Некоторые вопросы обучения игре на синтезаторе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 77 раз

Библиографическое описание:

Алексеев, С. М. Некоторые вопросы обучения игре на синтезаторе / С. М. Алексеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99377/ (дата обращения: 15.11.2024).



Эта статья не является методическим пособием, ни учебником по обучению игры на инструменте. Это только некоторые мысли, возникшие в процессе освоения с учениками нового инструмента.

Синтезатор — что это такое? Наше время — это время перемен, новых вызовов. Стремительно врываются в нашу жизнь новые технологии, новые темпы жизни. Мир информатики, всеобщая цифровизация ставят новые задачи. Можно ли совместить классическую традицию с современными веяниями жизни? Стоит ли попытаться встроиться в современный процесс развития и при этом сохранить всё накопленное за вековую историю. Всегда прогресс шёл за счёт ломки старого. Но только сочетание лучших достижений прошлого, а не ломка всего старого, с новыми возможностями, позволяет достичь заметного успеха.

В настоящее время имеется множество электронных инструментов. Постоянно возникают новые, порой абсолютно не известные, построенные на новейших принципах, инструменты. Нас в данный момент интересуют клавишные инструменты. Их можно разделить на несколько групп. Профессиональные и бытовые, любительские. Профессиональные — в первую очередь рассчитаны на серьёзную работу. Их множество, они различны: от узконаправленных, специализированных самплеров и вокодеров, до мощнейших универсальных рабочих станций, на которых можно создавать и исполнять любую музыку (от эстрады, джаза, рока до классики и авангарда), ограниченную лишь фантазией музыканта. При всём великолепии выбора и высочайшего качества инструментов, у них у всех есть два недостатка — они очень дорогие и требуют или рабочую студию, или комплект сценической аппаратуры. С бытовыми гораздо проще. Они намного дешевле и, как правило, имеют внутреннюю подзвучку и возможность подключиться к домашней бытовой аппаратуре. В настоящее время имеется практически бесконечное количество бытовых электроинструментов. Чтобы разобраться с этим разнообразием, необходимо точно знать для каких целей нужен инструмент. В любом случае, чтобы это не было однодневной игрушкой, нужно брать инструмент с перспективой развития. В первую очередь нужна «активная» клавиатура, возможность работы с другими инструментами (MIDI), хорошая память с подключкой внешней, хорошую полифонию (не ниже 24 голосов) и, наконец возможность прямого подключения к компьютеру, хотя подсоединиться можно и через MIDI, но для этого нужны дополнительные переходники.

Обучение игре на синтезаторе (будем так называть этот инструмент, хотя синтезатор — это конкретный специализированный прибор для создания новых звуков) можно разделить на несколько этапов, хотя можно и заниматься параллельно. Бытовые современные синтезаторы — это инструменты с авто аккомпанементом, внутренним усилением и воспроизведением звука. Начинать занятия музыкой непосредственно с синтезатора — идея не самая хорошая. Чтобы освоить компьютер желательно уметь читать, считать и писать, и для освоения электронного инструмента нужна, хотя бы, начальная подготовка, желательно на клавишных инструментах и некоторые знания в теории музыки.

