Исследование направлено на изучение взаимосвязи темперамента и самоконтроля как характеристик личности подростка в процессе овладения иностранным языком. В данной работе использованы разнообразные методы диагностики типа темперамента, уровня самоорганизации и самоконтроля. Методы статистической обработки данных (корреляционный и факторный анализы) позволили измерить, как темперамент, самоорганизация и оценка взаимосвязаны со школьной успеваемостью на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: темперамент, самоконтроль, самоорганизация, самодисциплина, иностранные языки, успешность обучения, средний балл.
Термин «самодисциплина» обычно интерпретируется как самоконтроль, сознательная и внутренняя дисциплина, а также самоорганизованность. Последние три понятия тесным образом взаимосвязаны с таким важным положением психологии личности, как саморазвитие современного человека, выражающееся в формировании и совершенствовании «гибких навыков», или soft skills. Самые первые «гибкие» навыки, которые всегда стремился развить каждый мыслящий человек, заключались в умении планировать собственное время и быть организованным. Еще в XVIII веке известный французский философ и основоположник гуманистической педагогики Жан-Жак Руссо затрагивал проблему человеческой лени как врожденного свойства личности [12, с. 117]. Предположительно именно лень могла стать тем «триггером», который побуждал человечество стремиться к поиску путей повышения собственной продуктивности и борьбе с прокрастинацией, обращаясь тем самым к механизму самоконтроля.
В настоящее время существует множество определений понятия «самоконтроль». Анализ теоретических источников свидетельствует о том, что под самоконтролем понимают «контроль над своими действиями, поступками» [15, с. 852]; «сознательную регуляцию человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями» [8, с. 26]; «осознание и оценку субъектом собственных действий, психических процессов и состояний» [14, с. 107].
Согласно исследованию, проведенному зарубежными специалистами в области менеджмента С. Яном, Х. Лианом, Л. Феррисом и Д. Брауном, самоконтроль характеризуется как ограниченный когнитивный ресурс, выступающий аналогом физической силы [19]. «Заряд самоконтроля» может негативно сказаться на разнообразных будущих ситуациях в случае отсутствия какого-либо его восполнения или компенсирования [19].
Самоконтроль также связывают с определенными волевыми особенностями человека [5], c его саморегуляцией. Сюда входит контроль эмоций, мыслей, достижений и неудач [4, с. 47]. Саморегуляция служит необходимым условием для формирования адекватного баланса между когнитивной и аффективной сторонами личности [13, с. 60]. Этот же аргумент был подтверждён американскими исследователями в области социологии и криминологии Трэвисом Хирши и Майклом Готтфредсоном во второй половине XX столетия, обратившими внимание на существование прямой корреляционной связи между уровнем преступности и способностью личности к самоконтролю. В частности, Т. Хирши и М. Готтфредсон доказали, что слабый уровень самоконтроля обуславливал импульсивные поступки и действия человека, выступающие в качестве основного фактора криминального поведения личности [17]. Впоследствии именно идеи Т. Хирши и М. Готтфредсона легли в основу формирования теории социального контроля, выделяющую эмоциональную близость с семьёй и академическую успеваемость в общеобразовательной школе в качестве факторов сформированности самоконтроля [18].
Таким образом, резюмируя все вышеизложенные характеристики понятия «самоконтроль», под последним мы будем понимать сложный навык, способный управлять, регулировать и изменять импульсы, эмоции и поведение человека для достижения его краткосрочных и долгосрочных целей.
Рассмотрим феномен самоконтроля в рамках учебной деятельности современного школьника и проанализируем степень влияния этого механизма на успех достижения академических целей, в частности на успешность или неудачу в овладении иностранными языками.
Наше исследование предполагает поиск ответов на следующие поставленные вопросы.
- Связан ли темперамент и уровень самоконтроля человека?
- Связан ли самоконтроль со школьной успеваемостью подростка по иностранному языку?
Устанавливая взаимосвязь между уровнем развития самоконтроля и волевыми регуляциями личности [5], мы обращаем внимание на отсутствие четкого понимания и представления о том, существует ли подобная взаимосвязь между феноменами самоконтроля и определенного типа темперамента индивида. Общеизвестно, что темперамент может влиять на стиль обучения, но мы не знаем, как влияет самоконтроль на овладение той или иной дисциплиной при условии существования взаимосвязи с темпераментом личности обучающегося.
