В статье автор проводит краткий историко-правовой анализ международно-правовых основ деятельности оффшорных финансовых центров.
Ключевые слова: оффшорный финансовый центр, оффшор, оффшорная зона.
Рассматривая международно-правовые основы деятельности оффшорных финансовых центров, следует обратить внимание, что в каждой стране существует своя правовая система, которая определяет законность и порядок экономической деятельности.
В категорию общего права оффшорных зон относят страны бывшие колонии Великобритании: острова Мэн, Джерси и Гернси, Содружество Багамских островов, Британские Виргинские и Бермудские острова, Ирландия, Гонконг, Кипр и т. д. Законы, устанавливающие право партнерств в этих оффшорных зонах, регламентируются Британским законом о партнерствах 1890 г., а в основе законов о ведении предпринимательской деятельности взят Закон Великобритании о компаниях 1948 г. [1].
Базовой основой континентального права оффшорных зон считается французский закон о компаниях 1864 г. (Венгрия, Люксембург, Лихтенштейн, Нидерланды, Швейцария и т. д.) [2], в свою очередь американская правовая система в вопросах регулирования оффшорных зон базируется на законах оффшорного штата Делавер (Американские Виргинские острова, Содружество Пуэрто-Рико, Вайоминг и Делавэр) [3].
В 1989 г. по решению стран «Большой семерки», ввиду интенсивного развития оффшорных финансовых центров после второй мировой войны, была основана межправительственная организация, по разработке мировых стандартов в области противодействия отмыванию преступных доходов (ПОД) и финансированию терроризма (ФТ) — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) (англ. Financial Action Task Forceon Money Laundering — FATF) [4].
Функции контроля над оффшорными зонами взяли на себя Международный валютный фонд (МВФ) и несколько международных организаций, ведущих свою деятельность в сфере взаимодействия государств с оффшорными зонами. За государствами же сохранилось право определять порядок ведения бизнеса в оффшорных территориях через нормы национального права.
Следует обратить внимание, что Российская Федерация не оставалась в стороне от стремлений мирового сообщества в сфере правового регулирования оффшоров и всегда поддерживала «инициативу по повышению прозрачности оффшорных финансовых центров и борьбе с налоговыми убежищами, выдвинутую «Группой 20» на встрече заместителей министров финансов и заместителей председателей центральных банков в Канкуне (март 2003 г.) [5].
Временный комитет МВФ совместно с Форумом финансовой стабильности (далее — ФФС) [6] и «Большой семеркой» так же неоднократно выражали озабоченность по поводу деятельности оффшорных финансовых центров [7]. В этой связи особое внимание вызывают отсутствие результативного финансового контроля, а так же строгие правила о банковской тайне [8], которые препятствуют проведению расследования. Постоянной работы так же требует вопрос устранения условий, способствующих отмыванию доходов, полученных преступным путем.
В 2000 году усиление давления с различных сторон ощутили на себе многие оффшорные финансовые центры. 25 мая был опубликован список «несотрудничающих» государств и территорий Форумом финансовой стабильности, а 22 июня свой, так называемый «черный» список государств и территорий, «не сотрудничающих» в области борьбы с легализацией доходов, добытых преступным путем опубликовал ФАТФ [9]. И уже 26 июня Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР) [10] представила собственный список «налоговых гаваней» [11].
Итогом всестороннего обсуждения вышеуказанных проблем на площадках различных международных форумов (Временный комитет МВФ, Форум финансовой стабильности), в том числе в рамках встреч министров финансов стран «Большой семерки», стало создание в апреле 1999 г. Рабочей группы (Working Group on Offshore Centers), целью которой стало изучение деятельности оффшорных финансовых центров и степени их влияния на глобальную финансовую стабильность. Позднее по итогам работы указанной рабочей группы были приняты 11 рекомендаций.
Например, на основании рекомендации № 2 МВФ была разработана Программа усиления контроля над финансовым регулированием в ОФЦ, направленная на борьбу с «отмыванием» грязных денег и финансированием терроризма (Offshore Financial Center Program) [7].