Обучение на синтезаторе идёт по двум направлениям. Начинать лучше с аккомпанемента. На различных моделях имеются некоторые различия, но всюду используются общие принципы. Имеются определённые ритм стилистические наборы (паттерны) в различных стилях, управляемые клавиатурой. Чем серьёзней инструмент, тем разнообразней паттерны: разные варианты вступлений, переходов и окончаний. Все стили (паттерны) запрограммированы в базовом тоне «C» и при нажатии любого другого аккорда вся комбинация стиля будет звучать в новом тоне. Для обучения управлением стилями необходимо знать буквенное обозначение нот. Европейское и американское, так же азиатское, обозначения немного различаются. У американцев вместо «H» используют «B», а к европейскому «В» дорисовывают бемоль. Чтобы не было недоразумений в синтезаторах рисуют, если есть где, «си» как «В» и все аккорды только с диезами, то есть «Си» — это «В», а «Си бемоль» — это «А#». Обучение начинается с одно пальцевой системы. Одна нота — мажор, любая чёрная клавиша плюс вверх или вниз (в зависимости от производителя) — минор, любая белая — малый септ, три клавиши подряд (основной тон от производителя) малый минорный септаккорд (m7). Система простая, удобная для начального обучения и разучивания стандартных гармонических последовательностей в разных тональностях. Недостаток — всего 4 аккорда в одном тоне. Это даже для начинающего мало. На более продвинутых инструментах, где есть комбинированная система набора аккордов, в будущем можно для удобства использовать одно и много пальцевой методы. Для много пальцевых аккордов необходимо знать структуру построения аккордов. Для начала аккорды можно использовать в основном виде. Начинать с простых трёх звучных. Большая терция плюс малая терции — мажор, малая плюс большая — минор, две малых — уменьшенный, две больших — увеличенный. Цифровки необходимо отрабатывать, желательно, во всех тональностях, доводя стандартные последованности до автоматизма, что поможет в последствии свободно аккомпанировать любые произведения. При достаточном навыке можно переходить к близкому расположению аккордов. Для удобного, тесно расположенного автоаккомпанемента абсолютно безразлично расположение аккорда, поэтому можно использовать общие тона. В терцовом расположении два общих тона, в кварто-квинтовом — один. В схеме T–S–D–T между первым и вторым, третьим и четвёртым аккордом имеются общие ноты, а между вторым и третьем смешение минимальное. Играть можно от любого тона. Так же можно отрабатывать и другие схемы. Постепенно можно переходить к четырёх и пяти звучным аккордам. Септаккорды можно играть или с септимой сверху, а еще удобнее с секундой внизу, причем большая секунда — доминант септ, а малая секунда — большой септ (7+). Для нонаккорда берётся дополнительная нота между первой терцией, а секунды зависит от типа нонаккорда. Альтерированные тона меняются прямо в аккорде. Сложные комбинированные аккорды (11, 13, 15) практически не берутся (при огромном желании можно комбинировать с правой рукой).

Кроме клавиш, имеются инструменты управления, которые нужно нажимать свободными от игры руками. Аккорды нужно менять точно в нужном метре. Смена аккорда вне нужной доли (чуть раньше, или позже) звучит очень плохо. Синтезатор — всё-таки машина. Не надо от неё требовать невозможного. Это так же касается вступлений, переходов и окончаний. Необходимо точно выдерживать временную продолжительность вставки или вступления (у некоторых продвинутых инструментов переход зависит чётко от доли — первая доля усиленный, развёрнутый переход, а остальные доли упущенные). Концовку нужно нажимать точно с началом окончания: в противном случае при опоздании, хотя бы в одну шестнадцатую, машина доиграет до конца такта и только потом начнёт концовку.

При достаточном освоении автоаккомпанемента, можно переходить к игре двумя руками.

Для игры мелодии нужно чётко знать, что синтезатор — это не только фортепиано, пусть и с активными, в некоторых навороченных версиях взвешенно-молоточковыми, клавишами. Перед нами инструмент, использующий ВСЕ существующие тембры инструментов. Более того, есть инструменты, которых нет в природе, а возможности многих современных моделей позволяют, путём обработки звука, создавать абсолютно новые тембры. Конечно это весьма сложный процесс. Проще купить готовые банки звуков (страшно дорогое предприятие) или для личной работы скачать VST банк из интернета и пользоваться через MIDI системы. Но это уже дальняя перспектива. Для начала нужно представить природу необходимого тембра. Группу инструментов.

В синтезаторах это:

— Клавишные: фортепиано, клавесин, орган, аккордеон и т. п.

— Струнные: оркестр «STRING» (разные виды струнного состава), сольные (скрипка, альт, виолончель, контрабас и подобные этнические инструменты).

— Голос: разные виды хора (мужской, женский, детский, смешанный), сольные голоса.

