Статья посвящена описанию опыта интеграции учебных предметов в начальной школе при реализации федерального государственного образовательного стандарта начального образования (ФГОС, НО). Разработанная модель коллаборации педагогов физической культуры и начальных классов в вопросах реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования показала свою эффективность.
Ключевые слова: коллаборация, физическая культура, начальные классы, федеральный государственный образовательный стандарт, модель.
Обновленный Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования призван обеспечивать единое образовательное пространство в учебной и воспитательной деятельности с целью реализации равных возможностей получения качественного начального общего образования. Акцентируется внимание на преемственности образовательных программ дошкольного, начального общего и основного общего образования, а также интеграции учебных предметов [3].
Актуальность исследования в сфере коллаборации учителей физической культуры и начальных классов возрастает в связи с имеющихся проблемами обучения младших школьников в условиях реализации обновленных ФГОС НОО.
Анализ научной и научно-методической литературы по проблеме исследования показал, что тема интегративного взаимодействия педагогов выступает социальным ориентиром, под которым понимается специально организованная деятельность, направленная на приобщение обучающихся к системе общечеловеческих норм, здоровому образу жизни, к ценностным позитивным установкам.
Планирование физического образования школьников в соответствии с ФГОС НОО ставит задачу улучшения процесса физического воспитания на основе целевой направленности средств, суть которых сводится к формированию физической культуры личности (Ю. Г. Гудкова, Н. В. Литвиненко, Лубышева Л. И., М. А. Тукмачева, А. С. Фетисов и др.).
Методологическую базу исследования составили научные труды аксиологического подхода (Гессен С. И., Сластенин В. А., Лесгафт П. Ф., Лубышева Л. И., Фетисов А. С.), системно-деятельностный подход (Беспаленко Е. М., Дмитриенко В. А., Загвязинский В. И., Махина Н. А., Лесгафт П. Ф., и личностно-ориентированный подход (Асмолов А. Г., Зимняя И. А., Каплуненко А. М., Рябинина Л. В. и др.) подходы.
Т. A. Лавина указывает на то, что системообразующим видом деятельности педагога в начальной школе является конструктивная деятельность, которая включает в себя подготовку к урокам, распределение времени учителя и обучающихся [2].
С. А. Воронин установил рациональную последовательность осуществления диагностической деятельности в начальной школе, включающую степень осознанности знаний и критерии, отражающие ценностную ориентацию и мотивацию на осуществление диагностической деятельности. Диагностика необходима для проведения мониторинга успешности реализации государственных стандартов [1].
Цель исследования : обоснование и экспериментальное подтверждение эффективности педагогических условий реализации ФГОС НОО в процессе образования и физического воспитания.
Объект исследования : учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования : организационно-педагогические коллаборативные условия, создаваемые учителем начальных классов и учителем физической культуры в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задачи:
- На основе анализа научно — педагогической литературы выявить эффективность реализации ФГОС НОО в условиях интеграции предметов «Физическая культура» и предметы начальной школы.
- Разработать модель коллаборации педагогов физической культуры и начальных классов в вопросах реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
- Выявить эффективность реализации модели при проведении первичного мониторинга.
Научная новизна исследования заключается в разработкемодель коллаборации педагогов физической культуры и начальных классов в вопросах реализации ФГОС НОО.
Методы исследования и испытуемые
В исследовании приняли участие обучающиеся и педагоги начальной школы МБОУ СОШ № 74 г. Воронежа.
Методы, используемые в проведении мониторинга: педагогические тесты успеваемости, письменные контрольные работы, учебно-практические задания, педагогический эксперимент, метод изучения групповой дифференциации, методы диагностики физического развития.
При проведении сравнительного анализа сравнивались данные первичного и вторичного мониторинга. Учитывались требования к результатам освоения ООП.
Рис. 1. Модель коллаборации педагогов физической культуры и начальных классов в вопросах реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Результаты и их обсуждение
Коллаборативная деятельность учителя физической культуры и учителя начальных классов включает в себя развитие общих и специальных физических качеств, развитие психических познавательных процессов, двигательных умений и навыков обучающихся которые связаны с развитием когнитивных процессов, становление личности обучающихся средствами физического воспитания.
Модель коллаборации педагогов физической культуры и начальных классов в вопросах реализации ФГОС НОО показала свою эффективность в том, что соревновательная деятельность обучающихся на уроках физической культуры, способствует развитию мотивации к занятиям не только физической культурой, но и обеспечивает улучшения личных показателей когнитивных процессов. Дети, которые активны на уроках физической культуры, лучше усваивают другие школьные предметы.
Таким образом, в ходе анализа результатов мониторинга мы пришли к выводу, что реализация модели способствует формированию учебной мотивации обучающихся.
Литература:
- Воронин С. А. Подготовка будущих учителей начальных классов к осуществлению педагогической диагностики в начальной школе. Автореферат дисс.канд.пед.наук, Сочи, — 2007, — 24 с.
- Лавина, Т. А. Совершенствование системы непрерывной подготовки учителей в области использования средств информационных и коммуникативных технологий в профессиональной деятельности: дис. … д-ра пед. наук: 13.00.04 / Лавина Татьяна Ароновна. — Москва. — 2006. — 310 с
- О применении ФГОС НОО см. письма Министерства просвещения РФ от 15 февраля 2022 г. N АЗ-113/03 и от 8 августа 2022 г. N ТВ-1517/03 https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения 19.01.2023).