Профессиональное выгорание. Понятие и меры профилактики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 23.01.2023

Статья просмотрена: 341 раз

Библиографическое описание:

Тимчик, О. Б. Профессиональное выгорание. Понятие и меры профилактики / О. Б. Тимчик. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99216/ (дата обращения: 18.12.2024).



Аристотель отмечал влияние социального статуса и профессии человека на качество его жизни. Демокрит выделял влияние внешних и внутренних условий на жизнь и психическое состояние человека. Спиноза говорил о силе воздействия эмоциональных состояний на людей и об эмоциях, которые подавляют человека. На протяжении всего времени в истории подобные идеи можно найти и в философских произведениях, и можно сделать вывод, что эта тема была актуальна во все времена, только название ей давали по-разному. Анализируя литературные источники по этой теме, мы можем сказать, что существует несколько объяснений профессионального выгорания. Вы можете найти такие термины, как «психическое выгорание», «профессиональное выгорание», эмоциональное выгорание — все это названия одного и того же явления. У людей, занятых в различных сферах коммуникативной деятельности, наблюдалось значительное снижение интереса к работе, выраженная склонность к конфликтам, деструктивному поведению, злоупотреблению алкоголем и другим вредным привычкам. Затем у них развились невротические расстройства или соматические заболевания. Это связано с влиянием профессиональной деятельности и адаптацией личности к окружающей среде. Сам термин «эмоциональное выгорание» (burnout) первые ввел американский психиатр Фрейденберг в психологическую практику в 1974 году. Социальный психолог Маслач внесла новые характеристики «burnout», под которым она понимала «Выгорание» как “синдром и включало три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация («обезличивание» человека), а также редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства” [1]. Психоэмоциональное истощение испытывают специалисты, которые в рамках своей деятельности постоянно общаются с другими людьми (области определения профессии, такие как «человек-человек»). Это сопровождается состоянием тревоги и разочарования из-за не соответсвия определенному идеальному образу жизни. Такое поеведение характеризуется появлением низкой самооценки, негативным отношением к профессиональной деятельности, потерей эмпатии и сопереживания в отношениях с окружающими. Динамичное развитие этой проблемы четко прослеживается в западной литературе. Точнее, эмоциональное выгорание является реакцией на непрерывный эмоциональный стресс и выражается в следующих характеристиках:

– снижение эмоциональной активности и умственных способностей;

– холодность в общении с близкими людьми;

– негативное и циничное отношение ко всем участникам профессиональной деятельности: студентам, пациентам, клиентам, коллегам;

– растущее безразличие к профессиональным обязанностям;

– снижение деловой активности, снижение личной мотивации;

– снижение эмоционального фона;

– возникновение чувства профессиональной некомпетентности, неудовлетворенности результатами своей работы;

– деструктивная оценка результатов профессиональной деятельности и снижение личной ответственности за них;

– беспричинная агрессия, выраженное недовольство собой и окружающими вас людьми;

– ухудшение соматического состояния, головные боли, нарушения сна и т. д. снижение качества жизни в целом.

При длительном контакте с людьми эти симптомы также могут привести к невротическим заболеваниям и психосоматическим расстройствам.

Понятию синдрома профессионального выгорания уделяют пристальное внимание так как оно отражает психическое состояние человека. Психическое состояние — это «целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности» [3]. Одним из параметров, входящих в структуру психических состояний, является продолжительность проявления одной из их характеристик, она подразделяется на преходящие (нестабильные), постоянные и хронические состояния. Долгосрочные и хронические психические состояния требуют большого количества идей и внимания для их преодоления (такие состояния, как хроническая усталость, хронический стресс, которые чаще всего связаны с последствиями ежедневного стресса). Выгорание затрагивает представителей специалистов во многих сферах деятельности и часто приводит к случаям профессиональной деформации. Синдром профессионального выгорания является следствием продолжительным стрессовых среды средней интенсивности воздействующей на человека в сфере его профессиональной деятельностью (длинный хронический стресс). По наблюдениям психологов чаще этому подвержены сотрудники, которые вынуждены много и интенсивно взаимодействовать с людьми. Прежде всего, это руководители, менеджеры и другие представители «помогающих и коммуникативных профессий». Профессиональное выгорание понимается как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотрансформирующие воздействия. Это приобретенный образец эмоционального и профессионального, поведения, позволяет дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать его дисфункциональные проявления, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с окружающими на работе. Профессиональное выгорание можно рассматривать это как явление в аспекте личной деформации под влиянием профессиональных стрессов. В. В. Бойко рассматривает “профессиональное выгорание как выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций из психотравмирующей ситуации. Профессиональное выгорание — совокупность негативных переживаний, связанных с работой, коллективом и всей организацией в целом как динамический процесс, развивающийся во времени, характеризуется нарастающей степенью выраженности его проявлений” [2]. Как видно из выше приведенного перечня признаков синдрома психического «выгорания», нет единой точки зрения на данную проблему. Но то, что он включает широкий спектр эмоционально-волевых и интеллектуальных составляющих. И все эти слагаемые играют большую роль в адаптации человека к условиям профессиональной и жизненной ситуации.