Согласно точке зрения А. И. Лавриненко [9], с которой нельзя не согласиться, самоконтроль является фундаментальной частью обучения в классе. Если учащиеся могут сохранять концентрацию и блокировать отвлекающие факторы, например, мобильный телефон, разговор с другом или одноклассником, то это оказывает положительное влияние как на весь учебный процесс, так и на его отдельные предметы, например, на освоение иностранного языка.
Из этого следует, что, проведя соответствующую экспериментальную работу, получив и интерпретировав имеющиеся эмпирические результаты, можно сделать вывод о влиянии темперамента на уровень проявления самоконтроля и, соответственно, о взаимосвязи этих вышеупомянутых психологических категорий в процессе обучения. Это также позволит ответить на вопрос о том, действительно ли учащиеся с высоким уровнем самоконтроля демонстрируют высокие показатели успеваемости, а у учащихся со слабым самоконтролем имеются более низкие образовательные результаты.
Для достижения поставленной цели и ответа на выше представленные вопросы в настоящем исследовании была создана экспериментальная группа школьников подросткового возраста от 12 до 15 лет.
Важно подчеркнуть, что подростковый возраст — это сложный и многоплановый процесс формирования личности, происходящий на всех уровнях его организации. Ребенок всё больше становится похож на взрослого внешне, но психически он попадает в сложный и противоречивый период неустойчивости и нестабильности. Повышается чувствительность, острота восприятия мира: а именно, все эмоции подросток чувствует острее и в несколько раз ярче, чем взрослый человек. Именно поэтому подростки больше склонны романтизировать все события, происходящие с ними [11, с. 335–337].
С точки зрения личностного и социального развития подростки 11–15 лет переживают один из сильнейших жизненных кризисов. Известные российские психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин создали возрастную периодизацию психического развития человека [3]. Если изучить характеристику подросткового периода в данной классификации, мы видим, что сами психологи называют этот возраст — переходным этапом от детства ко взрослости. Меняется ведущая деятельность — подростка мало интересует учеба — на первый план выходит интимно-личностное общение со сверстниками. Отсюда вытекает и то, что социальное развитие у тинэйджеров происходит также в окружении сверстников, а взрослые (в том числе и педагоги) уходят на второй план. В то же самое время, парадоксально отрицая авторитет взрослых, подросток всё же им подражает, поскольку взрослые выступают образцом самостоятельности и независимости, к которой так отчаянно стремится юная, формирующаяся личность [2, с. 28–243].
Немало изменений происходит и в когнитивной сфере подростка, которая играет особую роль в его процессе обучения. Ведь именно от развития высших психических функций (мышления, внимания, памяти, восприятия) зависит эффективность обучения любому предмету, а также подход педагога к организации образовательного деятельности.
В процессе развития мышления подростка оно постепенно трансформируется из наглядно-образного в словесно-логическое, которое связано со способностью оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач, а также позволяет анализировать абстрактные идеи на предмет ошибок. Таким образом формируются теоретическое и критическое типы мышления. Существенно изменяется речь подростков: развитие мышления способствует формированию умения самостоятельно готовить устный монолог, вести рассуждения, высказывать и аргументировать свои мысли. Письменная речь также претерпевает изменения в сторону усложнения — теперь ребенок наиболее готов к самостоятельному высказыванию на заданную или произвольную тему.
В подростковый период помимо развития мышления, развивается также и память. У ребенка постепенно начинает доминировать логическая память, которая постепенно становится ведущей в процессе запоминания учебного материала. Важно отметить, что снижается развитие механической памяти, а значит простое зазубривание материала уже малоэффективно.
В отрочестве также происходит существенный сдвиг в отношениях между вниманием и другими психическими функциями. Прежде всего внимание избирательно: подростки откликаются на необычные, захватывающие их интерес события, процессы и действия. Быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле. Из-за чего часто многие подростки жалуются на рассеянность и непостоянность. Кроме того, подросток чрезвычайно внимателен по отношению к тому, что как–то связано с его актуальными потребностями, с поиском «себя», с познанием своих способностей и возможностей. Тем самым мы приходим к очень важному положению относительно психологического портрета подростковой личности. Давая характеристику подростка, нами часто используются лексические единицы, которые описывают действие человека по отношению к себе . Иначе говоря, подростковый возраст тесно связан с корнем «сам»:самостоятельность, самопознание, самовоспитание, самообразование, самоопределение, самоконтроль.
