема регулирования отношений в сфере рекламы, и вытекающая из нее тема юридических последствий размещение (распространение) ненадлежащей недобросовестной рекламы в России в виде санкций, пресекающих распространение подобной рекламы, несомненно, является весьма актуальной. Безусловно такие санкции требуют взвешенного и дифференцированного подхода к их применению, в том числе и применения такой формы как предупреждение. Необходимо также внимательнее рассмотреть вопрос о расширении практики публикации опровержения (контррекламы).
Юридическими последствиями за размещение (распространение) ненадлежащей недобросовестной рекламы будет являться результат действий правового акта, принятым антимонопольным органом в отношении того или иного субъекта правоотношений, который порождает для них права и возлагает на них обязанности по прекращению размещения (распространения) такой рекламы.
Законодательство предусматривает, что нарушение компаниями и физическими лицами Закона о рекламе влечет юридическую ответственность в соответствии с законом. Следовательно, такая ответственность будет являться гражданско-правовой и все неблагоприятные последствия для правонарушителя представляются в виде лишения прав или возложения на него каких-либо обязанностей.
Для такой ответственности будут присущи имущественный и компенсационный характер, где основанием ее применения будет причинение вреда или ущерба (например, при нарушении условий договора или из внедоговорных отношений) другому участнику гражданских правоотношений.
Так, например, если реклама в виду своей недостоверности причинила какой-либо фирме вред или урон, то их можно будет возместить как судебном, так и в рамках претензионного порядков.
Так Законом о рекламе предусмотрены положения, что если такие случаи произошли, действующие лица имеют полное право на обращение в суд, требуя возместить убытки, причиненные действиями другой стороны, печати опровержений недостоверной информации, компенсировать вред или потраченное время и прочие расходы, вытекающие из спора.
Как известно моральный вред — это в первую очередь определенные физические или нравственные страдания гражданина, которые он получил от каких-либо действий, покушающихся на его нематериальное благо, результаты деятельности интеллекта, а также имущество, которым владеет гражданин.
При причинении такого вреда нарушенное благо гражданина подлежит восстановлению путем дачи причинителем вреда публичного опровержения размещенной (распространенной) им ненадлежащей рекламы. Кроме того, в соответствии с законом, пострадавшему может причитаться еще и денежная компенсация [3].
Факт размещения (распространения) ненадлежащей недобросовестной рекламы влечет как для рекламодателей, рекламопроизводителей, так и рекламораспространителей административную ответственность, предусмотренную Кодексом об административных правонарушениях.
В данном случае, административная в отличие от гражданско-правовой ответственности, наступает уже перед самим государством.
Ненадлежащая недобросовестная реклама всегда акцентируется только на части важных свойств и качеств товара и (или) условий его приобретения, привлекая внимание и интерес потребителей, вводя в заблуждение относительно таких свойств, качеств и (или) условий.
В этой связи законодатель счел недостаточным применения гражданско-правовой и административной ответственности к лицам, нарушающим рекламное законодательство, поскольку такие случаи не имеют достаточного публичного распространения среди населения и факт применения штрафных санкций к рекламодателю может быть известен только сотрудникам компании-нарушителя, антимонопольному органу и ряду лиц, отслеживающих правоприменительную практику в данной сфере. Потребители, которым была ранее продемонстрирована недостоверная недобросовестная реклама, например, продолжают верить чудесным свойствам того или иного товара, доверять тем, сведениям, которые были получение в результате распространения такой рекламы. Вместе с тем, такие потребители в большинстве своем не могут знать, что такая реклама была запрещена антимонопольным органом в связи с недостоверностью содержащихся в ней сведениях о свойствах и качествах, предлагаемых к приобретению товаров.
Так, если антимонопольный орган установил факт размещения (распространения) ненадлежащей недобросовестной рекламы и выдал соответствующее предписание, он вправе также обратиться в судебные органы с иском к рекламодателю о даче контррекламы за счет такого рекламодателя. Данную меру ответственности можно отнести к публично-правовой ответственности. Такая мера ответственности представляется дополнительной, справедливой мерой и помогает воссоздать у потребителей действительное представление о свойствах и качестве товаров.
Как правило опровержение дается в той же форме, в которой была размещена недостоверная недобросовестная реклама. Однако в какой форме будет дана такая контрреклама, а также место и сроки размещения ее размещения определяет суд.
Законом также предусмотрено, что за нарушения Закона о рекламы умышленно может устанавливаться и иная ответственность, в том числе уголовная.
Так в прошлом Уголовный кодекс содержал положения об ответственности при распространении в рекламе заведомо ложных сведений о рекламируемой продукции, с учетом меркантильного и корыстного характера стремления в создании серьезного ущерба.
Вместе с тем, уже в 2003 году такая ответственность была упразднена. Однако до сих существует сама возможность законодательно ввести такую ответственность за умышленные действия при рекламировании продукции, что указывает на серьезную общественный фактор и ответственность перед обществом, которую несут участники рынка за свою деятельность.
Таким образом, действующим законодательством при размещении (распространении) ненадлежащей недостоверной рекламы предусматривается широкий спектр юридических последствий в виде административной, гражданской и публичной ответственности.
Применения различных способов привлечения нарушителей к ответственности за размещение (распространение) ненадлежащей недостоверной рекламы способствует снижению случаев повторного нарушения действующего законодательства, а также способствует профилактике таких правонарушений.
Литература:
- Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О Рекламе» (в ред. от 26 мая 2021 г. ФЗ-№ 150) // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.06.2022).
- Федеральный закон от 08.12.2003 № 162-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.06.2022).
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» // URL: https://internet.garant.ru/ (дата обращения: 18.12.2022).
- Бадалов Д. С., Василенкова И. И., Карташов Н. Н., Котов С. Ф., Никитина Т. Е. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О рекламе» «Статут», 2012. — С. 84. // URL: https://internet.garant.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
- Спиридонова, М. А. Комментарий к Федеральному закону от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» // М. А. Спиридонова, Н. М. Удалова. — Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. — 242 c. // URL: https://internet.garant.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).