Уникальностью стратегического стиля лидерства в том, что позволяет решать ряд важнейших проблем. К таким проблемам следует относить: глобализацию экономических, политических и культурных процессов, ограниченность ресурсов, ускоренный темп развития информационных и цифровых технологий, рост радикальности и масштабов перемен. Решение наиболее важных современных проблем благодаря стратегическому стилю лидерства происходит благодаря видению пути развития организации, пониманию закономерностей на всех уровнях и знанию целей деятельности организации. Стратегическое лидерство может реализовываться только при использовании современных подходов психологии и науки.
Ключевые слова: управление, лидерство, стили лидерства, стратегический стиль лидерства, государство.
Перед исследованием понятия «стратегический стиль лидерства», следует разобрать ряд иных понятий. Так, под стратегией следует понимать план мероприятий, направленный на достижение желанных целей [12, с. 50]. Специалист стратегического управления Г. Минцберг под стратегией определяет модель, принцип поведения или устойчивую последовательность действий на определенном промежутке времени [13, с. 107-114].
При этом, совокупность действий, разработанных в рамках стратегии, и ведущих к результативности решений, способствующих достижению поставленных целей именуется как стратегическое управление [12, с. 51].
Даются и иные более развернутые понятия. Так, стратегическое управление представляет собой управление компанией с опорой на человеческий потенциал, гибко реагирующее и адаптирующееся под вызовы внешних обстоятельств, проводящая своевременные изменения в структуре министерства, которые позволяют добиться преимуществ, ориентируясь на потребности населения. В долгосрочной перспективе стратегический подход к управлению позволяет достигать поставленных перед ним целей и задач без ущерба для компании [1, с. 300].
Реализация в государственных органах, в том числе в государственных органах Республики Татарстан стратегического стиля управления подтверждается следующими нормативно-правовыми актами. Так, в 2014 г. был издан федеральный закон № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в РФ» [9]. Данный документ является основой государственного стратегического управления, реализуемого в государственных и муниципальных органах, в том числе и в Республике Татарстан.
Такого федерального закона, как отмечают в научной литературе [12, с. 52], очень долго не хватало, поскольку законодательство о стратегическом управлении и планировании до его принятия было разрознено, что говорит об отсутствии должного механизма стратегического управления.
Также на уровне Республики Татарстан установлен Закон № 12-ЗРТ «О стратегическом планировании в Республике Татарстан» от 16 марта 2015 г. [8] Говорить о содержании данного закона не считаем нужным, поскольку все региональные законы составляются в соответствии с федеральным законодательством, которое мы указали выше.
На основе действующего федерального законодательства в государственных органах устанавливается осуществление стратегического управления. Так, к примеру, в 2019 г. Президентом РФ утверждена стратегия развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года [7].
Иными словами, данная стратегия устанавливает развитие МЧС России до 2030 г., что также относится к МЧС Республики Татарстан. Важная ремарка, которую нужно отметить, что стратегия МЧС Республики Татарстан решается на уровне главы государства.
Что касается непосредственно стратегического управления в МЧС Республики Татарстан, то с 2016 по 2030 г. реализуется стратегия развития системы защиты населения и территории Республики Татарстан [5].
При стратегическом стиле управления государственным органом важно прохождением определенных этапов. Первый этап стратегического подхода к управлению — стратегический анализ. Стратегический анализ является основой для утверждения стратегических решений по управлению органом. При анализе происходит выбор стратегии на основе соотношения потенциала государственного органа с реалиями внешней среды, в которых осуществляет свою деятельность МЧС Республики Татарстан. Происходит оценка и сопоставление ресурсов органа с возможностями и угрозами внешней среды, в которой он находится [2, с. 57].
При стратегическом анализе исследуется ряд факторов: политические, технологические, социальные. Данные факторы являются определяющими в функционировании МЧС Республики Татарстан. Также изучается ситуация в регионе, динамика развития чрезвычайных ситуаций, потребности населения, потенциальные угрозы природного и техногенного характера, которые могут влиять на успешность осуществления своей деятельности МЧС Республики Татарстан.
