Одной из важнейших задач высших учебных заведений является подготовка специалистов, способных адаптироваться к изменениям в их профессиональной жизни. В конце ХХ — начале ХХI веков преподавателями были созданы методики развития иноязычной компетенции, необходимой для их будущей профессиональной деятельности. Однако эффективность этих методов не изучена. Этот факт вызвал интерес авторов и породил мысль о необходимости проведения научных исследований с целью выявления наиболее эффективных методов обучения иностранным языкам для специальных целей. Данная статья основана на анализе научных работ узбекских и зарубежных ученых, освещающих проблему обучения иностранным языкам для специальных целей студентов гуманитарных специальностей.
Ключевые слова: иностранный язык, метод, прием, эффективность.
Современность, как сложное философское понятие, не имеет четких границ и весьма условно. Наших современников объединяет произошедшая в девяностые годы смена государственного строя, вызвавшая крушение старых идеалов и ценностей, наложившая отпечаток на сознание людей, изменившая их образ мышления и жизни. Более того, технический прогресс, стремительно меняющий мир, сблизил народы и оказал большое влияние на профессиональное взаимодействие людей. Профессионально-ориентированное изучение иностранных языков не остается в стороне, а живо отзывается на все изменения, происходящие в современном обществе. В прежние времена общение в профессиональной сфере граждан со специалистами других стран было минимальным. Поэтому обучение иностранным языкам для специальных целей в первую очередь было направлено на развитие навыков чтения и перевода специальных текстов преимущественно репродуктивными методами. С начала 21 века значительно возросла потребность в специалистах, владеющих навыками устной речи. В связи с этим новые требования к методике обучения иностранным языкам для специальных целей обусловили необходимость развития у учащихся навыков аудирования и говорения. Такие методы принципиально отличаются от репродуктивных, господствовавших на протяжении нескольких столетий и рассматриваемых в данной статье как современные. Главной задачей современной высшей школы является подготовка специалистов, способных не только владеть иностранным языком для специальных целей, но и уметь приспосабливаться ко всем изменениям в своей профессиональной жизни, вызванным стремительным прогрессом и развитием общественной мысли. Эти факторы позволяют учащимся развивать способность к самообразованию, позволяя им находить новые знания [1. с 76].
Профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам направлено на формирование у выпускников умения использовать иностранные языки в профессиональном общении. Поэтому, имея практическое применение, изучение иностранных языков для специальных целей направлено на решение коммуникативных задач в будущей профессиональной деятельности студентов. Выявлено, что в некоторых научных работах, посвященных изучению методов обучения иностранному языку для специальных целей (LSP), приводятся описания их основных характеристик и доказана их эффективность с субъективной точки зрения авторов [2. с 18]. Во многих статьях, посвященных проблеме эффективности методов обучения LSP, выделяется только один из методов, например, «метод интервального повторения» или методы индивидуальных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) [3. с 93]. Мы полагаем, что хорошая теоретическая проработка научной проблемы не всегда означает ее высокоэффективную реализацию на практике. Большинство педагогов в прошлые века создали эффективные методики преподавания иностранного языка, а в настоящее время предлагают различные формы их активного использования для развития иноязычной компетенции, необходимой в будущей профессиональной деятельности студентов. Анализ научной литературы показал, что научных работ, отражающих такие данные, пока не разработано. При повышении квалификации учителей многие педагоги осваивают новые методики обучения иностранному языку, теоретически отвечающие требованиям будущих специалистов. Однако до сих пор не решена проблема использования теоретических знаний на практике. Кроме того, не изучена эффективность методики обучения ЛСП, помогающей специалистам успешно конкурировать в реальной профессиональной деятельности с учетом современных условий рынка труда.
В преподавании французского языка, первые позиции занимают методы, содержащие наиболее выраженную профессиональную составляющую. Этими методами являются дискуссия и круглый стол. В то же время данные виды учебной деятельности не требуют точного ответа на поставленный вопрос или точного решения задачи. Они позволяют студентам определить и оценить, правильный или нет ответ на вопрос, исходя из их специальных знаний, полученных на лекциях и семинарах по предметам, связанным с их будущей профессией. Методы дискуссии и круглого стола отличаются от метода кейс-стади, который требует конкретного решения конкретной профессиональной задачи. Использование кейс-метода на уроке французского языка требует от преподавателя не только профессионального владения языком, но и глубокого знания специальности, по которой обучаются его студенты. Это помогает учителю формулировать и решать профессионально-ориентированные задачи на уроке. Отсутствие глубоких знаний по специальности, языку которой преподаватели-лингвисты должны обучать студентов, является основной причиной неумения преподавателя решать, например, юридические или экономические задачи в качестве одной из задач в методе кейс-стади. Подготовка преподавателей иностранных языков в лингвистико-педагогических вузах не направлена на подготовку специалистов, в совершенстве владеющих, например, иностранным языком, используемым в таких областях, как юриспруденция или экономика. Единственный аспект, который вполне профессионально можно преподавать в неязыковых вузах, например, на факультетах политологии или международных отношений, — это политический перевод, так как его изучают будущие преподаватели иностранных языков. Ведущими методами, используемыми преподавателями LSP в высших учебных заведениях, являются методы с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Литература:
- Wilson, J.; Sharoff, S.; Stephenson, P.; Hartley, A. Innovative Methods for LSP-Teaching: How We Use Corpora to Teach Business Russian. InLanguages for Specific Purposes in the Digital Era. Educational Linguistics; Bárcena, E., Read, T., Arús, J., Eds.; Springer: Cham, Switzerland, 2014; Volume 19.
- Schuetze, U. Efficiency in Second Language Vocabulary Learning.Die Unterr. Teach. Ger.2017
- Батунова, И. В. Использование эффективных методов обучения на занятиях по иностранному языку в неязыковых (технических) вузах. Междунар. Рез. Дж.2018