В современном российском обществе развитие культуры оказывает значительное влияние на большую часть иных сфер и областей жизнедеятельности. Это касается личности, образа жизни общества, сферы мышления, досуга, быта и труда.
В статье авторами проводится исследование основных особенностей управления сферой культуры, в том числе на муниципальном уровне, а также особенностей осуществления государственной и муниципальной политики в сфере развития культуры в России.
Ключевые слова: культура, сфера культуры, государственная политика, муниципальная политика, муниципальное образование, программы развития культуры
Управление сферой культуры представляется одним из наиболее важных направлений муниципальной социальной политики. Такая политика во многих аспектах определяет комфортность проживания населения, в том числе и на территории муниципальных образований.
Право участия в культурной жизни и пользования учреждения культуры, также, как и свободный доступ к культурным ценностям каждого гражданина России, гарантируются положениями Конституции Российской Федерации [1]. Исследуя поставленный вопрос, важно обозначить, что именно Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» стал первым отраслевым законом, создавшим базис для формирования регионального законодательства в сфере культуры.
Говоря о сфере культуры в Российской Федерации, необходимо четко понимать сущность понятия «культура». Под таковой понимается исторически сложившийся уровень развития общества, выраженный в типах и формах реализации творческих сил и способностей человека, и в создаваемых людьми культурных ценностей. Развитие отрасли культуры направлено на сохранение исторических, национальных памятников культуры, пополнение и накопление культурных достижений в области литературы и искусства. Причем, к последнему относятся результаты художественного творчества, музыки, живописи, скульптуры, зодчества. Также, отрасль культуры направлена на приобщение людей к творениям культуры, воспитание культурного человека и проведение исследований в области культуры.
Культурные ценности являются нравственными и эстетическими идеалами, нормами и образцами поведения, языками, диалектами и говором, национальными традициями и обычаями, символиками, историческими топонимами, фольклором, художественными промыслами и ремеслами, произведениями культурной деятельности, зданиями, которые обладают историко-культурной значимостью, и так далее. Отметим, что в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации на все культурные ценности, здания, сооружения, имущественные комплексы, оборудование и другое имущество культурного назначения допускаются все возможные формы собственности [3, C. 83].
В рамках исследуемого вопроса необходимо также обозначить такое понятие, как «культурное наследие». Под таковым подразумеваются материальные и духовные ценности, созданные в прошлом, памятники и историко-культурные территории, объекты, которые представляют значимость для сохранения и развития самобытности народов, их вклада в мировую цивилизацию.
Всё культурное наследие народов России и культурные ценности подлежат хранению в фондах государственных и муниципальных музеев, архивов и библиотек, картинных галерей, ассортиментных кабинетах предприятий художественной промышленности и традиционных народных промыслов, включая помещения и здания, в которых они располагаются. Кроме того, обозначим, что культурные ценности не могут быть приватизированы. При этом, приватизация других объектов культуры считается допустимой в порядке, установленном Российской Федерации при соблюдении того условия, что будет сохранена культурная деятельность в качестве основного вида деятельности, профильные услуги, а также организация обслуживания льготных категорий населения [2, C. 100].
Существует и такое понятие, как «культурные блага», к которым относятся услуги, предоставляемые юридическими и физическими лицами для удовлетворения гражданами своих культурных потребностей.
Наконец, культурная деятельность представляет собой деятельность, направленную на сохранение культурного наследия, создание, распространение и освоение культурных ценностей и благ.
Отрасль культуры отличается наличием нескольких видов деятельности, к которым приравниваются различные организации и виды деятельности. В их числе следующие:
— культурно-просветительская деятельность;
— театрально-концертная деятельность;
— цирковая деятельность;
— декоративно-прикладное искусство;
— библиотечное и музейное дело;
— историко-архивная деятельность;
— кино- и видеопроизводство;
— изобразительное искусство;
— содержание и реставрация памятников истории и культуры;
— радио и телевидение;
— краеведение [5, C. 342].
Необходимо обозначить, что одной из основных задач государства является формирование и реализация осмысленной культурной политики. Реализация такой задачи во многом определяет жизнеспособность страны и ее место в цивилизованном мире. С одной точки зрения, государство принимает на себя обязательство по формированию культурной жизни общества в целом. С другой точки зрения, государство должно учитывать культурные потребности и интересы различных слоев общества, территориальных, национальных и других общностей.
В рамках определения, планирования и реализации государственной политики в культурной сфере на федеральном уровне власти осуществляются полномочия, которые, кроме всего прочего, предполагают определение приоритетов реформирования отрасли, определение в рамках федерального бюджета необходимых финансовых средств с целью реализации поставленных задач, а также осуществление контроля и финансирования деятельности государственных учреждений культуры.
Как и любая другая политика, политика в культурной отрасли реализовывается на трех уровнях: федеральном, уровне субъекта Федерации и муниципальном. Так, на уровне субъекта Федерации к реализации принимаются федеральные программы по развитию культуры и искусства, осуществляется разработка особых целевых программ и необходимых для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, а также предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства [3, C. 82].
Если говорить политике в сфере культуры на муниципальном уровне, то таковая реализовывается на основе общих принципов государственной политики. Следуя принципам и требованиям федерального законодательства в сфере культуры, формирование условий для обеспечения населения услугами организации культуры, организации библиотечного обслуживания населения, охраны и сохранения объектов культурного наследия местного значения, и муниципального в том числе, входит в перечень вопросов местного значения поселения и городских округов.