Как отмечает А. П. Матусевич, «программа включает в себя три этапа:
самооценка деятельности оффшорных финансовых центров при участии внешних экспертов из числа специалистов в области пруденциального надзора, представителей центральных банков различных стран и сотрудников МВФ;
оценка выполнения международных стандартов специалистами МВФ;
комплексная оценка рисков и уязвимости анализируемого ОФЦ с использованием других программ и систем оценки стабильности финансового сектора» [12, с. 125].
Под международными стандартами в рамках названной Программы понимаются, в частности, в области правового регулирования: банковской деятельности — «Основные принципы эффективного банковского надзора», разработанные Базельским комитетом по банковскому надзору; страховой деятельности — это «Основные принципы страхования», созданные Международной ассоциацией органов страхового надзора (ИАИС); ценных бумаг — это «Цели и принципы регулирования ценных бумаг», разработанные Международной организацией комиссий по ценным бумагам (ИОСКО); борьбы с легализацией («отмыванием») доходов [13, с. 84–89] и финансированием терроризма — Сорок рекомендаций ФАТФ, а также Девять специальных рекомендаций ФАТФ по борьбе с финансированием терроризма. Хотя документы Базельского комитета не обладают прямой юридической силой, тем не менее они имеют «юридическую значимость» [14, с. 155].
Таким образом, можно сделать вывод, что безусловно, необходима постоянная работа международных организаций, государств и непосредственно оффшорных финансовых центров, по улучшению и оптимизации правового регулирования. Несомненно, приоритетными являются усиление борьбы с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма; улучшение системы регулирования и контроля в области ценных бумаг, расширение международного сотрудничества и обмена информацией.
Литература:
- Шотландские ограниченные партнерства (LP): правовой статус, налогообложение и отчетность // URL: https://ru.uniwide.biz/articles/1474/ (Дата обращения 08.01.2023г.);
- Соколов И. Б. Теоретические аспекты оффшорного бизнеса // Вестник МГТУ. 1999. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-aspekty-offshornogo-biznesa (Дата обращения: 20.01.2023).
- Окунев Ю. Оффшор США: Делавэр для регистрации компаний // URL: https://internationalwealth.info/offshore-company-formation/offshor-usa-delavjer-dlja-registracii-kompanij/(Дата обращения 08.01.2023г.);
- Матусевич А. П. Офшорные зоны: история, тенденции развития, влияние на российскую экономику // Вестник МИЭП. 2013. № 1 (10). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ofshornye-zony-istoriya-tendentsii-razvitiya-vliyanie-na-rossiyskuyu-ekonomiku (Дата обращения: 18.12.2022);
- Участие Российской Федерации в противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов (справочная информация). Подготовлено Департаментом по вопросам новых вызовов и угроз МИД России 24.02.2004 г. // www.ln.mid.ru;
- Форум финансовой стабильности (Financial Stability Forum) был создан в феврале 1999 г., в целях обеспечения международной финансовой стабильности при помощи обмена информацией и международного сотрудничества в финансовом регулировании и контроле;
- Петченко М. А. Международно-правовое регулирование деятельности оффшорных финансовых центров // URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/18769-mezhdunarodno-pravovoe-regulirovanie-deyatelnosti-offshornykh-finansovykh-centrov (Дата обращения 12.01.2023г.)
- Данилова О. А. Проблемы правового регулирования банковской тайны / О. А. Данилова // Финансовое право. 2020. № 5. С. 21–25. — DOI 10.18572/1813–1220–2020–5–21–25. — EDN DQRWYN;
- Review to Identify Non-Cooperative Countries or Territories (22 June 2000). www.fatf.org;
- ОЭСР рассматривает аспекты так называемой «пагубной налоговой конкуренции» (harmful tax competition) // Harmful Tax Practices, OECD, 4 July. 2000;
- Towards Global Tax Cooperation. www.oecd.org;
- Матусевич А. П. Оффшоры развивающихся стран. М., 2004;
- Данилова О. А. Банк России и кредитные организации как участник и системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма / О. А. Данилова // Актуальные вопросы права в банковской сфере: Материалы Международного правового банковского форума Научное издание, Самара, 10–11 октября 2019 года / Ответственные редакторы С. И. Ашмарина, А. В. Павлова. — Самара: Самарский государственный экономический университет, 2019;
- Ерпылева Н. Ю. Международное банковское право. М., 2004.