Меры поддержки семей с детьми | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 1671 раз

Библиографическое описание:

Вафин, Э. Я. Меры поддержки семей с детьми / Э. Я. Вафин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 362-365. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99362/ (дата обращения: 15.11.2024).



С начала пандемии семьям с детьми Правительством РФ стали оказываться дополнительные меры поддержки. С января 2023 года данные меры были объединены в единое пособие. Автор рассматривает причины введения мер поддержки и их влияние на доходы населения.

Ключевые слова: меры социальной поддержки, пенсионный фонд, выплаты, пособия, малоимущие семьи с детьми.

С 1 января 2023 года было принято решение о едином пособии для нуждающихся семей с детьми и беременных женщин, которое объединило в себе ранее существовавшие меры поддержки семей с детьми до 17 лет и беременных женщин, вставших на учет в ранние сроки [1]. Рассмотрим причины, которые привели к данному решению.

Демографическая политика Российской Федерации направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации в стране.

Согласно данным Росстата численность постоянного населения России на 1 января 2022 года составила 145,478 млн человек, снизившись за год почти на 693 тыс. человек (минус 0,5 %). Прежний максимум был в 2002 году — минус 686 тыс. человек. В целом убыль населения России фиксируется четвертый год подряд. За этот период население страны сократилось на 1,4 млн человек, следует из данных Росстата. Росстат отдельно сообщил 28 января, что естественная убыль населения в 2021 году, по предварительным данным, достигла 1,04 млн человек. Предыдущий максимум в современной России был поставлен в 2000 году — минус 958,5 тыс. Причиной высокой смертности стала пандемия коронавируса.

В свете данных событий, жизненно важной задачей стало повышение рождаемости. Существует мнение, что главным фактором, влияющим на рождаемость и смертность, остается качество жизни российских граждан.

В таблице 1 представлены данные Росстата о реальных денежных доходах населения в процентах к соответствующему периоду за 2020–2022 годы [3].

Таблица 1

Реальные денежные доходы населения по субъектам Российской Федерации, в % к соответствующему периоду

Российская Федерация

2020 год

I квартал

103,4

II квартал

93,6

III квартал

97,0

IV квартал

100,2

2020 год

98,6

2021 год

I квартал*

96,2

II квартал*

108,1

III квартал*

108,2

IV квартал*

100,0

2021 год

103,8

2022 год*

I квартал

99,0

II квартал

98,1

III квартал

97,6

IV квартал

2022 год

* Предварительные данные

Как видно из таблицы, в 2020 году реальных денежные доходы за 2 и 3 квартал ниже, чем соответствующем периоде, что связано с пандемией. В 2022 году мы также наблюдаем снижение из-за ввода санкций.

Также Росстатом было проведено исследование бюджетов домашних хозяйств. Результаты данного выборочного обследования за 2020 год приведена в таблице 2. Из результатов исследования видно, что 49,7 % всех домашних хозяйств в 2020 году хватает средств на еду и одежду, однако не могут себе позволить покупку товаров длительного пользования, при этом 48,1 % имеют детей в возрасте 16 (18) лет. При этом 33,9 % семей с 4 и более детьми не могут покупать одежду и оплачивать ЖКУ, в 1,6 % не хватает денег на еду. При этом такой же процент (1,6 %) у семей из 3-х человек с 2-мя детьми, что означает, что детей воспитывает один родитель.

Безусловно, данные исследования показывают, что семьи с детьми как никто другой нуждаются в поддержке. В таблице 3 представлены данные Росстата о доли детей, проживающих в семьях с доходом ниже прожиточного минимума. В 2020 году эта доля составила 19,1 %, из них 20,4 % — доля детей в возрасте до 7 лет. Доля малоимущих домохозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет от общего количества малоимущих домохозяйств составляет в 2020 году 79,9 %, причем 26,5 % — многодетные семьи [3].

Таблица 2

Распределение домашних хозяйств, имеющих детей в возрасте до 16 (18) лет, по степени удовлетворенности своим финансовым положением, в %

Домашние хозяйства, оценившие своё финансовое положение следующим образом

не хватает денег даже на еду

денег хватает на еду, но покупать одежду и оплачивать жилищно-коммунальные услуги затруднительно

денег хватает на еду и одежду, но не могут позволить себе покупку товаров длительного пользования

денег хватает на еду, одежду и товары длительного пользования, но не могут позволить себе покупку автомобиля, квартиры, дачи

средств достаточно, чтобы купить все, что считают нужным

затруднились ответить

2020

Все домашние хозяйства

0,2

13,0

49,7

34,2

2,7

0,1

из них имеющие детей в возрасте 16 (18) лет:

0,3

13,1

48,1

35,6

2,9

0,1

Из числа домохозяйств с детьми, состоящие:

из 2 человек с 1 ребенком

0,6

22,1

54,5

20,9

1,8

0,1

из 3 человек

с 1 ребенком

0,3

10,6

46,8

38,8

3,4

0,1

с 2 детьми

1,6

32,0

55,6

9,8

1,0

0,0

из 4 человек

с 1 ребенком

0,1

10,1

50,6

36,7

2,4

0,1

с 2 детьми

0,2

11,7

47,3

37,1

3,7

0,0

с 3 детьми

0,8

32,4

63,7

3,1

0,0

0,0

из 5 и более человек

с 1 ребенком

0,2

10,7

41,7

45,1

2,3

0,0

с 2 детьми

0,4

13,3

46,5

37,5

2,2

0,1

с 3 детьми

0,4

20,9

50,4

27,2

1,1

0,0

с 4 и более детьми

1,6

33,9

48,5

12,7

3,3

0,0

Если рассматривать доходы подобных семей, то по предварительным данным Росстата в 2021 году у многодетных семей среднедушевой доход составлял 19 592,1 руб. Самый низкий среднедушевой доход в 2021 году у семей с двумя неработающими взрослыми с детьми до 18 лет — 10 072,1 руб. Если же в семье один родитель и ребенок (дети) до 18 лет, то их среднедушевой доход составил в 2021 году 21 939,0 руб. [3].

Таблица 3

Доля малоимущих домашних хозяйств с детьми в возрасте до 16 (18) лет в общей численности малоимущих домашних хозяйств, в %

2018 3)

2019 3)

2020 3)

Доля детей в возрасте до 16 (18) лет, проживающих в домашних хозяйствах со среднедушевыми денежными доходами ниже величины прожиточного минимума (в процентах от общей численности детей в возрасте до 16 (18) лет)

22,9

23,6

19,1

из них:

детей в возрасте до 7 лет (в процентах от общей численности детей в возрасте до 7 лет)

25,6

26,5

20,4

детей в возрасте от 7 до 16 (18) лет (в процентах от общей численности детей в возрасте от 7 до 16 (18) лет)

21,5

22,4

18,6

В целях поддержки семей с детьми Правительством и лично Президентов РФ были установлены следующие меры:

1) Ежемесячное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, размером в половину прожиточного минимума (предоставлялась Пенсионным фондом РФ);

2) Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого (второго) ребенка, в размере прожиточного минимума для детей (выплата на первого ребенка через социальную защиту населения, на второго ребенка через ПФР);

3) Ежемесячная денежная выплата семьям с детьми на каждого ребенка, рожденного после 31 декабря 2017 года третьим или последующим, в возрасте до 3 лет, в размере величины прожиточного минимума для детей (предоставлялась социальной защитой населения);

4) Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим гражданам, в размере 7 677,81 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.01.2022 № 57) (предоставлялась Пенсионным фондом РФ);

5) Ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, в размере в зависимости от среднедушевого дохода семьи от 50 до 100 % прожиточного минимума для детей (предоставляется социальной защитой населения);

6) Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет, в размере в зависимости от среднедушевого дохода семьи от 50 до 100 % прожиточного минимума для детей (предоставлялась Пенсионным фондом РФ) [2].

Таким образом, были приняты беспрецедентные меры поддержки малоимущих семей с детьми.

По данным Росстата в III квартале 2022 года граница бедности составила 13 тыс. 688 руб. Численность населения с доходами ниже границы бедности в III квартале 2022 года составила 15,3 млн человек, или 10,5 % жителей страны.

По сравнению с III кварталом 2021 года доля малоимущего населения сократилась на 0,5 п.п., с 16,0 млн до 15,3 млн человек. На рост доходов наименее обеспеченных слоев населения оказала влияние следующая целевая адресная поддержка государства (по состоянию на 1 октября 2022 года):

более 3 млн семей, в которых проживают 3,8 млн детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно, получили ежемесячные денежные выплаты на детей;

ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от 8 до 17 лет (введена с 1 апреля 2022 года) позволила охватить 3,4 млн малоимущих семей с детьми, в которых ежемесячно получали пособие более 5 млн детей [3].

Теперь данные меры поддержки объединены и будут предоставляться Фондом пенсионного и социального страхования РФ. Право на получение пособия возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в конкретном регионе [1]. Также при назначении пособия будет учитываться, какое имущество и сбережения есть у семьи. Пособие будет назначаться только в том случае, если взрослые члены семьи имеют заработок или объективные причины для его отсутствия (аналогично правилам при предоставлении выплат на детей в возрасте от 3 до 8 лет и от 8 до 17 лет). Таким образом, семьям будет гораздо удобнее обращаться за одним единым пособием, подавая всего одно заявление. При этом у семей с детьми, родившимися до 31 декабря 2022 года, будет выбор — получать единое пособие или сохранить прежние выплаты. Данная мера поддержки и в дальнейшем будет способствовать снижению доли малоимущих домохозяйств с детьми.