Органами местного самоуправления осуществляется строительство зданий и сооружений муниципальных учреждений культуры, а также обустройство прилегающих к ним территорий. Собственность муниципальных образований может включать в себя здания, сооружений, предметы и иные объекты культуры, которые обладают историко-культурной значимостью [5, C. 343].
В рамках представленного исследования необходимо обозначить вопрос осуществления финансирования сферы культуры на муниципальном уровне. Такое финансирование происходит за счет бюджетных средств и оказания платных услуг. Общественные объединения, предприятия, учреждения и просто граждане имеют право самостоятельно или на договорной основе сформировывать фонды для финансирования культурной деятельности. При этом, в качестве соучредителей фондов могут выступать органы местного самоуправления.
В ходе принятия участия в осуществлении государственной политики в сфере культуры органы местного самоуправления не могут вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений, за исключением случаев, которые прямо предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации. К примеру, к числу последних можно отнести случаи, когда деятельность направлена пропаганду войны, насилия, жестокости и прочее. Кроме того, культурную деятельность могут поддать запрету по судебному решению при нарушении норм и требований действующего законодательства.
Необходимо отметить, что органы местного самоуправления обязаны принимать ко вниманию при осуществлении своей деятельности по реализации культурной политики признание равного достоинства культур, равенство прав и свобод в области культуры все граждан, которые проживают на территории муниципального образования этнических общностей и религиозных конфессий. Органы местного самоуправления уполномочены передавать национально-культурным автономиям, как и их некоммерческим учреждениям либо организациям, муниципальное имущество в собственность или в аренду. Также, они разрешают вопросы финансового обеспечения (поддержки) местных национально-культурных автономий в соответствии с действующим законодательством [2, C. 101].
Деятельность органов местного самоуправления в области развития культуры, как принято, направляется на обеспечение общедоступности культурной деятельности и культурных ценностей для граждан. В пределах своей компетенции органы местного самоуправления обязаны создавать условия с целью развития сети специальных учреждений и организаций. К примеру, такими могут быть школы искусства, студии или просто курсы. Также, такие учреждения и организации должны быть обеспечены поддержкой со стороны органов местного самоуправления, должны быть доступными и бесплатными для населения, обеспечивая удовлетворение его основных потребностей в библиотеках, архивах, музеях и прочих учреждений культуры, которые располагаются на территориях муниципальных образований [4, C. 60].
Необходимо подчеркнуть, что органы местного самоуправления вправе приостанавливать предпринимательскую деятельность учреждений и организаций культуры, когда таковая наносит ущерб уставной деятельности организации, до решения суда по данному делу. В ходе реализации контрольных функций в сфере культуры органы местного самоуправления осуществляют охрану памятников природы, культуры и истории, находящихся в их ведении.
Очень важным вопросом в части управления программами развития культуры на муниципальном уровне было и остается установление оптимального соотношения рыночных и нерыночных механизмов. По этой причине, особую значимость приобретает эффективность государственного управления. В данной области, кроме всего прочего, выделяется активная разработка целевого программного финансирования, подразумевающая реализацию самых значимых проектов в сфере культуры. Большая часть функций в рамках реализации программ развития культуры возлагается на самостоятельные отделы культуры и структурные подразделения управления.
В рамках управления культурой и досугом на муниципальном уровне выделяют три основных метода управления: программно-проектный, метод организационного взаимодействия и метод институциональной модернизации.
Необходимо отметить, что несмотря на особую значимость и важность реализации культурной политики в России, таковая сопровождается рядом серьезных проблем, особенно на муниципальном уровне. На местном уровне управление развитием сферы культуры происходит посредством реализации специальной методики. Она подразумевает осуществление определенного алгоритма действий:
1) анализ организации управления развитием сферы культуры;
2) анализ материальной и кадровой обеспеченности учреждений культуры на муниципальном уровне;
3) анализ финансовой обеспеченности финансирования и формирование внебюджетных доходов учреждений культуры;
4) проведение SWOT-анализа управления развитием сферы культуры в муниципальном образовании.
В завершении исследования отметим, что на сегодняшний день существуют несколько общих основных направлений совершенствования формирования и реализации развития культуры на муниципальном уровне. Такими являются следующие:
— реализация мероприятий, которые будут направлены на ознакомление населения с культурными объектами и ценностями, расположенными на территории муниципального образования;
— обеспечение доступности услуг учреждений культуры посредством выделения дополнительного финансирования и спонсирования;
— повышения уровня информированности населения муниципального образования в отношении проводимых культурных мероприятий;
— обеспечение роста вовлеченности населения в культурные мероприятия;
— повышение уровня заинтересованности работников культуры.
При следовании общим рекомендациям, конечно, велика вероятность повышения уровня развития культуры на местном уровне. Однако, для большей результативности необходимо исследовать каждое муниципальное образование в отдельности с проведением глубокого и детального анализа реализации программ развития культуры.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (ред. от 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31.
- Балбеков А. А., Шурупова А. С. К вопросу о деятельности органов власти по развитию сферы культуры в муниципальном образовании // Институты и механизмы инновационного развития: мировой опыт и российская практика. 2017. С. 100–102.
- Кран Д. Д., Петренко Т. В. Повышение эффективности государственного и муниципального управления в сфере культуры // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в условиях реализации приоритетных национальных проектов в Российской Федерации. 2019. С. 82–84.
- Матвеев В. В. Финансирование сферы культуры в аспекте реализации государственной культурной политики: аналитический обзор // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2022. № 4. С. 59–69.
- Филиппов А. Е. Механизмы реализации государственной политики в сфере культуры // Актуальные вопросы современной экономики. 2022. № 9. С. 340–344.