Таким образом, чувство взрослости и ее желание ставит перед подростком первые задачи самовоспитания. Однако из-за недостатка жизненного опыта, внутренних психологических противоречий, связанных с неуверенностью в себе и нестабильным положением в социуме, подростку требуется помощь со стороны авторитетных взрослых в воспитании положительных качеств личности и развитии навыков самостоятельности. Самостоятельность, которая также включает в себя навыки самоконтроля будет влиять на процесс овладения учащимися средней школы иностранным языком. Поэтому изучение психологических, в том числе и личностных, характеристик учеников необходимо и является неотъемлемым компонентом рассмотрения и анализа в рамках данного исследования.
Для проведения эмпирической оценки экспериментальной группы испытуемых в настоящей работе были опрошены 70 подростков образовательных учреждений города Москвы, Магнитогорска, Таганрога (Российская Федерация) и Алматы (Республика Казахстан) возрастом 12–15 лет.
Данные были получены с помощью личностного опросника Айзенка или EPI [1], опросника волевого самоконтроля (ВСК) А. Г. Зверькова и Е. В. Эйдмана [7], опросника самоорганизации деятельности (на основе Time Structure Questionnaire, TSQ) Е. Ю. Мандриковой [10].
Опросник EPI состоит из двух шкал: экстраверсия-интроверсия и нейротизм. «Оценка лжи» измеряет, насколько искренним человек пытается быть в своих ответах. Тест включает 57 вопросов. Опросник самоорганизации деятельности — авторская психодиагностическая методика, предназначенная для оценки сформированности навыков тактического планирования и стратегического целеполагания, особенностей структурирования деятельности, а также самоорганизации. Тест включает 25 вопросов. Тест ВСК предназначен для определения уровня развития волевой саморегуляции, понимаемой как мера овладения собственным поведением в различных ситуациях, а также способность сознательно управлять своими действиями, состояниями и импульсами. Опросник включает 30 вопросов.
Статистическая значимость полученных результатов исследования была проанализирована с помощью пакета программ расширенной аналитики — Statistica 10.0.1011.
Рисунок 1, приведенный ниже, иллюстрирует данные о распределении типов темперамента среди опрошенных подростков. Большинство респондентов обладают сангвиническим темпераментом (42 %). Примерно одна треть участников опроса (30 %) являются холериками. Количество флегматиков равно количеству меланхоликов (14 %) соответственно.
Рис. 1. Распределение экспериментальной группы подростков по типам темперамента.
Результаты корреляционного анализа продемонстрировали наличие статистически значимых положительных связей между чертами характера, которые составляют самоконтроль человека, и способностью к самоорганизации последнего (Таблица 1).
Так, коэффициент корреляции между самоорганизацией и такой чертой характера, как настойчивость, соответствует 0,62. Аналогичная ситуация с такими чертами характера, как целеустремленность, умение планировать (сила корреляций 0,71 и 0,8 соответственно). Таким образом, мы можем предположить, что успех учебы определяется умением организовывать и контролировать себя.
Примечательно, что оценки по иностранному языку не соответствуют уровню самоорганизации. Мы не видим корреляцию этих переменных, следовательно, связь между средним баллом и самоконтролем низкая.
Вероятно, существуют внешние факторы, которые это объясняют, в том числе уровень нейротизма. Фактор нейротизма влияет на успеваемость по иностранному языку, поскольку он связан не только с учебой, но и с семейными проблемами, а также проблемами с социумом.
