Ребенок, имеющий нарушения речи, может сталкиваться с серьезными сложностями в овладении грамотой и письмом, с проблемами в развитии внимания, мышления, воображения, восприятия, памяти. В этой связи возникает необходимость дополнительного изучения речевых проблем, а также разработки способов их преодоления и коррекции. Одним из сложных речевых нарушений в логопедии является дизартрия. В статье кратко описаны характеристики детей дошкольного возраста и детей с дизартрией, а также представлены особенности обучения грамоте детей с дизартрией.
Ключевые слова: дизартрия, речь, речевое нарушение, дошкольный возраст, обучение грамоте.
A child with speech disorders may face serious difficulties in mastering literacy and writing, problems with the development of attention and thinking, imagination and perception, memory. In this regard, there is a need for additional study of speech problems, as well as the development of ways to overcome and correct them. One of the most difficult speech disorders in speech therapy is dysarthria. This article briefly describes the characteristics of preschool children and children with dysarthria, as well as the features of literacy training for children with dysarthria.
Keywords: dysarthria, speech, speech violation, preschool age, learning to read and write.
Дизартрия у детей является одним из наиболее частых нарушений речи. Если упустить своевременную диагностику и коррекцию, во время учебы в школе это может обернуться проблемами письма и чтения. Более того, патология возникает на фоне серьезных поражений разных отделов головного мозга, что влияет не только на коммуникативную, но и на другие сферы жизни ребенка, о чем свидетельствуют разнообразные симптомы.
Одно из последних исследований указывает на то, что по распространенности дизартрия занимает второе место среди остальных речевых дефектов. Большое количество детей дошкольного возраста с дизартрией поступают в школу, не освоив навыки правильного звукопроизношения, фонематического восприятия и звукового анализа, что, в дальнейшем, затрудняет их полное усвоение образовательной программы.
Методы и принципы исследования
— теоретический (анализ, синтез психолого-педагогической, лингвистической литературы по теме исследования, осмысление и обобщение опыта логопедов и дефектологов);
— эмпирический (констатирующий эксперимент, изучение и анализ речевых карт, заключений).
— методы обработки полученных данных (интерпретация).
Основное содержание
А. С. Никифоров трактует термин «дизартрия» как одну из форм расстройства экспрессивной речи, являющейся следствием расстройства функций исполнительного речевого аппарата. При полной сохранности понимания речи окружающих, письма и чтения про себя нарушается артикуляция собственной речи (ее звукового состава), тогда как словарь и грамматический строй ее остаются ненарушенными. Особенно страдает артикуляция согласных [8, с. 119].
С точки зрения клинического направления исследования, наличие дизартрии говорит о поражении головного мозга, органическом или функциональном, которое может быть вызвано различными патогенными факторами, воздействующими на организм ребенка в пренатальный, натальный и постанатальный периоды развития. Эти неврологические данные позволили выделить такие клинические формы дизартрии, как бульбарная, псевдобульбарная, подкорковая, корковая, мозжечковая [2, с. 24].
Результаты медико-психолого-педагогического изучения детей с дизартрией показывают, что из-за органических поражений центральной нервной системы дизартрия сопровождается расстройствами общей и мелкой моторики и артикуляции. Нарушается звукопроизношение, а впоследствии и фонематическое восприятие. У детей с дизартрией может нарушаться связь между звуком и его графическим обозначением, словом и последовательностью графических знаков, а также прослеживаться сложности в произведении двигательных актов. Ребенок не понимает или плохо воспринимает прочитанное, смысл слова или предложения, вследствие чего овладение письмом и чтением ребенку с этим нарушением даётся с особой сложностью. У дошкольников с дизартрией плохо развиты такие просодические компоненты речи, как: мелодичность, темп, выразительность и ритмичность, разборчивость и четкость речи [4].
Для успешного освоения процессов письма и чтения также важен довольно высокий уровень формирования фонематической системы. Это является фундаментом устной и письменной речи.
Недостаточное развитие одного из этих компонентов приводит к затруднениям в усвоении речевых звуков, а также к трудностям в овладении письмом и чтением.
Речевая деятельность ребенка возникает только при наличии потребности в ней, то есть мотивов; которые выступают катализаторами речепроизводства. Поэтому для успешного развития речевых навыков также необходимо создавать мотивацию речи ребенка.