— Гитары: классические, электрические, бас и контрабас (щипковый)

— Духовые: прямоточные (различные виды флейт), тростевые (гобой, фагот, кларнет и т. п.), медные (труба, валторна, тромбон, туба, разные виды ансамблей «BRASS»

— Ударные: звуковысотные (ксилофон, маримба, виброфон, колокола и т. п.), не звуковысотные (наборы ударных инструментов, привязанных к конкретным клавишам)

— Синтезаторы: подкладочные и сольные

— На продвинутых инструментах тембры пользователей (созданные самими или скаченные через MIDI)

Играя этими тембрами, всегда надо помнить природу звукообразования. Звук фортепиано зависит от силы удара (в синтезаторе от скорости velocity), а клавесин и тем более орган играют прямым звуком.

Ксилофон, клавесин, гитары и т. п. — звук короткий, щипковый. Смычковые, духовые, органы, аккордеон, хор — звук длящийся. Есть варианты: при помощи педали или спец эффекта продлить звучание фортепиано. В разумных приделах, как у акустического фортепиано, получается не плохо. Но нельзя пытаться тянуть звук как на органе — он всё равно заглохнет. Громкость регулируется, в малых пределах, силой (скоростью) нажатия клавиши. Все пианистические приёмы сохраняются. Всё разнообразие — в тембрах. При наличии sustain педали получается весьма реальное звучание.

При игре на органе или клавесине желательно, при возможности, отключать чувствительность клавиш или играть абсолютно ровным нажатием. В противном случае, клавесин будет нереально выразителен (как фортепиано). Может это и красиво, но неестественно. А орган может потерять ровность звучания. Для аккордеона чувствительность клавиш очень хорошо. Единственно, очень сложно управлять звуком на длинной ноте (нужна или дополнительная педаль громкости, как у электрооргана, или пользоваться регулировкой общей громкости инструмента, а это почти невозможно при игре с автоаккомпанементом. Аккордеонный аккомпанемент левой руки звучит неестественно, поэтому лучше использовать только как сольный инструмент.

При игре на смычковых необходимо избегать фортепианных штрихов. Нон легато, тенуто строго выдержано по длительности. Основные штрихи — легато и нон легато, причём в варианте де-та-ше (смычок в разные стороны), а это значит, звук, выдержанный по длине, расстояние между нот минимальное, атака одинаковая. По тому же принципу играют духовые. Звуки длинные, больше легато. Все длительности строго выдержаны. Стаккато только духовой вариант: репетиции, сигналы, ровные пассажи (двойной, тройной язык). В длинных нотах у смычковых и духовых, особенно медных, можно воспользоваться частотной модуляцией, если она есть на инструменте. В конце звучания ноты добавить небольшое частотное вибрато. Получается естественный красивый звук.

Подкладочные синтезаторные тембры лучше не использовать как соло. Они очень выровнены и размазаны по длительности, что очень хорошо для игры аккордами на легато. Очень хорошо подходят для подголосочного тембра. Сольные синтезаторные тембры можно использовать, как угодно. Очень хорошо звучат в смешанной паре с подкладочным, особенно если есть монофонические аналоговые тембры: верхний, глиссирующий на портаменто, тон на фоне ровного мягкого аккорда, создаёт очень эффектное звучание.

Использование банка ударных инструментов только для создания отдельных звуковых эффектов. Самому набрать партию барабанов очень сложно, практически невозможно. Можно использовать барабаны из стилей и накладывать другие ударные инструменты. Но это возможно только при студийной работе в много канальной записи. При живой игре это не сделать.

Если множества существующих тембров недостаточно, то можно попробовать создать собственный тембр (хотя уже создано столько звуков, что даже невозможно представить что-то новое). Если у инструмента есть функция редактирования звука, то можно поколдовать с изменением тембра (работа в принципе бесполезная, но очень захватывающая). Готовый новый звук можно загрузить в банк пользователя (это можно сделать и при помощи компьютера и бесконечных банков VST-инструментов).

Поняв природу инструментов, можно постепенно прийти к естественному, почти реальному звучанию.