Рассматривая факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания, следует отметить, что существует определенная взаимосвязь между его возникновением и переходом от одного человека к другому. Традиционно факторы, вызывающие эмоциональное выгорание, группируются в два больших блока:

Внешние (организационные) факторы — к этим факторам относятся специфика профессиональной деятельности и окружающая среда. Это условия и содержание работы, различные социальные факторы и стимулы (материальные и нематериальные), специфика рынка труда, уровень ответственности и психологическая обстановка в коллективе, а также уровень справедливости.

Внутренние (личностные) факторы — это индивидуальные характеристики самих профессионалов. К таким факторам в первую очередь относятся личностный уровень психологической устойчивости (индекс стрессоустойчивости), уровень эмоциональной компетентности, индивидуальные стратегии преодоления кризисных ситуаций и «локус контроля». На возникновение синдрома эмоционального выгорания существенное влияние оказывают три фактора — личность, роль и организация. Что касается ролевого фактора синдрома выгорания, то сотрудники команд, где обязанности сотрудников распределены равномерно, конкуренция отсутствует или сведена к минимуму, страдают гораздо меньше. А нечеткое или неравномерное распределение ответственности за профессиональные действия, непоследовательные совместные усилия, отсутствие интеграции действий и конкуренция повышают вероятность выгорания на работе. Организационный фактор напрямую связан с интенсивной психоэмоциональной активностью: потребность в интенсивном общении усиливается эмоциями, интенсивным восприятием, обработкой и интерпретацией информации, а также принятием решений. Кроме того, выгорание вызывает дисфункциональная атмосфера в коллективе, неправильная организация и планирование мероприятий, волокита, конфликты в коллективе, необходимость работы с психологически сложным контингентом (конфликтные клиенты, тяжелобольные люди, трудная молодежь и т. д.). в научной литературе традиционно проводится различие между поведенческими, психофизиологическими и психологическими (эмоциональными, когнитивными) признаками и симптомами эмоционального выгорания. Подчеркивается, что в каждом конкретном случае их набор может варьироваться в зависимости от индивидуальных особенностей работника, особенностей его социально-психологического окружения и условий труда. Эмоциональные симптомы: отсутствие эмоций, пессимизм, цинизм и нечувствительность к работе и личной жизни, безразличие, усталость, чувство беспомощности и безнадежности, раздражительность, агрессивность, тревога, беспокойство, неугомонность, утомляемость, утомляемость, проблемы со сном, бессонница, затрудненное дыхание, тошнота, головокружение, тремор, высокое кровяное давление, болезни сердца, нарушения сердечного ритма, неспособность сосредоточиться, потеря идеалов и надежд или карьерных перспектив. Человек старается побыть один после работы, его буквально раздражают все мелочи. Поведенческие симптомы: в течение рабочего дня появляется желание сделать перерыв и отдохнуть, повышается безразличие к еде и усиливается злоупотребление алкоголем, табаком, транквилизаторами и антидепрессантами. Интеллектуальное симптомы: снижение интереса к инновациям в работе, усиление скуки, меланхолии, апатии, формальное выполнение работы. Социальные симптомы: недостаток энергии для социальной активности, снижение интереса к досугу, ограниченные контакты, ухудшение отношений с другими людьми дома и на работе, чувство изоляции, отсутствие поддержки со стороны семьи, детей коллег и т. д., сопровождающийся широким спектром симптомов, основанных на личных, социальных. Анализируя данную информацию, мы можем объективно сказать, что существует довольно большое количество факторов, ответственных за проявление эмоционального выгорания. В связи с этим при организации профессиональной деятельности социальных профессий важно учитывать влияние статусных ролей, профессиональных, организационных и личностных факторов.