По данным исследования Каштановой С. Н. и Кузнецовой А. С., у детей старшего дошкольного возраста наблюдаются снижение показателей фонемного анализа и синтеза, по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие [6, с. 142].
Гутова Е. А. выявила индивидуально-типологические особенности детей с дизартрией: избегание трудностей, непослушание и частая смена настроения, раздражительность, а также снижение творческих способностей, в частности изобразительных и музыкальных [3, с. 100].
Речь и мышление тесно связаны с собой, в результате чего словесно-логическое мышление дошкольников с нарушением речи несколько ниже возрастного принципа. У детей с дизартрией есть небольшая вероятность появления вторичного снижения мыслительной работы, изменения внимания и памяти в худшую сторону. У них наблюдается расстройство психических процессов, дети плохо переключаются с одного вида деятельности на другую [1, с. 45].
В ходе исследований Спириной А. В. выяснилось, что у некоторых детей дошкольного возраста с таким нарушением обнаружены значительные расстройства в пространственном представлении и в пространственной лексике: наблюдаются затруднения в ориентировке в собственном теле и окружающем пространстве. Это может приводить к различным затруднениям в освоении навыков чтения и письма, и в целом обучении в образовательном учреждении [10, с. 51].
Все вышеперечисленные расстройства в большинстве случаев выступают преградой в коммуникации ребенка со взрослыми и сверстниками, а значит, тормозят его полноценную социализацию.
Следовательно, у детей с дизартрией обнаруживаются ряд как речевых, так и неречевых особенностей, а именно: слабость мыслительной деятельности со снижением функции памяти и внимания; затруднение при классификации, обобщении, определении логических последовательности событий по серии сюжетных картинок. Отмечаются отклонения в формировании процессов речеслуховой памяти, снижения ее объема, особенности поведения и эмоционально-волевой сферы. Нарушения моторики артикуляционного аппарата приводят к неправильному развитию восприятия различных речевых звуков.
Результаты исследования
Констатирующий этап исследования предпосылок готовности к обучению грамоте нацелен на рассмотрение состояния, а также специфики речевого, моторного развития старших дошкольников с дизартрией. Поскольку сейчас отсутствует общепринятая методика диагностики степени подготовленности к обучению грамоте детей с дизартрией, нами определены базовые ориентиры относительно определения степени подготовленности детей с дизартрией к обучению грамоте, а также осуществлена диагностика по «Альбому для логопеда» О. Б. Иншаковой.
Для исследования состояния речи среди ребят 6–7 лет была осуществлена диагностика в МАДОУ Детский сад № 166 г. Тюмени. В диагностике участвовало 10 детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Под каждое направление диагностики были подобраны задания.
- Контроль общих познаний.
У дошкольника уточняют возраст, ФИО родителей, адрес проживания.
- Контроль качества звукопроизношения.
Для обследования звукопроизношения ребенку были представлены иллюстрации, обозначающие слова на каждый обследуемый звук.
-
Контроль качества фонематического слуха.
- Для контроля слухового распределения звуков дошкольнику показываются изображения, наименования которых отличаются лишь одним звуком: Крыш(с)а, б(п)очка, миш(с)ка, лу(ю)к, коз(с)а
- Дошкольнику необходимо повторить наборы слогов, либо слов с парными, либо близкими звуками: Та-да, да-та, ка-га, та-да-та, да-та-да, ка-га-ка, ца-ча-ца, ча-ща-ща, оц-оть-оц, том-дом, лук-люк, сок-цок.
- Разбивка слов на слоги. Сейчас мы будем говорить слова, а параллельно хлопать, этим разбивать слова на слоги: ко-ле-со, де-ре-во, мышь, у-чи-тель.
-
Диагностика фонематического восприятия.
- Установить первую гласную в слове: арбуз, елка, окно.
- Установить первую согласную в слове: луна, пчела, капля, фломастер, краб, ковш.
- Найти последнюю согласную в слове: лес, лист, поезд, магнитофон.
- Найти число звуков в слове. Дошкольнику даются слова от 2 до 5 звуков: уж, лещ, небо, луна, лес, лист, весло.
