Профилактика эмоционального выгорания педагогов на примере опыта работы муниципальной методической площадки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 837 раз

Библиографическое описание:

Акчурина, О. Р. Профилактика эмоционального выгорания педагогов на примере опыта работы муниципальной методической площадки / О. Р. Акчурина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 331-334. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99347/ (дата обращения: 16.11.2024).



На протяжении нескольких лет каждый педагог-психолог в нашем городе по-своему работает в своей педагогической среде и сталкивается с таким понятием, как синдром эмоционального выгорания (далее — СЭВ). Конечно, очень важно своевременно заметить данные проблемы и оказать профессиональную помощь, но, к сожалению, не в каждом детском саду есть специалисты, а бывает и такое, что специалист есть, но работа по данному направлению не ведётся.

Большую часть рабочего времени педагоги-психологи отводят на работу с детьми, изредка к нам приходят за консультацией родители, педагоги же чаще всего остаются совсем без внимания психолога. Причины для этого бывают разные: где-то администрация не склонна к организации такого рода работы, где-то не хватает навыков психологу. А вместе с тем воспитатель относится к числу тех профессий, представители которых наиболее склонны эмоциональному выгоранию.

Ведь на долю педагога каждый день выпадает немало стрессовых ситуаций, при этом выразить свои переживания, отреагировать их — негде. Таким образом негативные эмоции копятся внутри многие годы, а отсюда ощущения усталости, измотанности, бессилия, опустошенности.

Тема эмоционального выгорания актуальна, бесспорно, особенно в профессиональной сфере. Профессия педагога относится к числу так называемых «помогающих» профессий, соответственно, имеет повышенный риск к возникновению синдрома эмоционального выгорания (рис. 1).

Профессии, подверженные эмоциональному выгоранию

Рис. 1. Профессии, подверженные эмоциональному выгоранию

Негативно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность процесса воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с воспитанниками, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качествах негативных черт, разрушают психическое здоровье.

В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а проблема эмоциональной саморегуляции — одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

Цель работы методической площадки: реализовать комплексную систему мер по профилактике СЭВ педагогов.

Задачи:

— Знакомство педагогов с теорией синдрома эмоционального выгорания и причинами его возникновения;

— Развитие умений использовать психотехнические приемы, способствующие стабилизации эмоционального состояния и изменения отношения к стрессовой ситуации;

— Формирование у педагогов мотивации к сохранению психологического здоровья;

— Сохранение в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снижение уровня конфликтности.

Формы работы: групповые и индивидуальные консультации, тестирование, тренинг, семинар-практикум.

На учебный год были запланированы следующие мероприятия:

  1. Диагностика уровня эмоционального выгорания личности (по методике В. В. Бойко) — первичная; начало учебного года.
  2. Диагностика уровня эмоционального выгорания личности (по методике В. В. Бойко) — повторная; конец учебного года.
  3. Определение психологического климата группы (карта — схема, автор А. Н. Лутошкин).
  4. Семинар-практикум «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика» — середина учебного года.
  5. Тренинг «Ресурсы и отдых в жизни педагога. День психологической разгрузки» — конец учебного года.
  6. Групповые консультации на темы: «Техники самопомощи», «Что делать, если Вы заметили первые признаки выгорания», «Антистрессовые приемы», «Способы саморегуляции», «Виды заботы о себе» — в течение учебного года.

Рассмотрим основные направления работы методической площадки.

1. Психолого-педагогические исследования.

— Диагностика уровня эмоционального выгорания личности (по методике В. В. Бойко).

Эмоциональное выгорание — динамический процесс и возникает поэтапно, в полном соответствии с механизмом развития стресса. В своих исследованиях с педагогическим коллективом мы сравнивали показатели всех трёх фаз стресса при первичной диагностике и повторной.

При эмоциональном выгорании налицо все три фазы стресса:

1) нервное (тревожное) напряжение — его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;

2) резистенция, то есть сопротивление, — человек пытается более и менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;

3) истощение — оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным [3].

Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки или симптомы нарастающего эмоционального выгорания.

— Определение психологического климата группы (карта — схема, автор А. Н. Лутошкин).

Исследования с помощью данной методики позволили нам проанализировать насколько благоприятный психологический климат в коллективе и насколько восприятие обстановки в коллективе связано с показателями диагностики уровня эмоционального выгорания.

2. Психологическая профилактика.

Семинар-практикум «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика».

Тренинг «Ресурсы и отдых в жизни педагога. День психологической разгрузки».

Конец первого полугодия — время, когда у педагогов накапливается усталость, эмоциональное напряжение.

