Системный подход к управлению качеством городской среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 1 февраля, печатный экземпляр отправим 5 февраля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 23.01.2023

Статья просмотрена: 164 раза

Библиографическое описание:

Сапрыкин, А. В. Системный подход к управлению качеством городской среды / А. В. Сапрыкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 188-189. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99252/ (дата обращения: 18.01.2025).



В статье представлены результаты исследования системы управления качеством городской среды, обоснована необходимость использования системного подхода для достижения целевых результатов социально-экономического развития муниципальных образований.

Ключевые слова: качество городской среды, системный подход, система управления, дерево решений, концепция «Умный город».

Качество городской среды представляет собой социально-экономическую категорию, характеризующую уровень удовлетворения физиологических, материальных и духовных потребностей населения муниципального образования благодаря организации и функционированию этой среды. Этот показатель является комплексным, включающим антропогенную, природную и социальную составляющие, однако, с позиций государственного управления преимущественно сжатым до сферы промышленного производства.

Область интересов органов публичной власти городского уровня долгое время была ограничена количественными результатами бюджетообразующих предприятий, а не тем, насколько их продукция либо услуги удовлетворяют потребности жителей города. Система управления большинства городов работала по отраслевому принципу, контролируя сферы коммунального хозяйства, здравоохранения, строительства, образования, транспорта и т. д., и самостоятельно оценивая свои достижения. Социально ориентированная экономика поставила новые задачи перед органами городской власти — максимальное взаимодействие с населением в вопросах местного значения и независимая оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления. Это привело к необходимости системного подхода как к управлению качеством городской среды, так и методов его диагностики.

Вопросы управления качеством городской среды рассматриваются отечественными учеными в различных аспектах: процессуальном, организационном, инструментальном, методическом, информационном, цифровом. Так, А. А. Васецкий и К. С. Афанасьев исследуют совокупность индексов и рейтингов, на основании которых принимаются решения как об уровне качества среды муниципальных образований, так и направлениях его повышения [1]. Д. В. Завьялов [2] и Н. Н. Калькова [3] изучают возможности достижения целей формирования человеко-ориентированной городской среды с помощью цифровых технологий, в частности концепции «Умный город». В центре внимания А. А. Мигалиной и Ю. М. Гераськина — повышение эффективности управления качеством жизни городского населения как результат совершенствования структуры органов исполнительной власти муниципальных образований [4].

Основываясь на данных исследований перечисленных и других ученых, занимающихся вопросами управления качеством городской среды, можно выделить следующие основные признаки ее системности:

  1. В управлении качеством городской среды, от этапа планирования до этапа контроля, должны принимать участие не только органы местного самоуправления, но и непосредственно население муниципального образования.
  2. Должна быть сформирована целостная картина городской среды, как в территориально-отраслевом, так и социально-экономическом аспектах, на разные прогнозные интервалы и сценарии развития.
  3. Система управления городом должна быть прозрачна для жителей города путем формирования и реализации соответствующей многоканальной информационной подсистемы, функционирующей в режиме реального времени.
  4. Необходима четкая формулировка целей управления городом, в том числе в виде дерева решений (рисунок 1), для определения полноты исполнения функций системы управления качеством городской среды.
  5. В основе оценки качества городской среды должна лежать консолидированная информация всех уровней управления городом и его смежных подразделений.

Система целей управления качеством городской среды

Рис. 1. Система целей управления качеством городской среды

Система управления качеством городской среды, построенная в соответствии с целями приведенного на рисунке 1 дерева решений, дает возможность анализировать состояние городской среды по разным показателям не только на уровне города в целом, но и на уровне его районов и микрорайонов. Для привязки информации к пространственным координатам города необходимо формирование соответствующей информационной подсистемы управления в рамках концепции «Умный город». Цифровизация процесса управления муниципальным образованием, основанная на инфраструктуре открытых стандартов и инновационных услуг, позволит максимально удовлетворить потребности органов власти, граждан и бизнеса.

В целом, системный подход к управлению качеством городской среды позволяет повысить как эффективность деятельности органов муниципального образования, так и уровень жизни его населения.