- Фонематический синтез. Ребенку дается набор от 3 до 5 слов с сохранной звуковой слоговой структурой. Педагог говорит слова с прерываниями: [м] [а] [к], [н] [о] [с], [б] [а] [н] [а] [н], [к] [о] [т] [ы].
Обследование показало, что у детей имеются проблемы, такие как:
– со свистящими звуками. По типу замен: [с] на [ш] — 1 человек, [с] на [ф] — 1 человек, [з] на [з’] — 1 человек, [с] на [с’]- 1 человек, [з] на [ж] — 1 человек и [с’] на [ф]- 1 человек.
– парасигматизмы шипящих, то есть замены [ш] на [т]-1 ребёнок, [ж] на [ш]-1 ребёнок и [ч] на [т'] — 1 ребёнок.
– нарушение сонорных звуков, так губно-губной ламбдацизм: [л] на [w] — 1.человек; параламбдацизм: [л] на [л'] -1человек; ротацизм: отсутствие [р] и [р'] — 1 человек.
У всех детей есть то или иное нарушение в звукопроизношении согласных, при этом мягкие звуки нарушаются реже, чем твёрдые. Гласные звуки сохранны у всех испытуемых.
К основным ошибкам детей при обследовании фонематического восприятия относятся ошибки:
– в распознавании шипящих и свистящих звуков;
– в дифференциации парных глухих и звонких согласных;
– отсутствие дифференциации парных твёрдых и мягких согласных;
– нарушение распознавания сонорных звуков, например не распознавали звук [р].
Иногда дети затруднялись в выполнении задания при первоначальном прослушивании, и приходилось его повторять. Это позволяло сократить число ошибок.
Заключение
Результат, полученный при эксперименте, позволяет сказать, что большинство старших дошкольников с нарушением речи имеет недостаточно развитое фонематическое восприятие.
Мотивация почти всех детей экспериментальной группы была снижена. Многие отводили глаза от картинок, раскачивались на стуле, смотрели в зеркало перед собой. Отмечалось двигательное беспокойство у одних детей и вялость, равнодушие — у других.
Таким образом, результаты диагностики говорят о том, что необходимо провести коррекционную работу с детьми дошкольного возраста с дизартрией.
Подготовка к обучению грамоте детей с дизартрией должна начинаться с работы над нарушениями устной речи, такими как звукопроизношение и фонематическое восприятие. Наличие такого дефекта, как дизартрия затрудняет познавательную деятельность и общение с окружающим миром, поэтому важно своевременно начать обследование и выявление нарушений у детей, а впоследствии незамедлительно организовать коррекционную работу.
Литература:
- Архипова Е. Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е. Ф. Архипова. — М.: ACT: Астрель, 2008, 254 с.
- Белякова Л. И. Логопедия. Дизартрия: учебное пособие / Л. И. Белякова. — М.: Владос, 2009, 287 с.
- Гутова Е. А. Изучение индивидуально-типологических особенностей детей старшего дошкольного возраста с дизартрией [Электронный ресурс] // Вестник науки и образования: электрон. научн. журн. 2019.
- Жулина Е. В., Рожкова Н. М. Экспериментальное исследование просодической стороны речи у детей дошкольного возраста с дизартрией [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования: электрон. научн. журн. 2019.
- Иншакова О. Б. Альбом для логопеда / Иншакова О.Б. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2017, 279 с.
- Каштанова С. Н., Кузнецова А. С. Оптимизация психолого-педагогических условий подготовки обучению чтению детей с ОНР [Электронный ресурс] // Проблемы современного педагогического образования: электрон. научн. журн. 2018.
- Назарова Е. В. Особенности фонетической стороны речи у детей с дизартрией. Диагностика и коррекция нарушений речевого развития у детей [Текст]: сборник статей. Отв. ред. Э. Б. Чиркова / Е. В. Назарова. — Ижевск.: 2008. — 150 с.
- Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь / А. С. Никифоров. — М.: Эксмо, 2010, 208 с.
- Нищева Н. В. Актуальность выявления и коррекции речевых нарушений у детей раннего и младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста»: научн. журн. 2019.
- Спирина А. В. Формирование пространственной лексики у детей с дизартрией [Электронный ресурс] //Вестник Курганского государственного университета 2018.