Педагоги тратят много сил и энергии на воспитательный процесс, забывают о своих желаниях и потребностях, ставя их на последнее место, что приводит к эмоциональному выгоранию. Это было подтверждено результатами диагностики уровня эмоционального выгорания.

В связи с этим, на конец первого полугодия нами было запланировано проведение семинара-практикума «Профессиональное «выгорание» педагога: причины, коррекция и профилактика».

Цель: в ходе семинара-практикума ознакомить педагогов с понятием «синдром эмоционального выгорания», его основными причинами и симптомами, определить основные условия сохранения эмоционального здоровья педагога; повысить самооценку педагогов, их уверенность в себе; привлечь их к самопознанию и самоанализу; создать условия для психологической разгрузки педагогов; развитие толерантности и эмпатии друг к другу.

Также в ходе проведения данного семинара-практикума педагоги ознакомились с первичными результатами диагностики уровня эмоционального выгорания. По запросам педагогов, были проведены индивидуальные консультации по итогам диагностики.

Практическая часть семинара-практикума включала в себя несколько упражнений:

Упражнение “Ассоциации”

Цель: самопрезентация, привлечение педагогов к самоанализу и самопознанию.

Педагогам было предложено подумать, с каким предметом, живым существом или явлением природы вы могли бы себя ассоциировать на данный момент. Долго не размышлять, остановиться на первом варианте, который пришел в голову и изобразить его на листе бумаги.

После того как педагоги завершили свои рисунки, каждый по очереди охарактеризовал и назвал главные черты и назначение того, что он изобразил, рассказал почему именно с этим предметом, животным или явлением себя ассоциирует.

Групповое обсуждение на тему «Симптомы выгорания»

Педагогам было предложено разделиться на группы и записать, по их мнению, основные симптомы, которые свидетельствуют о наличии начинающегося синдрома эмоционального выгорания. Далее последовало обсуждение.

Упражнение “Ведро мусора”

Цель: освобождение от негативных чувств и эмоций.

Посреди комнаты психолог ставит символическое ведро для мусора. Педагогам предлагается поразмышлять, зачем человеку мусорное ведро и почему его нужно постоянно освобождать. Психолог предлагает всем выбросить в мусорное ведро старые ненужные обиды, гнев, страх. Для этого на листах бумаги педагогам нужно написать негативные чувства: “я обижаюсь на…”, “я сержусь на…”, и тому подобное”.

После этого педагоги рвут свои бумажки на мелкие кусочки и выбрасывают их в ведро, где они все перемешиваются и убираются.

Упражнение “Открытки позитива”

Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.

Педагогам было предложено создать свою авторскую открытку подписать ее. Потом педагоги по кругу передавали открытки, записывая на них хорошие пожелания, комплименты и т. п., пока те не вернулись к своим владельцам. Педагоги по желанию зачитывали содержание своих открыток.

Игра “Волшебная шкатулка”

В конце семинара-практикума участникам было предложено достать по одной записке из волшебной шкатулки, которая подскажет им, что их ожидает сегодня или что им нужно сделать в ближайшее время.

В конце учебного года, нами был проведен Тренинг «Ресурсы и отдых в жизни педагога. День психологической разгрузки».

В начале тренинга были представлены результаты повторной диагностики уровня эмоционального выгорания.

Целью и задачами тренинга были поиск личных ресурсов, формирование у педагогов мотивации к сохранению психологического здоровья, сплочение коллектива, сохранение в педагогическом коллективе благоприятного психологического микроклимата, снятие эмоционального напряжения у педагогов в конце учебного года.

Практическая часть тренинга включала в себя несколько упражнений:

— В качестве разминки было выбрано упражнение «Кто родился в мае…»

Педагогам было предложено сесть по кругу и поиграть в игру, в ходе которой они смогут узнать получше друг друга. Называлось личностное качество или описывалась ситуация и участники, по отношению к которым подходило данное высказывание, выполняли определенное действие. Данное упражнение позволило создать непринуждённую атмосферу.

Упражнение «Круги близости: диагностика происходящего в жизни»

Цель: проанализировать сферы жизни, взаимоотношения.

Педагогам было предложено начертить круги в вид мишени и расположить в них все, что им близко. Это могли быть люди, животные, дела, работа, хобби. Важно было делать это спонтанно, так, как приходит в голову. Далее было обсуждение результатов.

Упражнение «Расставляй приоритеты»

Цель: сформировать у педагогов мотивацию к сохранению психологического здоровья, а такжепоиск личных ресурсов.

