Индустрия туризма за последние 3 года претерпела ряд изменений, что радикально отразилось на поведении потребителей. Среди наиболее масштабных изменений можно назвать смену вектора в сторону внутреннего туризма как для путешественников, так и туроператоров России. Отрасль становится более перспективной в связи с появлением федеральных проектов и увеличивающимся интересом россиян.
Ключевые слова: внутренний туризм, страхи туристов, туристический маркетинг.
The tourism industry has undergone some changes over the past 3 years, which has radically affected consumer behavior. Among the most ambitious transformations is the change of the vector towards domestic tourism for both travelers and tour operators in Russia. The industry is becoming more promising due to the federal projects and the increasing interest of Russians.
Keywords: domestic tourism, fears of tourists, tourism marketing.
Для россиян 2019–2022 годы были богаты на глобальные события в мире и стране, коренным образом влияющие как на экономику в целом, так и на отдельные сферы жизни и бизнеса. Для внутреннего туризма 2022 год должен был стать подъемным и прибыльным, однако рынок и его спрос не показали ожидаемый результат в денежном эквиваленте. Часть туристического потока не смогла позволить себе отдых в целом, а те, кто все же уехали в отпуск от запланированных 45 тысяч на одного туриста — потратили в среднем всего 38 тысяч рублей [3].
Если принять во внимание, что большинство моделей потребительского поведения в части принятия решений за основные входные группы факторов принимают социальные, ценовые, качественные, то в данном случае наиболее важными стали финансовые проблемы и страхи:
— экзистенциальные страхи;
— страх потери / траты денег;
— страх неоправданных ожиданий.
Природа этих страхов — нетипичные обстоятельства, при которых в летний период 33 % остались дома, 28 % решили провести отпуск на природе и уехали на дачу, еще 20 % не отдыхали вовсе [3]. С психологической точки зрения здесь имеют место быть как переживания за неопределенность будущего в краткосрочной перспективе, которые и останавливают потребителей перед тратами на отдых, различные услуги, закрывающие вторичные потребности пирамиды Маслоу, и дорогостоящие покупки. Также около 35 % респондентов ВЦИОМ отметили, что для них решающим фактором стали деньги: для многих расходы существенно поднялись по сравнению с доходами, а отпуск стал непозволительной роскошью даже при условии наличия весьма доступных туров.
По итогу сложившееся поведение оказало обратный эффект на всю туристическую отрасль. Соучредитель Союза Агентств Делового Туризма (САД) Александр Курносов оценил 1 % падения ВВП для туристической отрасли в 6 % [4]. Согласно его комментариям о сложившейся обстановке, будущий год также не станет прибыльным для сферы, поскольку для получения ожидаемого показателя в ~62 млн. поездок необходимо решить ряд микроэкономических проблем, которые так остро отражаются на отрасли.
Однако в условиях закрытия части границ отдых на территории России остается необходимым для многих граждан и в отсутствии выбора зарубежных туров спрос на внутренние туры должен увеличиться. Со слов вице-президента Ассоциации туроператоров России Сергея Ромашкина поток туристов в среднем по регионам возрос на 10–15 %, а максимальным увеличением стали 30 % в Ленинградской области. Основываясь на вышеизложенном, прослеживается тенденция к смене вектора у некоторых граждан в сторону внутренних маршрутов.
Маркетинговый аспект состоит в том, что уровень туристической активности для конкретного региона и населенного пункта будет пропорционален привлекательности самой территории по ряду критериев. Критерии для различных туристов не будут едиными, в чем также могут проявляться их страхи.
Рис. 1. Примеры страхов и решений для туристической отрасли
Для смены вектора потока потребителей необходимо отразить в коммуникационной кампании понимание страхов и готовность решить возможные проблемы. Наиболее распространенный страх начинающего внутреннего туриста «неоправданных ожиданий» должен быть рассмотрен комплексно, где будут выявлены различные факторы. На рис.1 — это плохой сервис, траты выше запланированных и неинтересный маршрут. Далее каждый из выявленных факторов должен получить решение, чтобы снять основные возражения. Кроме того, в сфере услуг лояльность в некотором смысле также может стать инструментом, где доверие туроператору сподвигнет на кардинально другой выбор маршрута.
Говоря о перспективах отрасли, присутствует большое количество положительных показателей, отражающих актуальность темы и возможные направления развития. Наиболее дальновидным является наличие и результаты национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», в рамках которого действуют 3 направления:
— федеральный проект «Развитие туристической инфраструктуры»;
— федеральный проект «Повышение доступности туристических продуктов»;
— федеральный проект «Совершенствование управления в сфере туризма».
Уже выдано 38 льготных кредитов на восстановление и реконструкцию санаториев и отелей, 20 % кешбэк по купленным путевкам суммарно за зимние и весенние окна составил 44 млрд. рублей, а по третьему проекту прогнозировали 1245 мест для прохождения краткосрочного курса ДПО на базе Международного центра компетенций в сфере туризма в Санкт-Петербурге [2].
2022 год стал достаточно активным для некоторых регионов, которые позволили в своих тур-программах успешно заменить заграничные маршруты. По Сбер.Медиа среди наиболее перспективных регионов для развития внутреннего туризма стали:
1. Традиционные черноморские курорты;
2. Москва и Санкт-Петербург;
3. Дагестан (показал рост турпотока на 40 %);
4. Минеральные Воды (рост турпотока на 25 %);
5. Алтай, Байкал и Камчатка (рост турпотока на 5–10 %).
Еще один тренд — короткие поездки до 3 дней, которые чаще всего приходятся на выходные дни, что, по мнению 17 % опрошенных ВЦИОМ, предпочтительнее длительных каникул. Наиболее привлекательные места для туристов Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Казань, исторические города Золотого кольца и Русского Севера [1].
Таким образом, отрасль внутреннего туризма в России, несмотря на негативный контекст ряда событий в макро- и микроокружении, получила большое количество предпосылок и перспектив для развития. Помимо положительных прогнозов, присутствует ряд федеральных проектов с амбициозными целями и сроками.
Планируемые коммуникационные кампании должны не только знакомить потребителей с новыми для них маршрутами, но и работать со страхами, сопровождающими туристов. Индустрия услуг в сфере отдыха и путешествий, как и любая другая — требует работы с возражениями. Однако в данном случае необходимо уделить ей больше внимания, поскольку лояльность к операторам и зарубежным турам надолго останется барьером при выборе новых путевок.
Литература:
- Внутренний туризм в цифрах. Итоги сезона отпусков. Дата обращения 09.01.2023 www.sber.pro/publication/vnutrennii-turizm-v-tsifrakh-itogi-sezona-otpuskov?ysclid=lckshd5zp1561808787
- Национальный проект «Туризм и индустрия гостеприимства». Дата обращения 09.01.2023 www.economy.gov.ru/material/directions/turizm/nacionalnyy_proekt_turizm_i_industriya_gostepriimstva/?ysclid=lcrvuiwc6m401566242
- Отсутствие денег и присутствие работы. Что влияло на отпускные планы россиян этим летом. Дата обращения 09.01.2023 www.atorus.ru/node/49455?page=2
- Прогнозы для туротрасли: что будет со спросом в 2023 году? Дата обращения 09.01.2023 www.atorus.ru/node/50223