Развитие культуры на территории муниципальных образований предполагает реализацию соответствующих программ. С этой целью применяются специальные методы управления сферой культуры и досуга.
В статье авторами исследуются основные методы управления сферой культуры и досуга на муниципальном уровне и их особенности.
Ключевые слова: культура, сфера культуры, методы управления, муниципальное образование, программы развития культуры.
Вопросы взаимоотношений государства и культуры на сегодняшний день характеризуются наличием определенных проблем, которые порождают дискуссии среди научных деятелей, высказывающих полярные точки зрения. Сложность в исследовании культурной политики вызвана тем, что она, как и вся культура в общем, является целостной и постоянно изменяющейся системой [1, C. 215].
Определяя культурную политику, исследователи обращают внимание на некоторых важнейших моментах, среди которых следующие:
— стратегические цели культурного развития;
— состояние институтов;
— административные, финансовые, человеческие и творческие ресурсы;
— тактическое и оперативное управления учреждения культуры со стороны государственных институтов [5, C. 12].
Сказанное выше позволяет сделать вывод относительно результативности в понимании культурной политики коммуникативного подхода, основой которого является идея диалога культур. Следуя такого подходу, базовым условием эффективной культурной политики становится система договоренностей, достижение консенсуса между официальными, творческими и общественными субъектами в отношении идеолого-концептуального и реализационного уровней такой политики. Коммуникативный подход считается самым перспективным в обществах, находящихся в переходном периоде [4, C. 300].
Основываясь на данных анализа, самыми эффективными и результативными механизмами системы стратегического управления в условиях современной социокультурной ситуации признаются программно-целевой подход, ситуативный и развернутый анализ, проектирование, моделирование, метод организационного взаимодействия, программно-проектный метод, метод институциональной модернизации и некоторые другие.
Основанием осуществления программно-проектного методы признается социально-культурное партнерство работников культурно-досуговой сферы, находящееся в профессиональных коммуникациях, функционирующие в профильных сетях и обладающие доступом к непрерывному образованию. Это дает возможность для обеспечения экономической и организационной устойчивости реализуемой программы, что придает данному процессу легитимный характер [2, C. 260].
Самым приемлемым в рамках городской среды признается программно-проектный метод. Он является эффективным способом ее развития, формирования многообразной городской инфраструктуры, поскольку позволяет отойти от отраслевого подхода при управлении культурно-досуговой сферой.
Метод организационного взаимодействия может иметь три направления: оперативное, информационное и образовательное. Каждое из них осуществляется посредством применения специфических методов управления.
Метод институциональной модернизации объединяет управленческие действия, связанные с учреждением государственных организаций культурно-досуговой сферы, формированием общественных и экспертных советов и учреждением социально-культурных партнерств.
В условиях современности социокультурная сфера характеризуется особой значимостью применения программно-целевого метода управления культурными ресурсами. Данный метод основан на активном введении принципов бюджетирования, которое ориентируется на общественно-значимые результаты [3, C. 148].
Так, можно умозаключить, что существует три основных метода управления сферой культуры и досуга: программно-проектный метод, метод организационного взаимодействия и метод институциональной модернизации.
Следует подчеркнуть, что на текущий момент имеет место определенная методика оценки управления развитием сферы культуры и досуга, и на муниципальном уровне тоже. Наглядно такая методика отражена в таблице 1.
Таблица 1
Методика оценки управления развитием сферы культуры
Этап |
Показатели |
Содержание |
Вертикальный и горизонтальный анализ общих показателей сферы культуры |
Динамика численности населения, которое занято в учреждениях культуры на территории муниципального образования |
Показывает изменения, происходящие за определенный период |
Динамика проведения учреждениями культуры мероприятий |
Показывает темп прироста |
|
Анализ состояния материально-технической базы учреждений культуры |
Доля объектов недвижимости, которая нуждается в капитальном ремонте |
Показывает изменение доли объектов, которые нуждаются в ремонте |
Обеспеченность учреждений ресурсами |
Отражает долю обеспеченности ресурсами учреждений культуры |
|
Анализ кадровой обеспеченности учреждений культуры в муниципальном образовании |
Абсолютное изменение показателе |
Отражает динамику происходящих изменений за период |
Показатели структуры |
Отражают наиболее доходные статьи формирования доходов муниципального образования |
|
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников |
Динамика показателя |
Отражает динамику уровня заработной платы работников сферы культуры |
Анализ финансовой обеспеченности, финансирования и формирования внебюджетных доходов учреждений |
Абсолютное изменения показателя |
Характеризует положительные либо отрицательные моменты в финансировании сферы культуры |
Относительное изменение показателя |
Отражает процентное соотношение происходящих изменения |
|
SWOT-анализ |
Показатели сильных и слабых сторон, возможностей и угроз |
Позволяет выявить проблемы в управлении сферой культуры в муниципальном образовании |
Выделенные этапы проведения методики образуют, своего рода, алгоритм выведения оценки управления развитием сферы культуры на территории муниципального образования. Такая оценка дает возможность провести анализ управления развитием сферы культуры на местном уровне. С этой целью используют следующую последовательность действий:
- Проведение анализа организации управления развитием сферы культуры.
- Проведение анализа уровня материальной и кадровой обеспеченности учреждений культуры на территории муниципального образования
- Проведение анализа финансовой обеспеченности, финансирования и формирования внебюджетных доходов учреждений.
- Проведение SWOT-анализа по управлению развитием сферы культуры на территории муниципального образования [3, C. 149].
Таким образом, применение выделенных методов позволяет осуществлять управление сферой культуры на местном уровне, а также дать оценку ее состояния в каждом конкретном случае. Причем, в одних случаях действенными могут оказаться одни методы, а в других — совершенно иные, что вынуждает рассматривать каждый случай индивидуально, с учетом всех особенностей и специфики.
Литература:
- Бирюкова Т. С., Кох И. А. Управление сферой культуры в регионе Вопросы управления. 2020. № 2 (63). С. 214–228.
- Жиленко О. В. Развитие услуг сферы культуры на основе проектного подхода // Наука сегодня: теория и практика. 2019. С. 259–261.
- Зорина М. А. Программно-целевой метод управления сферой культуры // В сборнике: Наука, образование, инновации: актуальные вопросы и современные аспекты. Сборник статей Х Международной научно-практической конференции. 2021. С. 147–149.
- Рябинина Н. И., Макеева Н. В. Совершенствование государственной политики в сфере культуры на уровне региона с использованием программно-целевого метода управления // В сборнике: Кросскультурные аспекты менеджмента в деятельности социально-экономических систем. Материалы XIX Международной научно-практической конференции. 2022. С. 298–306.
- Султанова В. В. Полномочия органов местного самоуправления в сфере культуры // Юридический факт. 2019. № 61. С. 11–13.