Эмоции, как правило, амбивалентны: удовлетворение по поводу проведенной работы, чувство собственной значимости, сопричастности другим людям, переживания из-за негативного результата труда, разочарование в профессии. Способность справляться со своими эмоциями, желаниями и страстями — важная задача для любого профессионала. Умение превращать негативные эмоции в позитивные — важное условие успешной работы с людьми. Чтобы избежать синдрома выгорания, необходимо экономно дозировать и расходовать свои внутренние энергетические ресурсы. Это связано с тем, что «выгорание» негативно скажется на профессиональной деятельности в организации. Выгорание опасно своими последствиями, за ним последуют и другие серьезные проблемы, такие как депрессия, нервные срывы, психосоматические расстройства, которые негативно сказываются на профессиональной деятельности. Стоит отметить, что симптомы выгорания могут передаваться и проявляться не только у отдельных сотрудников, но и в организации в целом. Люди, которые имеют хорошее здоровье и сознательно, осознанно заботятся о своем физическом состоянии, имеют высокую самооценку и уверенность в своих силах и слабостях, менее подвержены выгоранию. Могут быть предприняты меры по предотвращению выгорания, такие как различные культурные мероприятия, которые помогут вам поддерживать связь со своими сверстниками. Они также могут прибегнуть к помощи психотерапии и всевозможных психотренингов, одержимых профессиональными психологами и игровыми техниками. В крупных компаниях эти мероприятия должны проводиться регулярно, что повышает эффективность и способствует сближению сотрудников. Для ролевых, деловых игр, обучения толерантности (толерантности к раздражающим факторам), ситуационного обучения, тренингов и различных курсов повышения квалификации в работе не столько стимулирует и направлен на приобретение новых знаний и овладение технологиями, сколько на «преодоление себя» и готовность помогать другим в решении проблем. в процессе обучения, обучения и обучения, а также в процессе обучения, тренинги, тренинги и различные курсы повышения квалификации, направленные не столько на приобретение новых знаний и овладение технологией, сколько на «преодоление себя» и готовность помогать другим в Как правило, посещение тренингов, полевых семинаров, курсов повышения квалификации становится мощным стимулом для преодоления рутины и эмоционального истощения. Эти меры смягчают так называемое «профессиональное искажение личности». Дополнительным стимулом является конструктивная оценка, необходимо, чтобы кто-то оценил работу специалиста. Учитывается личный потенциал, возможности для конкретной деятельности, обеспечиваются объективные результаты работы и субъективные комментарии коллег и руководства. Сочетание обучения, оценки и обновления осуществляется на полевых мероприятиях (поездка на конференцию), публикация печатной работы может оказать большое влияние в борьбе с эмоциональным истощением. Эффективным способом предотвращения выгорания является обмен информацией с представителями других отделов и даже других организаций, что дает более широкое понимание и понимание мира в связи с развитием личности в целом и перспективами. Чтобы избежать эмоционального истощения, работник должен сознательно рассчитывать и распределять свои нагрузки, переходить от одного вида деятельности к другому. Также необходимо не забывать об отдыхе и насыщать свой досуг различными занятиями.

Литература:

  1. Christina Maslach, Wilmar B. Schaufeli, Michael P. Leiter. Job Burnout (англ.) // Annual Review of Psychology. — 2001–02. — Vol. 52, iss. 1. — P. 397–422.
  2. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. — М.: Просвещение, 1996. — 209 с.
  3. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. — М.: Просвещение, 1964. — С. 20.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная деятельность, профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, работа, эмоциональное истощение, психическое состояние человека, психологическая защита, синдром выгорания, снижение интереса, частичное исключение эмоций.


Задать вопрос