Цель данной статьи — определить, как использование фактуры создаёт образ костюма в художественном проектировании.
Для понимания того, как фактура выступает в образе средства формирования образа костюма в художественном проектировании необходимо изучить основные виды фактур, а также определить методы использования фактур в композиции костюма.
Актуальность темы обосновывается постоянным использованием художниками-стилистами фактуры в качестве средства формирования образа костюма в художественном проектировании. Фактура не только выполняет роль технического исполнения, но и является почерком индивидуального стиля автора.
Фактура — поверхность формы — создает внешний вид изделия и определяет его зрительный образ [6, стр. 117]. Это и отличает её от текстуры (изображение, «воспроизводящее визуальные свойства каких-либо поверхностей или объектов»). Данный момент стоит учитывать, поскольку часто возникает путаница между «фактурой» и «текстурой».
Фактуры подразделяют по способу отражения световых лучей от поверхности предмета: шероховатые — имеют довольно крупные рельефные элементы, создающие сложную светотеневую игру на поверхности материала; матовые — обладают средними по величине рельефными элементами, рассеивающими свет под различными углам, что называют «материалом, поглощающим свет»; глянцевые — представляют собой мельчайшие рельефные элементы на поверхности, которая отражает падающие на неё световые лучи, то есть является «зеркально отражающим материалом».
Поскольку фактуры воспринимают не только с визуальной стороны, но и на ощупь, их подразделяют на: рельефные, зернистые, гладкие, скользкие.
Данный перечень не является исчерпывающим, так как фактуры несут в себе уникальное эмоционально-образное звучание и подразделяются на активные и пассивные.
Активные фактуры имеют сложную рельефную поверхность с крупными элементами.
Пассивные фактуры имеют практически однородную нейтральную поверхность с очень мелкими элементами.
По способу получения фактур выделяют 3 группы их формирования: за счёт применения различных переплетений (в зависимости от вида и класса вязального оборудования); в результате использования сырья с различными декоративными и материально-пластическими свойствами; изменение внешнего вида полотна за счет специальных видов отделки;
По способу обработки и ткацкого переплетения в швейном производстве выделяют природные и искусственные материалы, которые обладают своеобразной фактурой, присущей только им (мех, кожа, замша, разнообразные пленочные материалы и т. д.).
В настоящее время появляется множество новых материалов, способов их обработки и т. п., что приводит к появлению новых фактур.
Рассмотрим методы использования фактур в композиции костюма.
Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности.
Композиция — это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленная его содержанием [12, стр. 60].
При проектировании костюма художник-стилист должен учитывать факторы восприятия фактур, которыми является удаленность предмета от зрителя и характер вращения.
Сочетание в одном изделии тканей и материалов с различными фактурами необходимо для дополнительной выразительности композиции костюма. Особенно интересный эффект можно получить тогда, когда в костюме применены ткани, схожие по цвету, но различные по фактуре. Дело в том, что восприятие одного и того же цвета сильно меняется в зависимости от качества поверхности.
Также выразительность свойств материалов может быть сильнее, чем выразительность самой формы модели. Однако художник-стилист должен обладать чувством меры, чтобы почувствовать момент, когда излишняя броскость фактуры становится зрительно неприятной. При выборе фактуры дизайнеру необходимо учитывать, что её величина должна соответствовать размеру фигуры человека, пропорциям модели и величине окружающего её пространства (окружающей среде).
Главной ошибкой в сочетании фактур является неумелое их соединение, когда они начинают спорить и даже уничтожать красоту друг друга. Неудачный выбор или сочетание разнофактурных материалов приводит к перегруженности композиции, создавая впечатление дисгармонии. Особенно велика опасность неудачного использования активных фактур, если к тому же ткани имеют разные цвета и рисунки.
Применение в одной модели материалов разных фактур даёт возможность подчеркнуть особенности каждой поверхности. Используются контрастные и нюансные сочетания фактур, в которых композиция построена на тончайших переходах одной фактуры в другую.
Ткани с различной фактурой часто используются для создания декоративного эффекта или в качестве вспомогательных деталей (подклад, приклад).
Целесообразно применять те или иные цвета материалов в зависимости от того, что является главным — выявить фактуру материала или, наоборот, скрыть её. Светлые и нежные цвета рекомендуется применять в тканях с гладкой фактурой. Ситец, имеющий грубую фактуру, принято заполнять пестрым рисунком, делающим фактуру менее заметной. Фактуре полотняных тканей вполне применимы все светлые цвета.
Художнику-стилисту необходимо учитывать тональность и качество предлагаемого материала. Наиболее интересно выглядят сочетания разнохарактерных фактур — кружево и мех, органза и джинс, трикотаж и атлас. Однотонность фактуры придает костюму сдержанность и спокойствие. Чего не скажешь о тоновом и фактурном контрасте, которому присущи смелость, выразительность и экстравагантность.
При проектировании изделий также широко используется имитация, чтобы показать заказчику, из какого материала будет изготовлено изделие, каков рисунок фактуры материалов, каково их сочетание. Имитация хороша там, где она нужна, где без неё нельзя обойтись, где только она может сыграть свою роль.
Сложные фактуры достигаются в процессе производства материала. Развитие текстильной промышленности способствовало появлению материалов с совершенно уникальными свойствами не только с позиций формообразования, но и внешних эстетических эффектов. Например, вложение металлических нитей способствует формированию произвольных складчатых форм без дополнительной их фиксации, многослойные материалы, полученные из волокон и нитей с различными свойствами, после термической обработки дают интересные фактурные эффекты за счет разной усадки слоев материала. Создание фактуры поверхности является перспективным направлением в дизайне костюма последних сезонов, поэтому большое внимание уделяется поиску авторских методов создания фактур.
