При реализации надзорных полномочий в сфере капитального строительства и ремонта прокурорским работникам следует руководствоваться требованиями Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» [1], приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» [2], и от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» [3], а также другими ведомственными актами Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Главной военной прокуратуры. Органы военной прокуратуры обладают полномочиями по надзору за исполнением законодательства, поэтому целесообразно отметить, что они имеют большое значение при надзоре за исполнением законодательства именно в сфере военной и социальной инфраструктуры. В качестве подтверждения стоит обратиться к приказу Генерального прокурора РФ от 02.11.2018 N 723 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса», в котором сказано, что важнейшей задачей надзорной деятельности считать обеспечение законности при исполнении законодательства в сфере ОПК [4].
Организация проверок исполнения законодательства в сфере капитального строительства и ремонта включает в себя следующие основные этапы:
— сбор, накопление, обработка, анализ информации о нарушениях законов;
— планирование проверок;
— подготовка и непосредственное проведение надзорных мероприятий;
— осуществление прокурорского реагирования на выявленные нарушения;
— принятие исчерпывающих мер по возмещению причиненного ущерба, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности;
— контроль за фактическим устранением нарушений [5].
Повышение результативности работы по надзору за исполнением законов в сфере капитального строительства и ремонта достигается при надлежаще организованной системе получения информации о нарушениях закона, позволяющей военному прокурору своевременно располагать оперативными данными о состоянии законности, вырабатывать эффективные меры по поддержанию правопорядка и оперативно реагировать на правонарушения.
В этой связи сбор, накопление и анализ данных о нарушениях закона, их причинах и способствующих им условиях в каждой военной прокуратуре осуществляется на постоянной основе. Следовательно, необходимо определять основные направления надзора за исполнением законов в сфере капитального строительства и ремонта, которые включают в себя проверку:
— соблюдения порядка определения подрядчика и исполнения государственного контракта;
— правильности оформления исходно-разрешительной и проектной документации, наличия государственной экспертизы и разрешения
— на строительство (при капитальном ремонте согласно ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение не требуется, проектно-изыскательские работы не проводятся) [6]. При этом необходимо акцентировать внимание на обоснованность установления стоимости строительства, законности изменения утвержденных проектных решений и основных показателей строящегося объекта, военного городка, здания, сооружения и увеличения сметной стоимости строительства;
— соответствия предъявляемым требованиям застройщиков (подрядчиков, поставщиков); наличия у них соответствующих лицензий, в том числе на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а также необходимых производственных мощностей и обученного персонала;
— соблюдения строительных норм и правил, трудового и миграционного законодательства при выполнении работ;
— законности использования подрядными организациями бюджетных средств, выделяемых на капитальное строительство и ремонт;
— соблюдения сроков выполнения работ, своевременности ввода объектов в эксплуатацию, оформления правоустанавливающих документов [7].
Контроль за осуществлением капитального строительства и ремонта возложен на генерального подрядчика и заказчика. Техническим заказчиком
по государственным контрактам, заключенным Минобороны России, выступает федеральное казенное предприятие «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (далее — ФКП «УЗКС МО РФ»), устав которого утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.03.2008 № 290-р [8].
Функции заказчика на местах выполняют его обособленные подразделения (филиалы) в лице Регионального управления заказчика капитального строительства ЗВО (на территории Северо-Западного федерального округа) и территориального управления ФКП «УЗКС МО РФ» (на территории Центрального федерального округа). Филиалы осуществляют свою деятельность от имени предприятия, которое несет ответственность за их деятельность. Филиалы не являются юридическими лицами, наделяются предприятием имуществом и действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными генеральным директором предприятия. При изучении государственных контрактов и договоров подряда необходимо исследовать их на предмет соответствия друг другу, проследить «цепочку» заключаемых договоров от генерального подрядчика до фактического исполнителя работ и проверить все необходимые требования. Так как в ряде случаев между Минобороны России заключаются многомиллиардные государственные контракты на капитальный ремонт объектов, однако до конечных исполнителей финансирование доходит в объёмах текущего ремонта.
Поэтому наличие информации о значительном удешевлении работ должно быть поводом для проверки соответствия технического задания к государственному контракту и возможного использования некачественных стройматериалов, неквалифицированной рабочей силы, а также полноты выполнения работ по госконтракту.
Полученные сведения о повышении стоимости работ могут рассматриваться в качестве повода для проведения соответствующих надзорных мероприятий, проверки правильности проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, обоснованности сделанных в экспертном заключении выводов.
Для этого необходимо определить основной круг вопросов, например, установить, кто из должностных лиц и каким образом контролирует исполнение контракта со стороны заказчика и подрядчиков, какие обязанности на них возложены.
