На протяжении нескольких лет каждый педагог-психолог в нашем городе по-своему работает в своей педагогической среде и сталкивается с таким понятием, как синдром эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Конечно, очень важно своевременно заметить данные проблемы и оказать профессиональную помощь, но, к сожалению, не в каждом детском саду есть специалисты, а бывает и такое, что специалист есть, но работа по данному направлению не ведётся.
Большую часть рабочего времени педагоги-психологи отводят на работу с детьми, изредка к нам приходят за консультацией родители, педагоги же чаще всего остаются совсем без внимания психолога. Причины для этого бывают разные: где-то администрация не склонна к организации такого рода работы, где-то не хватает навыков психологу. А вместе с тем воспитатель относится к числу тех профессий, представители которых наиболее склонны эмоциональному выгоранию.
Ведь на долю педагога каждый день выпадает немало стрессовых ситуаций, при этом выразить свои переживания, отреагировать их — негде. Таким образом негативные эмоции копятся внутри многие годы, а отсюда ощущения усталости, измотанности, бессилия, опустошенности.
Тема эмоционального выгорания актуальна, бесспорно, особенно в профессиональной сфере. Профессия педагога относится к числу так называемых «помогающих» профессий, соответственно, имеет повышенный риск к возникновению синдрома эмоционального выгорания (рис. 1).
Рис. 1. Профессии, подверженные эмоциональному выгоранию
Негативно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.
В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции — одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.
Цель работы методической площадки: реализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ педагогов.
Задачи:
— Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;
— Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;
— Формирование у педагогов мотивации к сохранению психологического здоровья;
— Сохранение в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижение уровня конфликтности.
Формы работы: групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинг, семинар-практикум.
На учебный год были запланированы следующие мероприятия:
- Диагностика уровня эмоционального выгорания личности (по методике В. В. Бойко) — первичная; начало учебного года.
- Диагностика уровня эмоционального выгорания личности (по методике В. В. Бойко) — повторная; конец учебного года.
- Определение психологического климата группы (карта — схема, автор А. Н. Лутошкин).
- Семинар-практикум «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика» — середина учебного года.
- Тренинг «Ресурсы и отдых в жизни педагога. День психологической разгрузки» — конец учебного года.
- Групповые консультации на темы: «Техники самопомощи», «Что делать, если Вы заметили первые признаки выгорания», «Антистрессовые приемы», «Способы саморегуляции», «Виды заботы о себе» — в течение учебного года.
Рассмотрим основные направления работы методической площадки.
1. Психолого-педагогические исследования.
— Диагностика уровня эмоционального выгорания личности (по методике В. В. Бойко).
Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. В своих исследованиях с педагогическим коллективом мы сравнивали показатели всех трёх фаз стресса при первичной диагностике и повторной.
При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:
1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более и менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным [3].
Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки или симптомы нарастающего эмоционального выгорания.
— Определение психологического климата группы (карта — схема, автор А. Н. Лутошкин).
Исследования с помощью данной методики позволили нам проанализировать насколько благоприятный психологический климат в коллективе и насколько восприятие обстановки в коллективе связано с показателями диагностики уровня эмоционального выгорания.
2. Психологическая профилактика.
— Семинар-практикум «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика».
— Тренинг «Ресурсы и отдых в жизни педагога. День психологической разгрузки».
Конец первого полугодия — время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение.
Педагоги тратят много сил и энергии на воспитательный процесс, забывают о своих желаниях и потребностях, ставя их на последнее место, что приводит к эмоциональному выгоранию. Это было подтверждено результатами диагностики уровня эмоционального выгорания.
В связи с этим, на конец первого полугодия нами было запланировано проведение семинара-практикума «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика».
Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.
Также в ходе проведения данного семинара-практикума педагоги ознакомились с первичными результатами диагностики уровня эмоционального выгорания. По запросам педагогов, были проведены индивидуальные консультации по итогам диагностики.
Практическая часть семинара-практикума включала в себя несколько упражнений:
— Упражнение “Ассоциации”
Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.
Педагогам было предложено подумать, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать на данный момент. Долго не размышлять, остановиться на первом варианте, который пришел в голову и изобразить его на листе бумаги.
После того как педагоги завершили свои рисунки, каждый по очереди охарактеризовал и назвал главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказал почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.
— Групповое обсуждение на тему «Симптомы выгорания»
Педагогам было предложено разделиться на группы и записать, по их мнению, основные симптомы, которые свидетельствуют о наличии начинающегося синдрома эмоционального выгорания. Далее последовало обсуждение.
