В статье представлены результаты исследования системы управления качеством городской среды, обоснована необходимость использования системного подхода для достижения целевых результатов социально-экономического развития муниципальных образований.
Ключевые слова: качество городской среды, системный подход, система управления, дерево решений, концепция «Умный город».
Качество городской среды представляет собой социально-экономическую категорию, характеризующую уровень удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностей населения муниципального образования благодаря организации и функционированию этой среды. Этот показатель является комплексным, включающим антропогенную, природную и социальную составляющие, однако, с позиций государственного управления преимущественно сжатым до сферы промышленного производства.
Область интересов органов публичной власти городского уровня долгое время была ограничена количественными результатами бюджетообразующих предприятий, а не тем, насколько их продукция либо услуги удовлетворяют потребности жителей города. Система управления большинства городов работала по отраслевому принципу, контролируя сферы коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, образования, транспорта и т. д., и самостоятельно оценивая свои достижения. Социально ориентированная экономика поставила новые задачи перед органами городской власти — максимальное взаимодействие с населением в вопросах местного значения и независимая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Это привело к необходимости системного подхода как к управлению качеством городской среды, так и методов его диагностики.
Вопросы управления качеством городской среды рассматриваются отечественными учеными в различных аспектах: процессуальном, организационном, инструментальном, методическом, информационном, цифровом. Так, А. А. Васецкий и К. С. Афанасьев исследуют совокупность индексов и рейтингов, на основании которых принимаются решения как об уровне качества среды муниципальных образований, так и направлениях его повышения [1]. Д. В. Завьялов [2] и Н. Н. Калькова [3] изучают возможности достижения целей формирования человеко-ориентированной городской среды с помощью цифровых технологий, в частности концепции «Умный город». В центре внимания А. А. Мигалиной и Ю. М. Гераськина — повышение эффективности управления качеством жизни городского населения как результат совершенствования структуры органов исполнительной власти муниципальных образований [4].
Основываясь на данных исследований перечисленных и других ученых, занимающихся вопросами управления качеством городской среды, можно выделить следующие основные признаки ее системности:
- В управлении качеством городской среды, от этапа планирования до этапа контроля, должны принимать участие не только органы местного самоуправления, но и непосредственно население муниципального образования.
- Должна быть сформирована целостная картина городской среды, как в территориально-отраслевом, так и социально-экономическом аспектах, на разные прогнозные интервалы и сценарии развития.
- Система управления городом должна быть прозрачна для жителей города путем формирования и реализации соответствующей многоканальной информационной подсистемы, функционирующей в режиме реального времени.
- Необходима четкая формулировка целей управления городом, в том числе в виде дерева решений (рисунок 1), для определения полноты исполнения функций системы управления качеством городской среды.
- В основе оценки качества городской среды должна лежать консолидированная информация всех уровней управления городом и его смежных подразделений.
Рис. 1. Система целей управления качеством городской среды
Система управления качеством городской среды, построенная в соответствии с целями приведенного на рисунке 1 дерева решений, дает возможность анализировать состояние городской среды по разным показателям не только на уровне города в целом, но и на уровне его районов и микрорайонов. Для привязки информации к пространственным координатам города необходимо формирование соответствующей информационной подсистемы управления в рамках концепции «Умный город». Цифровизация процесса управления муниципальным образованием, основанная на инфраструктуре открытых стандартов и инновационных услуг, позволит максимально удовлетворить потребности органов власти, граждан и бизнеса.
В целом, системный подход к управлению качеством городской среды позволяет повысить как эффективность деятельности органов муниципального образования, так и уровень жизни его населения.
Литература:
- Васецкий, А. А. Индексы и рейтинги в сфере формирования комфортной городской среды в системе принятия решений на уровне муниципального образования / А. А. Васецкий, К. С. Афанасьев // Управленческий учет. — 2021. — № 5–2. — С. 285–293.
- Завьялов, Д. В. Процессы и инструменты трансформации городской среды / Д. В. Завьялов // Экономика, предпринимательство и право. — 2022. — Т. 12. — № 3. — С. 985–1002.
- Калькова, Н. Н. Умный город — императив городского социума и дуализм проблем / Н. Н. Калькова // Вестник Алтайской Академии экономики и права. — 2021. — № 9–2. — С. 147–153.
- Мигалина, А. А. Совершенствование структуры органов исполнительной власти как инструмент целевого развития комфортной городской среды / А. А. Мигалина, Ю. М. Гераськин // Оригинальные исследования. — 2021. — Т. 11. — № 2. — С. 83–89.