При реализации стратегического анализа необходимо использование следующих инструментов: SWOT-анализ, конкурентный анализ (исследование опыта соседних регионов, поскольку в связи с их близостью оперативная обстановка в них может быть похожа), сравнительный отраслевой анализ, анализ ресурсов (анализ материального обеспечения структурных подразделений МЧС Республики Татарстан), конкурентный анализ по модели «пять сил» М. Петрова, функционально-стоимостный анализ и даже бенчмаркетинг [3, с. 106], позволяющий исследовать передовой опыт иных субъектов РФ.
При этом, в рамках стратегического анализа существуют свои подэтапы:
1) анализ целей МЧС Республики Татарстан;
2) анализ внешних обстоятельств и оперативной обстановки в Республике Татарстан;
3) анализ внутренней среды министерства;
4) комплексный анализ региона и министерства.
Определение целей МЧС Республики Татарстан необходимо для идентификации данного государственного органа по сравнению с иными (например, ФСИН Республики Татарстан или МВД Республики Татарстан). При понимании целей, присущих непосредственно МЧС Республики Татарстан определяется стратегия управления в данном министерстве [11, с. 55].
При анализе внешних обстоятельств и оперативной обстановки руководство МЧС Республики Татарстан понимает состояние окружающей среды, производит оценку потенциальных возможностей развития и угроз для этого. Информация об оперативной обстановки постоянно анализируется и публикуется на официальном сайте МЧС Республики Татарстан [6].
При оценке внутренней составляющей министерства оценивается потенциал к развитию МЧС Республики Татарстан и ее структурных подразделений. Определяются сильные и слабые стороны министерства [4, с. 97-102]. Результатом такого анализа является определение стратегической позиции МЧС Республики Татарстан.
Целью стратегического анализа является формирование понимания у руководства МЧС Республики Татарстан ключевых факторов, влияющих на настоящее и будущее благополучие в регионе и определяющих в конечном итоге выбор стратегии. Мы уже отмечали выбранную стратегию МЧС Республики Татарстан в предыдущей главе. Из ее названия следует сделать вывод, что МЧС Республики Татарстан в настоящее врем заинтересованы в развитии системы защиты населения и территории Республики Татарстан.
По окончанию стратегического анализа государственный орган при стратегическом подходе к управлению переходит к стратегическому планированию. Под стратегическим планированием следует понимать процесс создания стратегического плана посредством определения целей и критериев управления, исследования проблем и среды, формулирования стратегических идей и дооснастив государственного органа.
Более подробно стратегическое планирование в МЧС Республики Татарстан будет проведено в следующей главе.
Следующим за стратегическим планированием следует этап формулирования и выбора стратегии. Определяются основные направления, характер движения, путь министерства, с помощью которого будут достигнуты стоящие перед МЧС Республики Татарстан цели и задачи. При выборе стратегии важно использование следующих инструментов: матрица БКГ, метод Маккинзи, портфельный анализ (для формирования основных направлений распределения бюджета МЧС Республики Татарстан), метод кривых освоения, Модель Shell/DPM, GAP-анализ (анализ «разрывов»), метод проверочного списка, метод оценки по системе баллов и др.
Предпоследний этап стратегического подхода к управлению, который могут называть и последним — реализация стратегии. При реализации стратегии возможно использование следующих инструментов: метод IDEF3 (документирование результатов стратегического управления), DFD (графическое представление протекающего процесса при стратегическом подходе к управлению), сценарное планирование, структура разбиения работ, система сбалансированных показателей и др. [3, с. 108]
На реализации стратегии стратегический подход к управлению не заканчивается. Крайний этап стратегического подхода к управлению — оценка и контроль реализуемой стратегии. Данный этап можно назвать «работой над ошибками», поскольку происходит корректирование изначально выбранной стратегии на основе происходящих во внутренней и внешней среде ситуаций. Могут быть уточнены цели, переориентирована деятельность подразделений МЧС Республики Татарстан, преобразовано политика, бюджет, структура, технологии управления, направления работы с личным составом и многое другое.
