Психологическая готовность беременных женщин к материнству | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 215 раз

Библиографическое описание:

Митина, Г. В. Психологическая готовность беременных женщин к материнству / Г. В. Митина, А. К. Нугуманова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 346-347. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99378/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлены анализ и обсуждение результатов различий в психологической готовности к материнству беременных женщин прошедших и не прошедших психологическую подготовку к рождению ребенка.

Ключевые слова: беременные женщины, материнство, психологическая готовность, рождение ребенка.

Проблема материнства в последнее время обретает все более выраженный характер. Возрастает число женщин, имеющих трудности в формировании материнской сферы и вследствие этого отказывающихся от своих новорожденных детей, неспособных дать ребенку чувство эмоционального комфорта, окружить атмосферой любви и безусловного принятия, необходимых для его полноценного развития. На готовность к материнству сказываются более поздний возраст вступления в брак, установки на уменьшение количества детей в семье, карьерные устремления женщин. В связи с этим обстоятельствами актуальным является изучение особенностей психологической готовности к материнству беременных женщин, т. к. именно она оказывает влияние на поведение женщины во время беременности, настрой на роды и дальнейшее взаимодействие с ребенком после его рождения и др.

Исследованием особенности психологического состояния женщины во время беременности, динамикой этих состояний, связанных с успешностью ее адаптации к материнству занимались В. В. Болучевская, Л. Н. Гридняева, И. В. Добряков, К. А. Емельянова, И. В. Крючкова, Г. Г. Филиппова и др.

Беременность — это сложный физиологический процесс, происходящий в организме женщины. Во время беременности происходит перестройка организма, функциональные системы и органы начинают работать по-другому. Эмоциональные состояния беременных подвержены установленной динамике. В первом триместре у беременных актуализируются и остро ощущаются вопросы с собственной матерью, мужем, другими объектами привязанности. Во втором и третьем триместрах возникает довольно проявленное избегание неприятных эмоций, актуальными становятся страх перед родами и своей некомпетентности в послеродовом периоде. В начале третьего триместра обнаружен синдром «обустройства гнезда», который выражается в усиленной активности, цели разрешить имеющиеся вопросы. Психоэмоциональное состояние женщины в период беременности, может оказывать большое влияние на формирование отношения женщины к ребенку и к себе как к маме, а также на благополучность протекания самой беременности [5].

Психологическая готовность к материнству — это особое личностное образование, центром которого является субъект-субъектное отношение к еще не родившемуся ребенку [1]. Психологическая готовность к материнству формируется под влиянием биологических, социальных и психологических факторов. Как было показано во многих исследованиях, дальнейшее поведение женщины после рождения ребенка, ее способность обеспечить ребенку чувство эмоционального комфорта напрямую связаны с психологической готовностью женщины к материнству [3, 4]. Работа по психологической подготовке беременных к рождению ребенка оказывает влияние на уровень психологической готовности к материнству.

Для создания благоприятных психологических условий развития ребенка и исключения проявлений девиантного материнства необходима социально-психологическая подготовка беременных женщин к материнству, к выработке позитивной мотивации беременности, вынашивания и рождения ребенка, формирование у них готовности к созданию здоровой семьи [2].

Нами проведено эмпирическое исследование особенностей психологической готовности к материнству беременных женщин прошедших и не прошедших психологическую подготовку к рождению ребенка. В исследовании приняли участие 60 беременных женщин в возрасте 22–30 лет.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы методики: м етодика САН (В. А. Доскин), опросник Г. Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний», Тест отношений беременной– ТОБ(б) (И. В. Добряков), тест «Фигуры» (Брутман В. И. и др.).

Статистическая обработка полученных результатов была осуществлена на персональном компьютере с использованием программы «Statistica 10.0».