Литература:

  1. Федеральный закон от 21.11.2022 № 455-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2022 г., N 48, ст. 8322
  2. Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 мая 1995 г. N 21, ст. 1929
  3. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс] / URL: https://rosstat.gov.ru/ (Дата обращения 13.01.2023)
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, III, прожиточный минимум, возраст, семья, квартал, данные, единое пособие, длительное пользование, Ежемесячное пособие.


Ключевые слова

Пенсионный фонд, выплаты, меры социальной поддержки, пособия, малоимущие семьи с детьми

Похожие статьи

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

В данной статье авторы исследуют меры государственной поддержки семей воспитывающих детей. Рассматривают и анализируют пособия и ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые органами ПФР и органами социальной защиты населения в субъектах РФ.

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России

В данной статье авторы исследуют проблемы многодетных семей и роль государства в их решении. Рассматривается и анализируется понятие «многодетная семья»; региональное и федеральное законодательство, в части регулирования права на социальную защиту мн...

Поддержка малоимущих семей со стороны государства

В статье рассматривается реализация поддержки малоимущих семей со стороны государства в Российской Федерации, определяется статус малоимущих семей.

Дети и защита семьи как приоритет государственной политики России

Понятия демографической и семейной политики. Целевая направленность демографической политики исходя из конкретной демографической ситуации, связанной с демографическим кризисом и вытыкаемым из него негативным экономическим и социальным последствиям. ...

Социальная защита прав детей в Москве и Калужской области Российской Федерации

В статье рассмотрена защита прав детей, социальная поддержка детей в г. Москве и Калужской области. Проанализированы меры и формы социальной поддержки детей, федеральные и региональные нормативно-правовые акты по социальной поддержке прав детей. Прои...

Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей

Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот.

Пособия на ребенка: проблемы законодательства

В статье авторы предпринимают попытку анализа имеющихся проблем в законодательстве о пособиях на ребенка.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с чем приходится сталкиваться органам государственной (муниципальной) власти

С внесением изменений в законодательство с 2013 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений, постоянно увеличивается. Софинансирование расходных полномочий субъектов Российской ...

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья посвящена вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности в вопросе, касающемся обеспечения этой категории лиц жилыми помещениями.

К вопросу об особенностях развития системы социальной помощи детям-сиротам в Российской Федерации

В статье автор кратко характеризует базовые аспекты современной системы государственной социальной помощи детям-сиротам, анализирует особенности ее развития. Большое внимание уделено роли некоммерческих организаций социальной направленности, их деяте...

Похожие статьи

К вопросу о государственной поддержке семей с детьми

В данной статье авторы исследуют меры государственной поддержки семей воспитывающих детей. Рассматривают и анализируют пособия и ежемесячные денежные выплаты, осуществляемые органами ПФР и органами социальной защиты населения в субъектах РФ.

К вопросу о государственной поддержке многодетных семей в России

В данной статье авторы исследуют проблемы многодетных семей и роль государства в их решении. Рассматривается и анализируется понятие «многодетная семья»; региональное и федеральное законодательство, в части регулирования права на социальную защиту мн...

Поддержка малоимущих семей со стороны государства

В статье рассматривается реализация поддержки малоимущих семей со стороны государства в Российской Федерации, определяется статус малоимущих семей.

Дети и защита семьи как приоритет государственной политики России

Понятия демографической и семейной политики. Целевая направленность демографической политики исходя из конкретной демографической ситуации, связанной с демографическим кризисом и вытыкаемым из него негативным экономическим и социальным последствиям. ...

Социальная защита прав детей в Москве и Калужской области Российской Федерации

В статье рассмотрена защита прав детей, социальная поддержка детей в г. Москве и Калужской области. Проанализированы меры и формы социальной поддержки детей, федеральные и региональные нормативно-правовые акты по социальной поддержке прав детей. Прои...

Анализ законодательства о социальной защите детей, оставшихся без попечения родителей

Автором дается характеристика институту социальной защиты и пособиям детей-сирот.

Пособия на ребенка: проблемы законодательства

В статье авторы предпринимают попытку анализа имеющихся проблем в законодательстве о пособиях на ребенка.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: с чем приходится сталкиваться органам государственной (муниципальной) власти

С внесением изменений в законодательство с 2013 года численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на получение жилых помещений, постоянно увеличивается. Софинансирование расходных полномочий субъектов Российской ...

Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Статья посвящена вопросам социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в частности в вопросе, касающемся обеспечения этой категории лиц жилыми помещениями.

К вопросу об особенностях развития системы социальной помощи детям-сиротам в Российской Федерации

В статье автор кратко характеризует базовые аспекты современной системы государственной социальной помощи детям-сиротам, анализирует особенности ее развития. Большое внимание уделено роли некоммерческих организаций социальной направленности, их деяте...

Задать вопрос