Литература:

  1. Васецкий, А. А. Индексы и рейтинги в сфере формирования комфортной городской среды в системе принятия решений на уровне муниципального образования / А. А. Васецкий, К. С. Афанасьев // Управленческий учет. — 2021. — № 5–2. — С. 285–293.
  2. Завьялов, Д. В. Процессы и инструменты трансформации городской среды / Д. В. Завьялов // Экономика, предпринимательство и право. — 2022. — Т. 12. — № 3. — С. 985–1002.
  3. Калькова, Н. Н. Умный город — императив городского социума и дуализм проблем / Н. Н. Калькова // Вестник Алтайской Академии экономики и права. — 2021. — № 9–2. — С. 147–153.
  4. Мигалина, А. А. Совершенствование структуры органов исполнительной власти как инструмент целевого развития комфортной городской среды / А. А. Мигалина, Ю. М. Гераськин // Оригинальные исследования. — 2021. — Т. 11. — № 2. — С. 83–89.
Основные термины (генерируются автоматически): городская среда, управление качеством, муниципальное образование, система управления, системный подход, дерево решений, качество, местное самоуправление.


Похожие статьи

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Совершенствование деятельности предприятия в рамках концепции бережливого производства

Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия в процессе внедрения концепции бережливого производства. Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствов...

Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода

В данной статье рассматривается роль управления качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода, предложены перспективные рекомендации по повышению эффективности системы управления качеством.

Направления развития инновационных процессов образовательной организации

Статья посвящена изучению механизма внедрения инновационных продуктов в систему образования. Рассмотрены основные направления развития инновационных процессов образовательной организации. Определена роль учителя в инновационной системе.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Управление качеством как условие успеха компании в конкурентной борьбе

Статья посвящена установлению стратегий развития предприятия и изучению категории качества. Выявлена взаимосвязь конкурентоспособности компании от качества оказываемых услуг или выпускаемой продукции. Предложена стратегия качества организации, позвол...

Эффективность управления персоналом как необходимое условие повышения конкурентоспособности организации

В статье раскрыта роль повышения эффективности управления персоналом для повышения конкурентоспособности организации. Определена значимость трудового коллектива как стратегического ресурса организации.

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы

В статье рассмотрены особенности концепции управления по целям в менеджменте социально-экономической системы. Обоснованы преимущества автоматизации MBO, выявлен механизм оценки основных показателей деятельности (KPI).

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Похожие статьи

Организация корпоративного управления в современных условиях

В статье рассматриваются теоретические аспекты реализации корпоративного управления в современных условиях. Проведен анализ функционального назначения всех субъектов взаимодействия. Показана необходимость повышения эффективности корпоративного управл...

Совершенствование деятельности предприятия в рамках концепции бережливого производства

Статья посвящена анализу проблем, с которыми сталкиваются российские промышленные предприятия в процессе внедрения концепции бережливого производства. Рассмотрена система организации управления производством, направленная на непрерывное совершенствов...

Управление качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода

В данной статье рассматривается роль управления качеством на промышленных предприятиях на основе процессного подхода, предложены перспективные рекомендации по повышению эффективности системы управления качеством.

Направления развития инновационных процессов образовательной организации

Статья посвящена изучению механизма внедрения инновационных продуктов в систему образования. Рассмотрены основные направления развития инновационных процессов образовательной организации. Определена роль учителя в инновационной системе.

Особенности управления инновационным развитием образовательной организации

В статье представлен анализ особенностей управления инновационным развитием образовательной организации, рассматривается структура управленческих решений, этапы их проектирования, принятия и реализации в условиях инновационной деятельности дошкольног...

Управление качеством как условие успеха компании в конкурентной борьбе

Статья посвящена установлению стратегий развития предприятия и изучению категории качества. Выявлена взаимосвязь конкурентоспособности компании от качества оказываемых услуг или выпускаемой продукции. Предложена стратегия качества организации, позвол...

Эффективность управления персоналом как необходимое условие повышения конкурентоспособности организации

В статье раскрыта роль повышения эффективности управления персоналом для повышения конкурентоспособности организации. Определена значимость трудового коллектива как стратегического ресурса организации.

Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции

В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...

Управление по целям в менеджменте социально-экономической системы

В статье рассмотрены особенности концепции управления по целям в менеджменте социально-экономической системы. Обоснованы преимущества автоматизации MBO, выявлен механизм оценки основных показателей деятельности (KPI).

Менеджмент в социальной работе

Статья раскрывает менеджмент в социальной работе как один основных инструментов эффективного управления учреждением социального обслуживания населения. Приведены критерии оценивания эффективности менеджмента в социальной работе, определены проблемы и...

Задать вопрос