— Упражнение “Ведро мусора”
Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.
Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Педагогам предлагается поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог предлагает всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги педагогам нужно написать негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.
После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.
— Упражнение “Открытки позитива”
Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.
Педагогам было предложено создать свою авторскую открытку подписать ее. Потом педагоги по кругу передавали открытки, записывая на них хорошие пожелания, комплименты и т. п., пока те не вернулись к своим владельцам. Педагоги по желанию зачитывали содержание своих открыток.
— Игра “Волшебная шкатулка”
В конце семинара-практикума участникам было предложено достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.
В конце учебного года, нами был проведен Тренинг «Ресурсы и отдых в жизни педагога. День психологической разгрузки».
В начале тренинга были представлены результаты повторной диагностики уровня эмоционального выгорания.
Целью и задачами тренинга были поиск личных ресурсов, формирование у педагогов мотивации к сохранению психологического здоровья, сплочение коллектива, сохранение в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снятие эмоционального напряжения у педагогов в конце учебного года.
Практическая часть тренинга включала в себя несколько упражнений:
— В качестве разминки было выбрано упражнение «Кто родился в мае…»
Педагогам было предложено сесть по кругу и поиграть в игру, в ходе которой они смогут узнать получше друг друга. Называлось личностное качество или описывалась ситуация и участники, по отношению к которым подходило данное высказывание, выполняли определенное действие. Данное упражнение позволило создать непринуждённую атмосферу.
— Упражнение «Круги близости: диагностика происходящего в жизни»
Цель: проанализировать сферы жизни, взаимоотношения.
Педагогам было предложено начертить круги в вид мишени и расположить в них все, что им близко. Это могли быть люди, животные, дела, работа, хобби. Важно было делать это спонтанно, так, как приходит в голову. Далее было обсуждение результатов.
— Упражнение «Расставляй приоритеты»
Цель: сформировать у педагогов мотивацию к сохранению психологического здоровья, а такжепоиск личных ресурсов.
Педагогам было предложено общим обсуждением выделить важные дела их повседневной жизни, без которых нельзя обойтись, а во второй колонку назвать второстепенные, которые не требуют срочного выполнения, которые можно отложить. В ходе дальнейшего обсуждения педагоги пришли к выводу, что именно второстепенные дела наполняют их силой, ресурсами, позитивом, помогают отдохнуть и восполнить жизненную энергию.
— Упражнение «Лучики добра»
Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.
Педагогам было предложено нарисовать солнышко и лучики по количеству участников. Потом педагоги по кругу передавали свое солнышко, записывая на них коллегам хорошие пожелания, комплименты и т. п., пока те не вернулись к своим владельцам. Педагоги по желанию зачитывали содержание своих солнышек.
— Упражнение “Мои ресурсы”
В конце тренинга участникам было предложено составить свой собственный список тех действий, способов, которые помогают им восполнять свои ресурсы.
Коллеги охотно делились своими способами пополнения энергии.
3. Психологическое просвещение.
— Групповые консультации на темы: «Техники самопомощи», «Что делать, если Вы заметили первые признаки выгорания», «Антистрессовые приемы», «Способы саморегуляции», «Виды заботы о себе» — проводились в течение всего учебного года.
Целью групповых и индивидуальных консультаций было психологическое просвещение педагогов, оказание конкретной помощи педагогам в преодолении трудностей. Для педагогов были подготовлены памятки и буклеты с рекомендациями.
Подводя итоги работы методической площадки за учебный год , можно отметить, что все запланированные мероприятия удалось реализовать. Анализируя данные результатов диагностики уровня эмоционального выгорания при первичных и повторных исследованиях, можно отметить, что психологическая профилактика и психологическое просвещение педагогов способствовали тому, что незначительно, но тем не менее снизились показатели по сформированности фаз выгорания и их симптомов, не произошло ухудшения показателей, а это говорит нам о положительной динамике. Следовательно, проведенная работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов была эффективной в учебном году. Данная работа будет продолжена в следующем году.
Литература:
- Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. — Волгоград: Учитель, 2009. — 122 с.
- Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. — М.: Мысль, 1983. — 208 с.
- Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 2003. — 474 с.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. — 358 с.
- Горянина В. А. Психология общения. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
- Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. — СПб.: Речь, 2008. — 96 с.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М.: «Дело», 1994. — 216 с.
- Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. — 56 с.
- Рычкова В. В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации. — Чита: ЧИПКРО, 2005. — 75 с.
- Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. — М.: Психотерапия, 2008. — 256 с.
- Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. — М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. — 224 с.