В статье раскрыты способы взаимодействия родителей и педагогов в совместной работе по пропаганде здорового образа жизни среди воспитанников.
Ключевые слова: здоровьесбережение, взаимодействие, информирование, пропаганда.
Забота о здоровье ребенка и взрослого человека стала занимать во всем мире приоритетные позиции.
Дошкольное образовательное учреждение имеет большие потенциальные возможности для формирования у детей здоровьесберегающей культуры, навыков здорового образа жизни. Это связано с системностью дошкольного образования, возможностью поэтапной реализации поставленных задач с учетом возрастных и психологических возможностей детей-дошкольников.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка, для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью. Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
Забота о воспитании здорового ребенка должна быть также приоритетной в работе дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физически адаптирован. В дошкольном детстве закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Рост количества детских заболеваний связан не только с социально-экологической обстановкой, но и с самим образом жизни семьи ребенка, во многом зависит от семейных традиций и характера двигательного режима. Сегодня важно нам, взрослым, формировать и поддерживать интерес к оздоровлению, как самих себя, так и детей.
Зачастую родители плохо представляют, как же необходимо приобщать ребенка к здоровому образу жизни. Мы должны не только охранять детский организм от вредных влияний, но и создавать условия, которые способствуют повышению защитных сил организма ребенка, его работоспособности. И важным здесь является правильно организованный режим дня.
Основная задача детского сада — подготовить ребенка к самостоятельной жизни, дав ему для этого необходимые умения, навыки, воспитав определенные привычки.
Педагогами разработаны рабочие программы, согласно которым проводятся специально организованные занятия. Спортивный зал, кабинеты логопедов и психолога оснащены стандартным и нестандартным оборудованием необходимым для комплексного развития ребёнка.
Воспитатели в своей повседневной работе используют динамические паузы, подвижные игры, пальчиковые гимнастики, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, артикуляционную гимнастику, закаливание после дневного сна, игры-релаксации, беседы, практикумы о здоровом образе жизни, личной гигиене, правильном питании, полезных и вредных привычках.
Что должны сделать взрослые, чтобы каждый день жизни ребенка стал началом в укреплении его здоровья? Велика роль примера самих родителей и старших членов семьи. В работе с родителями мы сделали упор на пропаганду здорового образа жизни. Но мы столкнулись с тем, что родители чаще всего выступают в роли зрителей и реже в качестве участников. Если взрослые регулярно занимаются физической культурой и спортом, соблюдают режим, правила гигиены и закаливания, то дети, глядя на них, систематически будут делать утреннюю зарядку, заниматься физическими упражнениями и спортивными играми. Для этого родителям надо хорошо ознакомиться с комплексами упражнений, которые дети выполняют в детском саду. Тогда мы вместе добьёмся более высоких результатов в физическом развитии наших детей. Мы сделали вывод: сегодня нельзя ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители являются пассивными участниками.
Для правильного информирования родителей, в нашем детском саду систематически проводятся: мастер-классы, консультации, беседы, физкультурные досуги, совместные мероприятия с целью вовлечения родителей в образовательный процесс, выпускаются информационные листовки. Они позволяют продемонстрировать привычки ЗОЖ, двигательные навыки и психофизические качества. Родители знакомятся с физкультурно-оздоровительной работой дошкольного учреждения и охотно осваивают физические упражнения. А также родители имеют представление об «Уголках здоровья», находящихся в группах, об их оснащении как традиционные пособия (массажными ковриками, спортивным инвентарем и т. д.), так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов (сухой аквариум, султанчики и т. д.). На начальном этапе работы по здоровьесберегающим технологиям, родители вели себя скованно и неактивно, но с каждым шагом вперед, мы видели, на сколько им было интересно, и как они с удовольствием принимали участия во всех мероприятиях нашего детского сада. Это повлияло и на дополнительные занятия в различных спортивных секциях, и на сколько, активнее и разнообразнее проходят выходные детей в кругу семьи. Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ — процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Формирование здоровой личности дошкольника обеспечивается при помощи скоординированного и позитивного взаимодействия педагогов и медицинского персонала ДОУ с воспитанниками и родителями. Внедрение здоровьесберегающих технологий в детском саду позволяет сделать образовательный процесс насыщенным и интересным. При этом у дошкольников закладывается осознанное стремление к поддержанию здоровья и правильному образу жизни.
Совместные усилия дают положительные результаты в работе по пропаганде здорового образа жизни. Важно понимать, что забота о здоровье наших детей сегодня — это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем.
Литература:
- Антонов Ю. Е. Здоровый дошкольник. Оздоровительные технологии 21 века — М.: Аркти, 2001.
- Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка — М., 1993.
- Кудрявцев В. Т., Нестерюк Т. В. Развитие двигательной активности и оздоровительная работа с детьми 4–7 лет — М., 1997.
- Никишина И. В. Создание здоровьесберегающего пространства. — Волгоград: Авторское перо, 2005.
- Сивачева Л. Н. «Физкультура — это радость» — СПб.: Детство-Пресс, 2002.
- Нетребина О. В., Полякова Н. В., Пугачева А. В. Реализация здоровьесберегающих технологий в работе с родителями. URL: https://infourok.ru/realizaciya-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-v-rabote-s-roditelyami-1781604.html