Буккроссинг в дошкольной образовательной организации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (450) январь 2023 г.

Дата публикации: 21.01.2023

Статья просмотрена: 1824 раза

Библиографическое описание:

Евтюшкина, Д. А. Буккроссинг в дошкольной образовательной организации / Д. А. Евтюшкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 245-247. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99310/ (дата обращения: 16.11.2024).



В этой статье обсуждается буккроссинг в дошкольной образовательной организации, поскольку одной из приоритетных задач социального и коммуникативного развития детей является развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, эмпатии.

Ключевые слова: буккроссинг, ДОУ, дошкольники, речь, чтение, формирование, ребенок, общение, книга.

Для обогащения и совершенствования речи дошкольников необходимо создать благоприятную развивающую речевую среду. Среда речевого развития — это специально организованное пространство, которое наиболее эффективно влияет на формирование разных сторон речи каждого ребенка.

Речевое общение является важнейшим профессиональным средством педагогической работы, считается одним из ведущих средств воспитания и развития дошкольников.

Буккроссинг — общественное движение «книголюбов», постепенно набирающее обороты в России. История «буккроссинга» очень интересна и возвращает нас в 2001 год. Однажды американцу Рону Хорнбакеру пришла в голову отличная идея: что, если все люди начнут оставлять ненужные им книги, помеченные особым образом, в общественных местах и сообщать об этом друг другу через Интернет? В 2001 году автор идеи оставил в одном из отелей 20 книг, в этих книгах были заметки и ссылки на его сайт. В течении полугода на площадке обосновалось около 300 активных участников, и с этого момента буккроссинг постепенно стал распространяться по миру. Достаточно просто оставить книгу в общественном месте и положить внутрь пояснительную записку (чтобы не подумали, что просто забыли книгу) и, возможно, свои впечатления от произведения. Следующий читатель получает подарок, подаренный ему, где вы все еще дышите своими мыслями. Так книга может путешествовать из рук в руки по всему миру. Дети — существа социальные. Они любят обмениваться игрушками, одеждой, украшениями.

Участники акции «Буккроссинг» приносят в детский сад любимые книги, размещают их в специально подготовленном домике, пишут (с помощью взрослых) сопроводительные письма-заметки и выбирают себе книги. Даря ценную вещь другому человеку, они учатся уважительно относиться к чужим книгам. А так интересно получить подарок от знакомого или незнакомого мальчика, девочки, сотрудника ДОУ и прочитать таинственное послание, вложенное между страниц.

В наше время, в век современных технологий, интерес к чтению снижается. Зачастую сами родители из-за нехватки времени не используют книгу как средство общения с ребенком, развития его речи или, наоборот, интереса к чтению увлекательных детских рассказов. Для решения этой проблемы необходимо повысить интерес к чтению и к самой книге. Данный проект призван познакомить дошкольников с книгой, ее произведениями, иллюстрациями во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. У школьников есть возможность обмениваться книгами из домашней библиотеки, утратившими свою актуальность. Книги играют важную роль в развитии и воспитании ребенка, ведь они открывают перед ним яркий, неизведанный, увлекательный мир. Но современные дети, к сожалению, большую часть времени проводят за компьютером или перед телевизором, а о книгах совершенно забывают. Решение этой проблемы — отсутствия чтения, остается актуальным и по сей день, ведь через книгу ребенок знакомится с окружающим миром, узнает, что такое хорошо и что такое плохо. Книга и чтение помогают сформировать личность ребенка, его характер. Родители перестали читать своим детям перед сном, да и читать вообще, потому что им проще оставить ребенка наедине с современным гаджетом. Ведь задача взрослых — приобщить своего ребенка к книге, чтению. Если семья любит и много читает, то малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С помощью чтения книг можно развить у ребенка способность мыслить, развить речь, проявить творческое мышление, смекалку, внимательность, память [3, c. 56].

«Буккроссинг» — эффективная практика, потому что:

— способствует формированию информационной среды, благоприятной для популяризации чтения и условий для доступности необходимой литературы детям;

— продвигает лучшие образцы литературы (тексты, книги, жанры, виды изданий) среди широкого круга читателей;

— формирует в общественном мнении представления о ценности и значении чтения и книжной культуры;

— способствует созданию положительных и привлекательных образов читающего человека, книг, литературы, библиотек, книжных магазинов и других социальных учреждений, связанных с чтением [1, c. 90].

План работ по внедрению практики буккроссинга в образовательное пространство дошкольного учреждения

Предварительная работа

Для начала мы, воспитатели, изучили материалы по буккроссингу. На педагогическом совете с движением буккроссинга познакомили остальных преподавателей учебного заведения. Проведение бесед с детьми. «Зачем мне читать?», «Как появилась книга?»; просмотр обучающего видео: «Правила обращения с книгой», «Ваша любимая книга» и т. д.

Для родителей была подготовлена брошюра «Путешествие книг или буккроссинг», проведен опрос родителей «Роль книги в воспитании детей». Разработана памятка для родителей, детей и всех желающих принять участие в акции.

1 этап — подготовительный

Для реализации движения «Буккроссинг» в раздевалке установлена книжная полка, так как здесь наибольшая доступность для родителей и детей. Были напечатаны рекламные листовки. Мы пригласили всех любителей чтения принять участие в увлекательном мероприятии по обмену книгами с родителями и детьми группы. Дети и родители узнали, что процесс «Буккроссинга» состоит из простого действия по принципу «Прочитай — отдай другому». Книги надо читать, а не хранить на полках.

