Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем, что в современных условиях борьба со злоупотреблением должностными полномочиями становится все более острой. В статье приводится перечень основных преступных деяний, относящихся к коррупционным преступлениям, рассматриваются особенности понятия и признаков злоупотребления должностными полномочиями.
Ключевые слова: коррупция, должностные преступления, злоупотребление должностными полномочиями, протекционизм.
В настоящее время коррупцию следует воспринимать в качестве одной из значимых угроз государственного управления в системе исполнительной власти Российской Федерации, так как наносимый ей урон государству оказывает влияние на эффективность не только исполнительной власти, но и публичной в целом. Борьба с такого рода преступными посягательствами является одной из важнейших задач отечественной уголовно-правовой политики, так как, негативные последствия для Российской Федерации от коррупции выражаются в следующем:
— угрозе экономической безопасности страны;
— сложности достижения стоящих стратегических задач;
— подрыве доверия к власти и ее легитимности;
— снижении уровня жизни части населения; увеличении имущественного неравенства населения;
— увеличении доли теневой экономики страны;
— росте социальной напряженности;
— угрозе политической стабильности в стране;
— ухудшении инвестиционного климата;
— нарушении конкурентных механизмов рынка;
— падении престижа страны на международном уровне и пр. [1, с. 42-43; 6, с. 52]
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» коррупция — это:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» пункта 1 статьи 1 Федерального закона № 273-Ф3, от имени или в интересах юридического лица [5].
В целом, к коррупционным преступлениям представляется возможным отнести следующие преступления, установленные в Уголовном кодексе Российской Федерации:
— злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
— превышение должностных полномочий (ст. 286);
— незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
— получение взятки (ст. 290);
— дача взятки (ст. 291);
— служебный подлог (ст. 292);
— халатность (ст. 293) и др. [4]
Одним из наиболее распространенных преступлений коррупционной направленности выступает преступление, регламентированное статьей 285 УК РФ — злоупотребление должностными полномочиями. Также необходимо отметить, что преступления такого рода обладают высокой латентностью.
Уголовное законодательство Российской Федерации под злоупотреблением должностными полномочиями понимает «использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства».
Таким образом, злоупотребление должностными полномочиями содержит посягательство на функционирование органов государственной власти. Следовательно, лица, совершившие такие деяния, посягают на регламентированную нормативными правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных корпораций, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил Российской Федерации, других воинских формирований РФ. Последствия могут выразиться в существенном нарушении прав и законных интересов граждан, организаций, вплоть до нарушения охраняемых законом интересов государства и общества.
В качестве признаков злоупотребления служебными полномочиями представляется возможным выделить следующие:
1) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы.
В соответствии с пунктом 15 постановления Пленума ВС РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» вопреки интересам службы (ст. 285 УК РФ) использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы заключается в совершении таких деяний, которые хотя и были непосредственно связаны с осуществлением должностным лицом своих прав и обязанностей, однако не вызывались служебной необходимостью и объективно противоречили как общим задачам и требованиям, предъявляемым к государственному аппарату и аппарату органов местного самоуправления, так и тем целям и задачам, для достижения которых должностное лицо было наделено соответствующими должностными полномочиями [2].
Кроме случаев, перечисленных в п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 19, как использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы рассматривают протекционизм — незаконное оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного, иное покровительство по службе, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности.
С. А. Авакьян, рассуждая о понятии термина протекционизм, относит его также к таким злоупотреблениям должностными полномочиями как фаворитизм, непотизм, покровительство и иным подобным проявлениям и предлагает понимать под ним «использование преимуществ статуса для поддержки и продвижения семейных, групповых, этнических, партийных, политических интересов, обслуживание прочих привязанностей, связей и «обязательств» [3, с. 91];
2) существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.
Под существенным нарушением прав граждан или организаций следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией РФ (например, право на труд, право на компенсацию ущерба, причиненного преступлением, и др.);
3) причинно-следственная связь между деянием и наступившими вредными последствиями. Между деянием и наступившим последствием должна быть установлена причинно-следственная связь. Отсутствие такой связи исключает ответственность за злоупотребление должностными полномочиями.
В пункте 18 Постановления Пленума ВС РФ № 19 указано, что при оценке существенности вреда судом будут учтены:
— степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации;
— характер и размер понесенного ею материального ущерба;
— число потерпевших граждан;
— тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т. п.
В заключении стоит отметить, что злоупотребление должностными полномочиями выступает в качестве одного из наиболее опасных преступлений коррупционной направленности, подрывающих экономическое, правовое, социальное благосостояние государства и общества в целом, что обуславливает необходимость развития уголовно-правовой политики и в рассматриваемой сфере, законодательного регулирования и повышения эффективности правоприменительной практики.
Литература:
- Наумов, А. Коррупция: причины возникновения, влияние и методы борьбы / А. Наумов. — Текст: непосредственный // Следователь. — 2010. — № 8 (148). — С. 42–50.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» // Бюллетень Верховного Суда РФ. — 2009. — № 12.
- Противодействие коррупции: конституционно-правовые подходы: коллективная монография / С. А. Авакьян, И. П. Кененова, А. С. Ковлер и др.; отв. ред. и рук. авт. кол. С. А. Авакьян. — М.: Юстицин-форм, 2016. — 512 с. — Текст: непосредственный.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
- Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — № 52 (ч. 1). — Ст. 6228.
- Фрунзеева, А. Н., Фрунзеева, Ж. Н. Коррупция как угроза экономической безопасности / А. Н. Фрунзеева, Ж. Н. Фрунзеева. — Текст: непосредственный // Вестник науки и образования. — 2019. — № 9–4 (63). — С. 52.