Таблица 1
Корреляционная матрица вероятной взаимосвязи между переменными самоконтроля, самоорганизации и влияния темперамента на успешность изучения иностранного языка (на средний академический балл)
Переменные |
Корреляции (Таблица) Отмеченные корреляции значимы на уровне p <,05000 N=70 (Построчное удаление ПД) |
|||||||||||||
Индекс волевой саморегуляции |
Индекс настойчивости |
Индекс самообладания |
Планомерность |
Целеустремленность |
Настойчивость |
Фиксация |
Самоорганизация |
Ориентация на настоящее |
Общий показатель самоорганизации |
Средний балл по ИЯ |
Шкала искренности |
Экстраверсия/ Интроверсия |
Нейротизм |
|
Индекс волевой саморегуляции |
1,00 |
0,97 |
0,94 |
0,49 |
0,48 |
0,73 |
0,10 |
0,20 |
-0,13 |
0,62 |
-0,12 |
0,45 |
0,30 |
-0,73 |
Индекс настойчивости |
0,97 |
1,00 |
0,42 |
0,49 |
0,55 |
0,74 |
0,09 |
0,25 |
-0,16 |
0,65 |
-0,13 |
0,45 |
0,32 |
-0,72 |
Индекс самообладания |
0,94 |
0,86 |
1,00 |
0,42 |
0,40 |
0,65 |
0,09 |
0,13 |
-0,14 |
0,52 |
-0,11 |
0,41 |
0,18 |
-0,64 |
Планомерность |
0,49 |
0,49 |
0,42 |
1,00 |
0,47 |
0,42 |
0,40 |
0,34 |
0,00 |
0,80 |
0,16 |
0,24 |
0,05 |
-0,29 |
Целеустремленность |
0,48 |
0,55 |
0,40 |
0,47 |
1,00 |
0,38 |
0,21 |
0,25 |
-0,13 |
0,71 |
0,03 |
0,17 |
0,30 |
-0,21 |
Настойчивость |
0,73 |
0,74 |
0,65 |
0,42 |
0,38 |
1,00 |
0,08 |
0,04 |
-0,09 |
0,62 |
-0,15 |
0,38 |
0,14 |
-0,63 |
Фиксация |
0,10 |
0,10 |
0,09 |
0,40 |
0,21 |
0,08 |
1,00 |
0,24 |
0,23 |
0,60 |
-0,05 |
0,20 |
-0,06 |
0,07 |
Самоорганизация |
0,20 |
0,25 |
0,13 |
0,34 |
0,25 |
0,04 |
0,24 |
1,00 |
-0,10 |
0,47 |
0,09 |
0,12 |
0,14 |
-0,10 |
Ориентация на настоящее |
-0,13 |
-0,16 |
-0,14 |
0,00 |
-0,13 |
-0,09 |
0,23 |
-0,10 |
1,00 |
0,12 |
-0,05 |
0,05 |
0,15 |
0,03 |
Общий показатель самоорганизации |
0,62 |
0,65 |
0,52 |
0,80 |
0,71 |
0,62 |
0,61 |
0,47 |
0,12 |
1,00 |
0,00 |
0,36 |
0,20 |
-0,37 |
Средний балл по ИЯ |
-0,12 |
-0,13 |
-0,11 |
0,16 |
0,03 |
-0,15 |
-0,05 |
0,09 |
-0,05 |
0,00 |
1,00 |
0,00 |
-0,15 |
0,19 |
Шкала искренности |
0,45 |
0,45 |
0,41 |
0,24 |
0,17 |
0,38 |
0,20 |
0,12 |
0,06 |
0,36 |
0,00 |
1,00 |
0,06 |
-0,50 |
Экстраверсия/ Интроверсия |
0,28 |
0,32 |
0,18 |
0,05 |
0,30 |
0,14 |
-0,06 |
0,14 |
0,15 |
0,20 |
-0,15 |
0,06 |
1,00 |
-0,28 |
Нейротизм |
-0,73 |
-0,72 |
-0,64 |
-0,29 |
-0,22 |
-0,63 |
0,07 |
-0,10 |
0,03 |
-0,37 |
0,19 |
-0,50 |
-0,28 |
1,00 |
Мы также провели факторный анализ (Таблица 2), который помог нам выявить две важные причины (факторы), влияющие на успешность обучения.
Таблица 2
Факторы, объясняющие зависимость успешности обучения от самоконтроля человека
Переменные |
Фактор нагрузки (Варимакс) Выделение: Главные компоненты, N=70 (Отмечены нагрузки >,700000) |
|
Фактор 1 |
Фактор 2 |
|
Индекс волевой саморегуляции |
0,949246 |
0,168981 |
Индекс настойчивости |
0,941254 |
0,198364 |
Индекс самообладания |
0,883017 |
0,108751 |
Планомерность |
0,394418 |
0,72235 |
Настойчивость |
0,807525 |
0,13748 |
Фиксация |
-0,045335 |
0,76148 |
Общий показатель самоорганизации |
0,533769 |
0,824325 |
Нейротизм |
-0,839579 |
0,087614 |
Выделенные факторы были названы в соответствии с максимальным весом значимой переменной. Следовательно, факторами, объясняющими корреляцию между самоконтролем человека и успешностью обучения, являются следующие: фактор морально-волевых качеств (фактор 1); фактор концентрации и усидчивости (фактор 2).
Наши первичные данные показали, что корреляция между средним баллом и самоконтролем слабая. Мы пришли к такому же выводу на основе обработанных результатов тестов: подростки-сангвиники обладают высоким уровнем самоорганизации, но оценки по иностранному языку ниже среднего. Следовательно, уровень самоорганизации не зависит в подавляющем большинстве от оценки по иностранному языку. В то же время фактор морально-волевых качеств и умение концентрироваться влияют на успеваемость. Кроме того, фактор 1 имеет обратную связь с нейротизмом. Следовательно, холерики и меланхолики, для которых высокий нейротизм является общей характеристикой, сталкиваются с проблемами самоконтроля (успеха в обучении).