2 этап — основной

Изначально мы составили список литературы, чтобы в дальнейшем отслеживать, пополняется ли наш центр новыми книгами, пользующимися большим спросом. На книги, которые принесли родители, наклеивали этикетку «Буккроссинг», чтобы сама книга давала информацию о том, откуда она взялась, кто отдал ее на книжный обмен. Книга была поставлена на полку в свободный доступ. Изначально в книжном обороте участвовали только книги, принесенные педагогами группы, но вскоре мы заметили, что полка с книгами стала пустеть. Книги брали только для чтения. Через некоторое время родители тоже стали активно приносить свои книги. Книги стали возвращаться обратно на полку с отзывами о прочитанном. К акции присоединились воспитанники и их родители из других групп, сотрудники детского сада [2, c. 87].

Итогами акции «Буккроссинг» в нашей группе стали следующие мероприятия: создание поделок-сувениров по прочитанным книгам; небольшой театр по мотивам одной из прочитанных книг; выставка рисунков по прочитанным книгам; рассказывание стихов и пение песен из прочитанных книг.

3 этап — завершающий этап

Семьи воспитанников после прочтения сказок А. Пушкина приняли активное участие в организации мини-спектакля для детей нашей группы, перевоплощенных в героев сказки «Сказка о рыбаке и рыбке», а потом ребята нарисовали понравившегося героя.

Заключение: родители и воспитанники проявили огромный интерес к данной акции и с удовольствием приняли в ней участие. Могу с уверенностью сказать, что совместная работа сплотила всех участников, свою активность проявили и дети, и родители. Яркие эмоции, общие интересы и впечатления способствовали формированию интереса к книге. Таким образом, можно сказать, что «Буккроссинг» является эффективным средством развития социального интеллекта дошкольников, а также одним из основных факторов, стимулирующих возрождение семейного чтения.

Мы должны читать вслух нашим детям. Читайте им то, что им нравится. Говорите разными голосами героев книг, чтобы заинтересовывать их и не бросайте читать только потому, что дети сами научились это делать. Чтение вслух — это момент единения, когда никто не смотрит в телефоны, когда забываются все дела. В этот момент ребенок находится рядом, он впитывает прочитанное и ощущает волшебства рядом с родными в совместной деятельности. Мы уверены, что этот опыт общения останется с ним навсегда и передастся его семье.

Каждая книга и все, что мы читаем, наполняет нас новой информацией, которую можно применить при решении тех или иных жизненных задач; регулярное чтение запускает и тренирует такие мыслительные процессы, как моделирование, планирование, память, творческое мышление. Читающий человек самостоятельно направляет «полученный» из книги текст, который в его голове «конвертируется» в красочное живое кино. И самое главное, на мой взгляд, то, что чтение литературы доставляет огромное удовольствие.

Литература:

  1. Аскарова В. Я., Курмаев М. В. Культурная политика в сфере стимулирования читательской активности молодежи: приоритеты цифровой эпохи // Сфера культуры — 2022г. № 2.
  2. Бавыкина Г.Н Некоторые аспекты оценки современной инновационной практики в области дошкольного образования // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования — 2013г. № 1
  3. Бондаренко А. А. — Как приобщить детей к чтению // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования — 2013г. № 1.
  4. Костюченко Н. С. Реализация федеральных государственных требований в системе дошкольного образования // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования — 2013г. № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, ребенок, родитель, чтение, детский сад, дошкольное учреждение, решение этой, творческое мышление, читающий человек.


Похожие статьи

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Похожие статьи

Развитие творческого воображения у детей подготовительной к школе группы в театрализованной деятельности в ДОО

Актуальность статьи обусловлена тем, что процесс развития творческого воображения ребенка — неотъемлемый компонент любой формы детской творческой деятельности, детского поведения в целом. Психологическая и педагогическая литература все чаще задается ...

Пальчиковые игры в развитии активной речи детей третьего года жизни

В обществе проблема развития активной речи детей дошкольного возраста является одной из наиболее актуальных, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активной речи, а также потому, что развитие активной речи являетс...

Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы

Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...

Психологическое сопровождение процесса адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве школы

Проблема включения детей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества, их социализации и развитии является актуальной на сегодняшний день. Дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды — сложная категория детей, треб...

Психологическое просвещение как одна из форм профилактической работы педагога-психолога ДОУ

В статье рассматриваются задачи психологического просвещения и профилактики в ДОУ, как предупреждение возможных отклонений в психическом развитии детей, а также в становлении их как личностей. Детально разбираются различные вербальные и не вербальные...

Формирование навыков общительности у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха

В статье раскрывается сущность коммуникативных навыков детей с нарушениями слуха и их формирование в старшем дошкольном возрасте. Усвоение коммуникативных навыков позволяет осуществлять познавательную деятельность, иметь необходимость в знаниях, быть...

Работа с дошкольниками по речевому развитию в дошкольной образовательной организации

Статья посвящена формам и методам работы по речевому развитию дошкольников, которые может использовать в своей работе воспитатель в дошкольной образовательной организации.

Методы и приёмы развития общения дошкольников в игровой деятельности в соответствии с ФГОС ДО

В статье рассмотрены игры в педагогическом процессе. В работе представлены приемы и методы руководства коммуникативными играми. Цель игр – развить коммуникативные навыки у детей, создать возможность для самовыражения, научить регулировать свое поведе...

Организация домашнего обучения как одна из форм социальной интеграции ребенка с РАС

Предлагаемая статья посвящена проблеме организации работы с ребенком с аутизмом, а именно, представлены направления коррекционно-педагогического взаимодействия специалистов и сопровождения семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом: организация режима д...

Психолого-педагогические аспекты использования игры в коррекционной работе с заикающимися дошкольниками

В данной работе рассмотрена необходимость использование игровой деятельности в устранении заикания у детей дошкольного возраста. Игровой процесс даст возможности для естественного и ненавязчивого воспитания поведения детей данной категории, коррекции...

Задать вопрос