Педагогам было предложено общим обсуждением выделить важные дела их повседневной жизни, без которых нельзя обойтись, а во второй колонку назвать второстепенные, которые не требуют срочного выполнения, которые можно отложить. В ходе дальнейшего обсуждения педагоги пришли к выводу, что именно второстепенные дела наполняют их силой, ресурсами, позитивом, помогают отдохнуть и восполнить жизненную энергию.

Упражнение «Лучики добра»

Цель: повысить самооценку и позитивное настроение педагогов, их уверенность в себе.

Педагогам было предложено нарисовать солнышко и лучики по количеству участников. Потом педагоги по кругу передавали свое солнышко, записывая на них коллегам хорошие пожелания, комплименты и т. п., пока те не вернулись к своим владельцам. Педагоги по желанию зачитывали содержание своих солнышек.

Упражнение “Мои ресурсы”

В конце тренинга участникам было предложено составить свой собственный список тех действий, способов, которые помогают им восполнять свои ресурсы.

Коллеги охотно делились своими способами пополнения энергии.

3. Психологическое просвещение.

Групповые консультации на темы: «Техники самопомощи», «Что делать, если Вы заметили первые признаки выгорания», «Антистрессовые приемы», «Способы саморегуляции», «Виды заботы о себе» проводились в течение всего учебного года.

Целью групповых и индивидуальных консультаций было психологическое просвещение педагогов, оказание конкретной помощи педагогам в преодолении трудностей. Для педагогов были подготовлены памятки и буклеты с рекомендациями.

Подводя итоги работы методической площадки за учебный год , можно отметить, что все запланированные мероприятия удалось реализовать. Анализируя данные результатов диагностики уровня эмоционального выгорания при первичных и повторных исследованиях, можно отметить, что психологическая профилактика и психологическое просвещение педагогов способствовали тому, что незначительно, но тем не менее снизились показатели по сформированности фаз выгорания и их симптомов, не произошло ухудшения показателей, а это говорит нам о положительной динамике. Следовательно, проведенная работа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов была эффективной в учебном году. Данная работа будет продолжена в следующем году.

Литература:

  1. Бабич О. И. Профилактика синдрома профессионального выгорания педагогов: диагностика, тренинги, упражнения. — Волгоград: Учитель, 2009. — 122 с.
  2. Бойко В. В., Ковалёв А. Г., Панфёров В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личности. — М.: Мысль, 1983. — 208 с.
  3. Бойко В. В. Синдром эмоционального «выгорания» в профессиональном общении. — СПб.: Питер, 2003. — 474 с.
  4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. — СПб.: Питер, 2008. — 358 с.
  5. Горянина В. А. Психология общения. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
  6. Грабе М. Синдром выгорания — болезнь нашего времени. — СПб.: Речь, 2008. — 96 с.
  7. Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). — М.: «Дело», 1994. — 216 с.
  8. Осухова Н. Г. Профессиональное выгорание, или Как сохранить здоровье и не «сгореть» на работе. — М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. — 56 с.
  9. Рычкова В. В. Формирование эмоциональной устойчивости педагога: методические рекомендации. — Чита: ЧИПКРО, 2005. — 75 с.
  10. Самоукина Н. В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. — М.: Психотерапия, 2008. — 256 с.
  11. Семёнова Е. М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. — М.: Изд-во ин-та психотерапии, 2005. — 224 с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагог, Диагностик уровня, жизнь педагога, методическая площадка, педагогический коллектив, психологическая разгрузка, психологическое здоровье, ресурс, эмоциональное выгорание личности.


Похожие статьи

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством интерактивных игр

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов младших курсов

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по профилактике маргинального поведения виктимных детей

Изучение вопроса организации работы с родителями в ДОО на современном этапе

Педагогическая профилактика наркомании: опыт здоровьесбережения школьников

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Траектории кластерного взаимодействия в системе профессиональной подготовки педагога

Возможности развития пространственного мышления школьников во внеурочное время

Похожие статьи

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма посредством интерактивных игр

Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса

Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов младших курсов

Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по профилактике маргинального поведения виктимных детей

Изучение вопроса организации работы с родителями в ДОО на современном этапе

Педагогическая профилактика наркомании: опыт здоровьесбережения школьников

Профилактика нарушений речи у детей 4–5 лет в условиях кружковой работы

Развитие нравственного компонента личности дошкольника в условиях образовательной среды ДОУ

Траектории кластерного взаимодействия в системе профессиональной подготовки педагога

Возможности развития пространственного мышления школьников во внеурочное время

Задать вопрос