В статье авторы пытаются определить проблемы и пути их решения прокурорского надзора за соблюдением прав осужденных.
Ключевые слова: органы прокуратуры, надзор, исправительная система, осужденные.
Современные условия, в которых социально-экономические и политические сферы общества нестабильны, демонстрируют, что среди правоохранительных органов прокуратура занимает главенствующее место в жизнях жителей нашей страны, так как каждый человек, вне зависимости от того, где он находится, желает чувствовать себя в безопасности, более того, это его базовая потребность. Так, в соответствии со ст. 32 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — ФЗ «О прокуратуре РФ») одним из предметов прокурорского надзора является надзор за соблюдением установленных законодательством России прав осужденных [1]. В свою очередь, согласно данным института уголовной политики Лондонского университета, на 7 декабря 2022 года Россия занимает пятое место в мире по количеству осуждённых (на обеспечении российских налогоплательщиков находится 439453 осуждённых) [2]. Представляется важным обозначить, что ни один человек не застрахован от ошибок, которые он может совершить и впоследствии попасть в места лишения свободы, также у наших сограждан есть родственники или близкие люди, которые отбывают наказание в виде лишения свободы. Исходя из вышеуказанных обстоятельств, становится очевидно, что Российской Федерации необходимо продолжать беспрерывно совершенствовать национальный механизм обеспечения правопорядка, в том числе и надзор за соблюдением прав всех субъектов правоотношений.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, необходимо провести анализ эффективности современной системы исполнения наказаний. Так, согласно характеристике состояния преступности МВД РФ, в нашей стране за январь — август 2021 года больше половины (59, 4 %) расследованных преступлений совершено лицами, ранее совершавшими преступления [3, с. 5]. Из этого мы можем сделать вывод: каждый второй осужденный, отбыв наказание, спустя некоторое время вновь совершит преступление. Экстраполируя эти данные на будущее, мы вполне логично приходим к следующему выводу: из 234745 осужденных, вышедших в 2020 году из тюрем России [4], более 139438 совершат преступления вновь. Данная ситуация объясняется тем, что у людей, отбывших уголовное наказание, возникают трудности с бытовым, трудовым и социальным устройством, следовательно, на свободу выходят десоциализированные личности, не подготовленные к жизни в обществе [5, с. 61]. Но в соответствии с ч. 1 ст. 1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее — УИК РФ) главная цель исправительной системы нашей страны — исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами [6]. Учитывая вышеуказанные обстоятельства, представляется возможным сделать следующий вывод: положения законодательства в полной степени не отражают современные реалии. Определив высокий уровень рецидива, необходимо выявить его причины, оценив действующее законодательство Российской Федерации.
Так, на сегодняшний день на основании ч. 4 ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право обращаться в органы прокуратуры с предложениями, заявлениями и жалобами, которые, в соответствии с ч. 4 ст. 15 УИК РФ, должны передаваться операторам связи для их доставки не позднее одного рабочего дня.
Полномочия прокурора по надзору за соблюдением прав лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, изложены в ст. 33 ФЗ «О прокурате РФ», в соответствии с которой прокурор вправе не только опрашивать осужденных и знакомиться с документами, на основании которых они осуждены, но и требовать от администрации учреждения создания необходимых условий, обеспечивающих права осужденных, а также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона. При этом, во время исполнения служебных обязанностей, сотрудники прокуратуры имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения. Кроме того, на основании ст. 34 ФЗ «О прокуратуре РФ» постановления и требования прокурора, подлежат обязательному исполнению администрацией уголовно-исполнительного учреждения.
Также в соответствии со ст. 21 Конституции РФ в нашей стране государство охраняет достоинство личности и ничто не может быть основанием для его умаления, более того, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. А на основании ст. 45 Основного закона, в России гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина.