По шкале «Самочувствие» «САН (Методика и диагностика самочувствия, активности, настроения), разработанной В. А. Доскиным выявлены достоверные различия. Критические значения: p≤0.05 tкр=2,0; p≤0.01 tкр=2,66; tэмп = 4,8. Оценивая результаты методики САН по шкале «Самочувствие» женщины, посещавшие курсы по психологической подготовке к рождению ребенка, описывают свое самочувствие более позитивно, по сравнению с женщинами, не посещавшими подобные курсы. В качестве характеристик своего состояния женщины, посещавшие курсы, отмечают хорошее самочувствие, хорошую работоспособность, желание совершать прогулки, выполнять физические упражнения для беременных.

По шкале «Активность» методики САН (В. А. Доскин) выявлены достоверные различия. Критические значения: p≤0.05 tкр=2,0; p≤0.01 tкр=2,66; tэмп=5,0. Свое состояние активности женщины, посещавшие курсы, характеризуют как желание действовать, взволнованность, увлеченность, возбужденность и т. д. По шкале «Настроение» методики САН (В. А. Доскин) выявлены достоверные различия. Критические значения: p≤0.05 tкр=2,0; p≤0.01 tкр=2,66; tэмп=4,7. Настроение у женщин, посещавших подготовительные курсы имеет более высокие показатели. Женщины, посещавшие курсы по психологической подготовке к родам, демонстрируют более положительное настроение и лучшее самочувствие, чем женщины, не посещавшие подобные курсы. У женщин, не посещавших курсы по психологической подготовке к родам, отмечается снижение настроения, что проявляется в придирчивости, мелочной критичности, провоцировании конфликтов с окружающими людьми, в также отрицательное отношение к изменениям в собственном организме и недовольством отношением окружающих, с обвинением в плохом самочувствии развивающийся плод.

По шкале «Тревожность» методики Г. Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний» критические значения: p≤0.05 tкр=2,0; p≤0.01 tкр=2,66; tэмп=2,4. По шкале «Фрустрация» методики Г. Ю. Айзенка «Самооценка психических состояний» критические значения: p≤0.05 tкр=2,0; p≤0.01 tкр=2,66; tэмп=2,5. По шкале «Агрессивность» критические значения: p≤0.05 tкр=2,0; p≤0.01 tкр = 2,66; tэмп = 2,1. По шкале «Ригидность» критические значения: p≤0.05 tкр = 2,0; p≤0.01 tкр=2,66; tэмп=2,7. Для женщин, не посещавших курсы по психологической подготовке к рождению ребенка характерен более высокий уровень тревожности. Для женщин, посещавших курсы по психологической подготовке к рождению ребенка характерен адекватный уровень тревожности, это обусловлено тем, что в процессе занятий ими получаются сведения о ходе внутриутробного развития ребенка, возможных отклонениях от нормы, порядке действий в той или иной ситуации, получая сведения дозированно, имея возможность проговорить свои переживания со специалистом, у женщин формируется адекватное отношение к рождению ребенка.

По методике «Тест отношений беременной — ТОБ(б)» (И. В. Добряков) выявлены достоверные различия по шкалам «Оптимальный» (t Эмп =31,9), «Гипогестогнозический» (t Эмп =6,2), «Эйфорический» (t Эмп =3,2), «Тревожный» (t Эмп =4,9). Для женщин, прошедших психологическую подготовку к рождению ребенка характерен оптимальный тип отношения к беременности. Указанный тип отмечается у женщин, которые относятся к своей беременности ответственно, при этом не испытывая излишней тревоги. Такое отношение характерно в гармоничных семьях, где ребенок является желанным.

По методике «Фигуры» (Брутман В. И. и др.) t Эмп =8,9. Для беременных женщин, прошедших психологическую подготовку к рождению ребенка характерно адекватное материнское отношение к ребенку как субъекту, а не объекту, адекватная ценность ребенка с оптимальным балансом ценностей из других потребностно-мотивационных сфер, а также адекватный тип переживания беременности. Таким образом, очень важно рассматривать беременность не только в аспекте способности обеспечения условий для благоприятного развития ребенка, но и как важный компонент развития личности женщины, этап ее личностного развития и становления, т. к. во время беременности происходит изменение всех сторон жизни женщины, происходят глубокие изменения самосознания, трансформация ценностно-смысловых составляющих и пр. На основе полученных результатов нами разработаны рекомендации по формированию готовности к материнству беременных женщин.