Таким образом, успех в обучении — это сильная взаимосвязь между фактором морально-волевых качеств, самоорганизацией и способностью концентрироваться на задаче в течение длительного периода времени. Тем не менее, темперамент и уровень самоконтроля человека связаны друг с другом. Чем ниже показатель нейротизма, тем сильнее человек владеет собой (сангвиники, флегматики) и, следовательно, тем успешнее он может быть в освоении иностранного языка.
Резюмируя все выше сказанное, подчеркнем, что механизм самоконтроля является неотъемлемым компонентом успешного обучения иностранным языкам детей подросткового возраста. Соответственно, его развитие должно быть важным мотивом в современном образовательном процессе в школе как залог более конструктивного взаимодействия с обучающимися и более эффективной организации учебной атмосферы в классе.
Литература:
- Айзенк Г. Личностный опросник Айзенка. – Текст: электронный. // Psytests. – URL: https://psytests.org/eysenck/epiA.html (дата обращения: 24.10.2022).
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. / Гл. ред. А. В. Запорожец. – М.: Педагогика, 1982 – 1984. – Т. 4: Детская психология / Под. ред. Д. Б. Эльконина. – 1984. – 433 с.
- Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. – Москва: Издательство Эксмо, 2004. – 512 с.
- Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сучков Д.Д., Иванова Т.Ю., Сычев О.А., Бобров В.В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. № 2. – С. 46 – 58.
- Дмитриев Ю.А., Казак Б.Б. Пенитенциарная психология: учеб. для образовательных учреждений / Ю.А. Дмитриев, Б.Б. Казак. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 681 с.
- Евдокарова Т. В., Афанасьева А.А. Влияние типа темперамента на поведение подростков. – Текст: электронный // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – С. 103-105. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-tipa-temperamenta-na-povedenie-podrostkov (дата обращения: 03.01.2023).
- Зверков А.Г., Эйдман Е.В. Опросник волевого самоконтроля. – Текст: электронный // School3. – URL: http://school3.mmc24308.cross-edu.ru/user-files/diagnos%20samokontr.pdf (дата обращения: 24.10.2022).
- Каленникова Т. Г., Борисевич А. Р. Словарь психолого-педагогических понятий. – Минск, 2007. – 74 с.
- Лавриненко А. И. Запрет на использование гаджетов в школе: за и против / А. И. Лавриненко. – Текст: электронный //Молодой ученый. – 2020. – № 15 (305). – С. 54-57. – URL: https://moluch.ru/archive/305/68786/ (дата обращения: 09.01.2023).
- Мандрикова Е.Ю. Разработка опросника самоорганизации деятельности // Психологическая диагностика. – 2010. – № 2. – С. 87 – 111.
- Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. – 656 с.
- Руссо Ж. Ж. Об общественном договоре: Трактаты. – М.: ТЕРРА–Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. – 544 с.
- Серебрянцева О. Г. Аффективные стратегии учения и развитие умений речевого самоконтроля в процессе овладения иностранным языком / О. Г. Серебрянцева. // Международный научно-исследовательский журнал. – 2020. –№ 2-2 (92). – С. 59 – 62.
- Тютькова И.А. Педагогический тезаурус. – М., 2016. – 160 с.
- Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М., 2011. – 1166 с.
- Busch B. Research every teacher should know: self-control and learning. – Текст: электронный // The Guardian. – 2018. – URL: https://www.theguardian.com/teacher-network/2018/feb/08/research-every-teacher-should-know-self-control-and-learning (дата обращения: 09.01.2023).
- Gottfredson M., Hirschi, T. A general theory of crime. 1-st edition. – Stanford: Stanford, Calif.: Stanford University Press, 1990. – 324 c.
- Nickerson C. Hirschi’s Social Control Theory of Crime. Simply Sociology. – Текст: электронный // Simply sociology. – 2022. – URL: https://simplysociology.com/hirschi-control-theory-crime.html (дата обращения: 09.01.2023).
- Yan S., Lian H., Ferris L., Brown D. Leadership Takes Self-Control. Here’s What We Know About. – Текст: электронный // Harvard Business Review. – 2017. – URL: https://hbr.org/2017/06/leadership-takes-self-control-heres-what-we-know-about-it (дата обращения: 09.01.2023).