Работа над мелодией и сопровождением ведется одновременно. Мелодия разучивается с учетом особенности инструментов. Для упрощения можно использовать партию ударных нужного стиля. А вот здесь самое интересное. Нужно решить в каком стиле играть пьесу. Оригинальных произведений для синтезатора не существует (специальные профессиональные композиции для кино, театра и пр. не в счёт: они написаны для конкретного инструмента и исполнителя и на другом инструменте и у другого исполнителя звучать не будут). А мы переделываем разные популярные пьесы. Можно, конечно, один в один сыграть любую пьесу, но смысл? Произведение написано для конкретного инструмента и любая смена тембра лучше его не сделает. Переложения или транскрипции — это всегда внесение чего-то нового. Выбрав пьесу, нужно представить, что хотим из неё сделать. Любую пьесу можно сыграть в любом стиле. Ограничение — только фантазия исполнителя. Более того — разучив пьесу в одном стиле, её можно попробовать в любом другом. Здесь даже нет ограничения на метр произведения. Для развития фантазии ученика можно попробовать засвинговать классическую тему, или даже перевести трёх дольную в четырёх. Как высший пилотаж, наложить пяти или семидольные размеры на стандартные трёх или четырёх дольные стили. Здесь есть свои хитрости, но всё исполнимо.

Прежде всего нужно расписать гармонию аккомпанемента. В современных изданиях эстрадной музыки обозначения аккордов проставляется заранее (одна тонкость: если гармонизация при редактировании печатного текста проводится компьютером в автоматическом режиме, а не лично музыкантом редактором, то часто аккорд записывается в реальном виде, по конкретной на данный момент вертикали и получается «страшная» джазовая формула комбинированного аккорда, которую инструмент просто не сможет воспроизвести — надо упрощать). Затем необходимо разбить пьесу на составные части: вступление, куплеты, проигрыши, концовки и т. п. Необходимо решить — использовать оригинальное вступление пьесы, если оно есть, или использовать вступление, имеющееся в инструменте. При наличии нескольких куплетов можно менять тембры и варианты стиля. Продвинутые инструменты имеют до четырёх различных вариантов вступлений, тембров, переходов и окончаний на каждый стиль. При наличии возможности предварительных заготовок термов, можно заранее подготовить набор звуков для каждой часть пьесы. На некоторых инструментах имеется функция заготовок на каждый стиль (OTS). Здесь предусмотрены заводские заготовки на все элементы стиля: различные варианты вступлений, основных частей и тембров, подкладок и пр. Это очень удобно и упрощает подготовительную работу. В более простых моделях необходимо заранее продумать возможности переключения различных параметров.

Разучивание начинается в медленных темпах. Сначала мелодия под одни барабаны. Потом подключаем оркестр (гармонию). Разучивать можно в медленных темпах отдельными кусками, вплоть до отдельных тактов. Постепенное увеличение темпа и удлинение эпизода. Между куплетами и отдельными эпизодами можно вставлять переходы. При наличии отдельного перехода и вариантов стиля, можно нажимать одновременно переход и вариант. Это звучит очень эффектно. При достижении реального темпа можно попробовать поэкспериментировать с другими стилями. Постепенно можно найти лучший вариант.

При наличии навыка игры по слуху, можно с ходу играть интересные композиции. Если у инструмента есть многоканальная запись, то можно использовать, как заготовки, заранее записанные подголоски.

При использовании инструмента в ансамбле, можно использовать все возможности инструмента. В домашних условиях — это удобный малогабаритный инструмент, который позволяет максимально заниматься любимым творчеством. В дальнейшем, при желании, можно использовать возможности компьютера для создания многоканальной музыки и не обязательно для этого иметь профессиональную студию. Имеющихся редакторских программ и банков VST инструментов вполне достаточно для создания вполне приличной музыки. Но для этого необходимо в совершенстве освоить средне продвинутый синтезатор. Каждый музыкант может дома использовать маленький оркестр.

Основные термины (генерируются автоматически): инструмент, MIDI, VST, аккорд, синтезатор, звук, стиль, тембр, противный случай, реальное звучание.


Задать вопрос