Формирование выпуклых фактур происходит за счёт образования складок и защипов на поверхности изделия и закрепления их ручными и машинными строчками и стежками. Также выпуклые сегменты получают путём выстегивания материала с использованием объемных наполнителей растяжением определенных участков с использованием вспомогательных элементов соединением нескольких слоёв материала с различной степенью усадки и последующей их влажно-тепловой обработкой скрепление определенных точке материала.
Также фактура формируется с помощью модульных элементов. Элементы могут быть выполнены из различных материалов и иметь самую разнообразную форму и размеры. Модульные элементы могут иметь разнообразные формы: от геометрических до совершенно фантазийных и стилизованных. Элементы могут быть как плоскими, так и объемными.
Другой способ получения фактуры предполагает воздействие на поверхность материала различными способами: механическими нагрузками, трением, разрывами, растяжением, температурой и влажностью, нанесением объемного рисунка, химическими растворами и т. д.
Фактура материалов имеет большое значение для определения степени объёмности одежды, её массы, плотности. Например, поверхность материалов с ярко выраженной фактурой придаёт костюму объём, гладкая поверхность создаёт впечатление легкости и зрительно уменьшает объём. Использование выразительных фактурных поверхностей — один из приёмов при создании современного костюма.
Форма костюма напрямую зависит от характера фактуры материала. Невозможно создать четкие строгие контуры из мягких разреженных тканей и наоборот. Так, например, для круглых и овальных форм больше подойдёт трикотаж или мех, а для прямого силуэта — драп, кожа, более плотные ткани, поэтому необходимо учитывать форму и предлагаемую фактуру.
На современном этапе развития технологий ткани можно создавать практически из любого материала. В текстильные изделия можно внедрять керамику, стекло, пластик, пенопласт, резину и бумагу. Материал, созданный с применением оптических или светодиодных волокон способен светиться, в результате чего орнамент меняет цвет при изменении освещения.
Таким образом, фактура как средство формирования образа костюма в художественном проектировании оказывает следующее влияние: создает внешний вид изделия и определяет его зрительный образ; является почерком индивидуального стиля автора; имеет большое значение для определения степени объёмности одежды, её массы, плотности.
Литература:
- Бердник Т. О. Основы художественного проектирования костюма и эскизной графики [Текст] / Т. О. Бердник — Ростов н/Д: Феникс, 2001 г. — 352 с.
- Волкотруб И. Т. Основы художественного конструирования [Текст] / И. Т. Волкотруб — Киев: Высшая школа, 1988 г. — 191 с.
- Докучаева О. И. Фактура как свойство трикотажных полотен [Электронный ресурс]: научный журнал «Костюмология», 2018 № 4 // О. И. Докучаева — Режим доступа: https://kostumologiya.ru/PDF/03TLKL418.pdf — Дата доступа: 17.11.2022.
- Ермилова В. В. Моделирование и художественное оформление одежды [Текст] / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова — Москва: Мастерство, Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2001 г. — 180 с.
- Использование авторских фактур при кастомизации швейных изделий [Электронный ресурс]: вестник Казанского технологического университета. 2017. № 21 // О. В. Иванова, Н. А. Казакова, Э. А. Хамматова — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-avtorskih-faktur-pri-kastomizatsii-shveynyh-izdeliy — Дата доступа: 17.11.2022.
- Композиция костюма [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / В. В. Ермилова, Д. Ю. Ермилова, Н. Б. Ляхова, С. А. Попов. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 449 с. — (Высшее образование). — ISBN 978–5-534–07169–6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. Режим доступа: https://urait.ru/bcode/515230 — Дата доступа: 17.11.2022.
- Кузив С. Л. применение современных текстильных материалов как средство формирования новых художественно-эстетических особенностей изделий с традиционной художественной вышивкой [Электронный ресурс] / Традиционное прикладное искусство и образование. 2022. № 1 // С. Л. Кузив — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-tekstilnyh-materialov-kak-sredstvo-formirovaniya-novyh-hudozhestvenno-esteticheskih-osobennostey-izdeliy-s — Дата доступа: 17.11.2022.
- Орлова Е. Б. Основы художественного проектирования костюма [Текст] / Е. Б. Орлова, А. А. Аширова — Бишкек: КРСУ, 2007 г. — 52 с.
- Проектирование костюма [Текст] / Л. А. Сафина, Л. М. Тухбатуллина, В. В. Хамматова, Л. Н. Абуталипова — Москва: ИНФРА-М, 2022 г. — 135 с.
- Фот Ж. А. Способы создания фактуры поверхности материалов для одежды [Электронный ресурс] / Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 10–1 // Ж. А. Фот — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-sozdaniya-faktury-poverhnosti-materialov-dlya-odezhdy — Дата доступа: 17.11.2022
- Хамматова Э. А. Цвет и фактура текстильных материалов с содержанием полимерных волокон, влияющих на форму изделий [Электронный ресурс]: вестник Казанского технологического университета. 2012. № 14 // Э. А. Хамматова — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsvet-i-faktura-tekstilnyh-materialov-s-soderzhaniem-polimernyh-volokon-vliyayuschih-na-formu-izdeliy — Дата доступа: 17.11.2022
- Шабанова М. Н. Развитие композиционного мышления студентов в рамках дисциплины «дизайн костюма» [Электронный ресурс] / Гуманитарные науки. 2016. № 4 (36) // М. Н. Шабанова, О. П. Шабанова — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kompozitsionnogo-myshleniya-studentov-v-ramkah-distsipliny-dizayn-kostyuma — Дата доступа: 17.11.2022.