В данной статье рассматривается применение педагогом цифровых технологий для развития у обучающихся функциональной грамотности в общем и естественно-научной грамотности в частности. Современные требования к образованию являются отражением к этапу развития всего государства. Выпускник школы должен владеть рядом знаний, умений и компетенций для самостоятельного решения жизненных задач. В данной статье обозначены основные проблемы формирования естественно-научной грамотности в рамках современного подхода преподавания биологии. Даются возможные пути решения данной проблемы через применение цифровых технологий на уроках биологии.
Ключевые слова: функциональная грамотность, естественно-научная грамотность, педагогическая технология.
This article discusses the use of digital technologies by a teacher for the development of functional literacy in general and natural science literacy of students in particular. Modern requirements for education are a reflection of the stage of development of the whole state. A graduate of the school must master a number of knowledge, skills and competencies in order to solve life problems independently. This article identifies the main problems of the formation of natural science literacy within the framework of the modern approach to teaching biology. Possible ways of solving this problem through the use of digital technologies in biology lessons are given.
Keywords: functional literacy, natural science literacy, pedagogical technology.
Современный этап развития государства привносит изменения в требования к получаемому среднему образованию. Современный выпускник школы должен обладать способностью рационально и критически мыслить, самостоятельно решать поставленные перед ним задачи, быть полноценной личностью, способной на дальнейшее развитие, обучение и работу в обществе. Изучая вопрос о воспитании и обучении подрастающего поколения, приходим к выводу о необходимости приобретения обучающимися функциональной грамотности в целом и естественно-научной грамотности, как части функциональной грамотности, в частности.
По мнению Е. В. Бахаревой, под функциональной грамотностью понимается «определённый уровень образованности обучающихся, который показывает определённую степень владения ими ключевыми (базовыми) компетенциями, позволяющий успешно адаптироваться в условиях изменяющегося внешнего мира и эффективно реализовать себя в различных видах деятельности» [1]. Таким образом, овладение функциональной грамотностью в общем и естественно-научной грамотностью в частности, дает возможность каждому индивидууму применять полученные знания в решении жизненных задач различных областей и сфер деятельности на протяжении всей жизни. И это является одной из задач современной школы нашего государства. Естественно-научная грамотность является также частью международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) исследования Организации Экономического Сотрудничества и Развития (OECD — Organization for Economic Cooperation and Development), в рамках которой исследуется уровень сформированности у обучающихся в школе ряда знаний и умений, необходимых для решения многочисленных задач в разных сферах жизнедеятельности человека [2].
Обладая естественно-научной грамотностью, личность должна отвечать определенным требованиям и обладать определенными компетенциями, такими как свободно объяснять различные явления с научной точки зрения, понимать значимость естественно-научных исследований, уметь интерпретировать данные и применять научные доказательства в получении тех или иных выводов. В таких реалиях развития образования и роста требований к современной школе перед педагогом встает вопрос о выборе методов, приемов и педагогических технологий для применения их в своей работе. Из множества педагогических технологий самой современной и наиболее удобной в применении выступает цифровая технология, которая позволяет также повысить уровень компьютерной грамотности у обучающихся.
Так на занятиях по биологии возможно применить элементы цифровой технологии на всех этапах урока. С учетом таксономии Б. Блума австралиец Аллан Каррингтон из университета Аделаиды создал собственное педагогическое колесо, в котором отразил основные учебные задачи и пути их решения (рис. 1). В данном колесе нашли свое отражение все известные ресурсы для работы с обучающимися [3].
Рис. 1. Педагогическое колесо Аллана Каррингтона
На различных этапах урока в работе возможно применять такие сайты как Plickers, Learningapps.org, Google Forms, Simpoll, Тestograf, которые дадут возможность разработки качественно новых видов карточек, тестов, заданий для обучающихся.
Сайт Bilimland.kz был разработан с учетом всех требований к современным образовательным платформам. Он включает в себе большой багаж видеоматериалов по предмету биология (Twig-bilim.kz), виртуальную лабораторию, базу подготовительных онлайн-тестов формата ЕНТ (Itest.kz) в режиме реального доступа для обучающихся школ Казахстана.
Для примера рассмотрим задание формата PISA. Данное задание состоит из 12 вопросов, которые возможно раздать для выполнения обучающимся через Google Forms (табл. 1), рассмотри 2 задания из 12.
Таблица 1
Пример задания формата PISA
Задание 1 |
На графике показано потребление сахара и число случаев кариеса в разных странах. Какое из следующих высказываний подтверждается данными, приведенными на графике? А) Чем больше люди едят сахара, тем более вероятно, что у них будет кариес. Б) В некоторых странах люди чистят зубы чаще, чем в других странах. В) В последние годы во многих странах увеличилась частота заболеваний кариесом. |
Задание 2 |
Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.
А) 1; Б) 2, 3, 4; В) 3, 4, 5 |
Таким образом, цифровые технологии в данное время являются не требованием к современному образованию, а необходимостью в использовании. Современная школа претерпевает изменения согласно изменениям в современном обществе, прогрессе, областях развития всего государства. Сегодня педагогам необходимо не просто передавать накопленные ранее знания, но и создавать условия для самостоятельного получения знаний, условия для создания ситуаций успеха в целях повышения самооценки и интереса к преподаваемому предмету. С учетом этого применение цифровых технологий на уроках помогает педагогу отвечать всем требованиям и реализовать поставленные образовательные задачи.
Литература:
- Бахарева Е. В., Кластерный подход в развитии функциональной грамотности школьников в области здоровьесбережения //Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина, 2008 год, с.77–81.
- Крюкова А. А., Формирование естественнонаучной грамотности в средней школе на уроках биологии // Всероссийский педагогический журнал «Современный урок» // Электронный ресурс // [Режим доступа]: https://www.1urok.ru/categories/3/articles/28784
- Пономарева И. Н., Информационные технологии в преподавании биологии // Электронный ресурс // [Режим доступа]: https://rosuchebnik.ru/material/informatsionnye-tekhnologii-v-prepodavanii-biologii-statya/