К примеру, приказами руководителей филиалов федеральных казенных предприятий «Управления заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации» (ФКП «УЗКС МО РФ») за каждым объектом капитального строительства и ремонта назначены инспекторы технического надзора, обязанности которых закреплены в должностных инструкциях.
От генерального подрядчика назначаются лица, ответственные за осуществление технического сопровождения заключенных договоров и контроля за строительством, выполнением проектно-изыскательских работ на объектах.
На следующем же этапе необходимо обеспечить участие компетентных специалистов надзорных органов. Рекомендуется привлекать специалистов государственного строительного надзора Минобороны России, органов архитектурно-строительного надзора субъектов Российской Федерации, территориальных подразделений Ростехнадзора, Росфинмониторинга, федеральной антимонопольной службы России, трудовых инспекций.
В случае отсутствия возможности участия специалистов государственного строительного надзора Минобороны России необходимо привлекать специалистов управлений инвестиций и капитального строительства региональных центров МЧС России, дирекций по строительству ФСБ России, преподавателей строительных техникумов и вузов, бывших работников квартирно-эксплуатационных частей и управлений (КЭЧ и КЭУ), имеющих соответствующие специальные познания.
На стадии организации прокурорских проверок в обязательном порядке необходимо наладить взаимодействие с территориальными подразделениями и органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
Подготовка к проверке завершается составлением ее подробного плана.
Проводящий проверку прокурорский работник должен четко понимать, какие цели необходимо достигнуть по ее результатам.
В ходе проведения проверки следует изучить документацию, находящуюся на объекте строительства, а также проверить наличие, содержание и правильность её ведения.
Практика показывает, что зачастую внутренний контроль качества строительства и соблюдения строительных норм со стороны подрядных организаций формализован или отсутствует вовсе. Для этого необходимо обратиться к судебной практике. Согласно делу № 17АП-1064/2019-АК г. Пермь от 21 февраля 2019 года. По результатам проверки обществу ООО «Солнечное» выдано предписание от 31.08.2018 № 05–30–375, согласно которому обществу необходимо устранить нарушения требований п. 22 ст. 1, ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ.
Также при наличии оснований необходимо использовать предоставленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях полномочия по привлечению виновных лиц к административной ответственности за нарушения при размещении заказов на строительство (ст. 7.29–7.32.3 КоАП РФ), экологического законодательства (ст.ст. 8.1–8.2 и 8.23 КоАП РФ), в сферах промышленности, строительства и энергетики (глава 9 КоАП РФ), миграционного законодательства (ст.ст. 18.10 и 18.15 КоАП РФ), предпринимательской деятельности (ст.ст. 14.55–14.55.2 КоАП РФ) и финансов (ст.ст. 15.37 и 15.40 КоАП РФ) [9].
Надо также учитывать, что административную ответственность за осуществление строительства без разрешения несут не только генеральный подрядчик и привлеченные им исполнители, но и представители государственного заказчика.
Таким образом, эффективная организация взаимодействия прокуроров с должностными лицами уполномоченных органов, контролирующими их правоохранительными органами, своевременное реагирование на выявленные нарушения, позволяет повысить значение прокурорского надзора за исполнением законов о капитальном строительстве и ремонте военной и социальной инфраструктуры.
Литература:
1. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 05.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 г. N 8. С. 366.
- Приказ Генерального прокурора РФ от 07.05.2008 N 84 (ред. от 27.04.2022) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» // Текст приказа официально опубликован не был // https://base.garant.ru/1356817/ Дата посещения (13.12.2022)
3. Приказ Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 N 195 (ред. от 02.08.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина» // Текст приказа размещен на сайте Генеральной Прокуратуры РФ http://genproc.gov.ru Дата обращения (13.12.2022)
- Приказ Генерального прокурора РФ от 02.11.2018 N 723 (ред. от 05.05.2022) «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере оборонно-промышленного комплекса»// Законность. 2018 г. N 1.
- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства//Российская газета. 2010 г. N 27.
6. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 14.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2022) // Российская газета. 2004 г. N 290.
- Постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. N 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне» // Собрание законодательства Российской Федерации. 15 февраля 2010 г. N 7 С. 762.
- Распоряжение Правительства РФ от 11.03.2008 N 290-р (ред. от 05.07.2022) «Об утверждении устава федерального казенного предприятия «Управление заказчика капитального строительства Министерства обороны Российской Федерации»»// Собрание законодательства Российской Федерации. 17 марта 2008 г. N 1. С.1048.
9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.12.2022) // Российская газета. 2001 г. N 256.