«Работа над ошибками» или оценка и контроль реализуемой стратегии как этап стратегического подхода к управлению важен с целью усиления МЧС Республики Татарстан и достижения долгосрочных и наиболее важных общегосударственных и региональных целей. Даже руководителям государственных органов следует периодически пересматривать выбранную стратегию и вносить корректировки [10, с. 347].
При оценке и контроле исполнения стратегии важно проведение внутреннего аудита, стратегического аудита, также диагностической самооценки.
Таким образом, под стратегическим стилем лидерства следует понимать совокупность действий, разработанных в рамках стратегии, утвержденной соответствующим государственным органом, необходимых для достижения определенных целей и задач. Правовая основа стратегического управления строится на федеральном законодательстве, указах Президента РФ.
Этапы стратегического подхода к управлению являются важнейшими элементами реализации стратегического управления в МЧС Республики Татарстан. Выделяются следующие этапы:
1) стратегический анализ;
2) стратегическое планирование;
3) выбор стратегии;
4) реализации стратегии;
5) оценка и контроль стратегии.
При реализации в МЧС Республики Татарстан данных этапов важно применение ряда инструментов. Некоторые из них являются стандартными, а некоторые возможно применять, позаимствовав из бизнес-процессов.
Литература:
- Виханский, О. С. Менеджмент / О. С. Виханский, А. И. Наумов. — Москва: МАГИСТР ИНФРА-М, 2015. — 656 c. — Текст: непосредственный.
- Галынчик, Т. А. Роль самообучающейся организации в развитии интеллектуального капитала и управления знаниями / Т. А. Галынчик. — Текст: непосредственный // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2009. — № 9 (115). — С. 53–57.
- Захарова, К. А. Основные этапы стратегического управления и инструменты их реализации / К. А. Захарова, Н. В. Шарапова. — Текст: непосредственный // Вестник науки. — 2019. — № 12 (21). — С. 104–109.
- Кравченко, Е. Ю. Современные подходы к стратегическому анализу в менеджменте / Е. Ю. Кравченко, В. В. Лахнова. — Текст: непосредственный // Белгородский экономический вестник. — 2016. — № 4 (84). — С. 97–102.
- Об утверждении стратегии развития системы защиты населения и территорий Республики Татарстан на 2016–2030 годы: приказ МЧС Республики Татарстан от 24 июля 2017 г. № 585/446. — Текст: электронный // МЧС Республики Татарстан: [сайт]. — URL: https://mchs.tatarstan.ru/ (дата обращения: 19.01.2023).
- Оперативная информация. — Текст: электронный // МЧС Республики Татарстан: [сайт]. — URL: https://16.mchs.gov.ru/deyatelnost/press-centr/operativnaya-informaciya (дата обращения: 19.01.2023).
- О Стратегии в области развития гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на период до 2030 года: Указ Президента РФ от 16 октября 2019 г. № 501. — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2023).
- О стратегическом планировании в Республике Татарстан: Закон Республики Татарстан от 16 марта 2015 г. № 12-ЗРТ (ред. от 04.09.2020). — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2023).
- О стратегическом планировании в РФ: федеральный закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020). — Текст: электронный // СПС «КонсультантПлюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 19.01.2023).
- Силбигер, С. МВА за 10 дней: Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира: Пер. с англ. / С. Силбигер. — Москва: АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР, 2014. — 390 c. — Текст: непосредственный.
- Хмара, Е. В. Стратегический анализ как неотъемлемая часть разработки стратегии организации / Е. В. Хмара. — Текст: непосредственный // Вопросы науки и образования. — 2018. — № 23 (35). — С. 55–58.
- Шацкая, И. В. От государственного стратегического планирования к стратегическому управлению / И. В. Шацкая. — Текст: непосредственный // Российское предпринимательство. — 2014. — № 1 (247). — С. 50–57.
- Mintzberg, H. The fall and rise of strategic planning / H. Mintzberg. — Текст: непосредственный // Harvard Business Review. — 1994. — №. — С. 107–114.