В свою очередь, как показывает практика, в местах лишения свободы имеет место быть систематическое покушение на здоровье и половую неприкосновенность. Примерами нарушений прав осужденных такого рода служат кадры правозащитного проекта «Gulagu.net», распространенные в сети Интернет 05.10.2021, на которых в областной туберкулезной больнице № 1 (ОТБ-1) УФСИН России по Саратовской области и иных учреждениях уголовно-исполнительной системы запечатлены факты умышленного причинения физических и нравственных страданий осужденным, в том числе и с целью получения от них информации. Кроме того, как отметил Генеральный прокурор РФ И. В. Краснов, выступая на пленарном заседании Государственной Думы 16 ноября 2021 года, уголовно-исполнительная система России в полной степени не отвечает возложенным на неё задачам, данное утверждение подтверждается обстоятельством того, что за 3 квартала 2021 года в пенитенциарных учреждениях было выявлено больше 103 тыс. нарушений законодательства России, среди которых в том числе и грубые нарушения права граждан на личную безопасность [7].
Исходя из совокупности вышеуказанных обстоятельств, стоит отметить, что Российская Федерация стремится к созданию современного и эффективного правового механизма исполнения наказаний. Мы считаем, что для того, чтобы решить существующие проблемы пенитенциарной системы РФ, необходимо провести реформы материально-технического характера, а также модернизировать отечественное законодательство по следующим взаимосвязанным направлениям:
1. Увеличить государственное финансирование уголовно-исправительных учреждений, обеспечив пенитенциарную систему средствами, позволяющими контролировать соблюдение прав осуждённых (так, например, повсеместная установка камер видеонаблюдения способствовала бы предотвращению правонарушений и преступлений в отношении осужденных, а также давала бы возможность объективного контроля органами прокуратуры условий отбывания наказания и соблюдения прав осужденных при наличии соответствующих жалоб);
2. Увеличить надзорные полномочия и ответственность органов прокуратуры в отношении соблюдения законов в исправительных учреждениях (обязать сотрудников специализированных прокуратур дважды в месяц лично проверять законность содержания осужденных в местах лишения свободы, а также предоставить им свободный доступ к информационным ресурсам с камер видеонаблюдения).
На основе изложенного материала представляется возможным сделать выводы. Государство обязано создать и обеспечить наличие именно такого правопорядка, при котором любое физическое лицо обладало бы реальной возможностью защищать свои права и законные интересы, а также получать государственную всеобъемлющую адекватную поддержку. Данным обстоятельством подчеркивается значимость прокурорского надзора в местах исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, так как осужденным в наибольшей степени сложно отстаивать свои права и законные интересы, находясь в учреждениях закрытого типа. Кроме того, государственные структуры Российской Федерации имеют весь арсенал средств для решения многих сложившихся проблем в уголовно-исполнительной системе.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 29.12.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 20.11.1995. № 47. ст. 4472.
- Общее число заключенных от самого высокого до самого низкого уровня. Электронный ресурс. URL: https://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison-population-total?field_region_taxonomy_tid=All. (Дата обращения 27.12.2022).
- Министерство внутренних дел Российской Федерации ФКУ «Главный информационно-аналитический центр». Состояние преступности в России за январь-август 2021 года: доклад МВД. М., 2021. 28 с.
- «Освободился, и начался ад»: почему заключенные возвращаются в тюрьму. Электронный ресурс. URL: https://www.gazeta.ru/social/2021/03/28/13529270.shtml. (Дата обращения 27.12.2022).
- Кириллов, А. А. Рецидивная преступность в России на современном этапе / А. А. Кириллов, Д. Р. Сабахова // Вестник магистратуры. 2016. № 12–3(63). С. 61–62.
- «Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 13.01.1997, N 2, ст. 198
- Генеральный прокурор Российской Федерации Игорь Краснов выступил с докладом на пленарном заседании в Государственной Думе Российской Федерации. URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/mass-media/news/archive?item=66718559 (Дата обращения: 29.12.2022)