Литература:

  1. Гаврилова А. М., Пеньков В. Е. Психологическая готовность к материнству // Вестник научных конференций. 2020. № 3–2 (55). С. 58–60.
  2. Добряков И. В. Перинатальная психология. СПб.: Питер, 2010. 234 с.
  3. Емельянова К. А. Понятие психологической готовности к материнству // Актуальные вопросы и достижения современной науки. Материалы Международной (заочной) НПК. 2020. С. 141–144.
  4. Сафиянова А. Ф., Маринина А. Е. Психологическая готовность девушек к материнству // Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 67–2. С. 321–324.
  5. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2012. 240 с.
Основные термины (генерируются автоматически): рождение ребенка, психологическая подготовка, психологическая готовность, время беременности, женщина, курс, материнство, ребенок, шкала, эмоциональный комфорт.


Похожие статьи

Механизмы психологической защиты женщин во время беременности

В статье представлен обзор психологической литературы по вопросу механизмов психологической защиты женщин во время беременности. Представлены различные взгляды авторов на проблему психологической защиты, выделены психологические факторы, влияющие на ...

Значимость и актуальность исследования психологической готовности к семейной жизни в юношеском возрасте

В статье обозначена важность изучения психологической готовности к семейной жизни в юношеском возрасте, а также значимость и способы ее формирования. Также раскрывается содержание психологической готовности к браку, ее компоненты и основные трудности...

Психологическое состояние женщины в период беременности

Данная статья знакомит читателей с отечественными исследованиями в изучении психологического состояния женщины в период беременности.

Результаты исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста

Статья посвящена анализу по результатам исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста. Нами было организовано эмпирическое исследование психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста за с...

Оценка психологического статуса женщины после вынужденного прерывания беременности на поздних сроках

В данной публикации рассматривается психологический статус женщин после вынужденного прерывания беременности на поздних сроках, дается его оценка и анализ c помощью анкетирования и короткого интервью.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Предпосылки возникновения эмоционального выгорания у женщин, находящихся в декретном отпуске

В статье автор исследует влияние психического состояния женщины, находящейся в декретном отпуске, и также влияние степени готовности к новой роли материнства на развитие эмоционального выгорания.

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии

В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имею...

Влияние алкогольной зависимости родителей на развитие парентификации у детей

В статье проанализировано влияние алкоголизма родителей на развитие парентификации. Рассмотрены причины возникновения парентификации в семьях алкоголиков. Выделены особенности парентифицированных детей из семьи алкоголиков.

Похожие статьи

Механизмы психологической защиты женщин во время беременности

В статье представлен обзор психологической литературы по вопросу механизмов психологической защиты женщин во время беременности. Представлены различные взгляды авторов на проблему психологической защиты, выделены психологические факторы, влияющие на ...

Значимость и актуальность исследования психологической готовности к семейной жизни в юношеском возрасте

В статье обозначена важность изучения психологической готовности к семейной жизни в юношеском возрасте, а также значимость и способы ее формирования. Также раскрывается содержание психологической готовности к браку, ее компоненты и основные трудности...

Психологическое состояние женщины в период беременности

Данная статья знакомит читателей с отечественными исследованиями в изучении психологического состояния женщины в период беременности.

Результаты исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста

Статья посвящена анализу по результатам исследования особенностей психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста. Нами было организовано эмпирическое исследование психических состояний матерей младенцев и детей раннего возраста за с...

Оценка психологического статуса женщины после вынужденного прерывания беременности на поздних сроках

В данной публикации рассматривается психологический статус женщин после вынужденного прерывания беременности на поздних сроках, дается его оценка и анализ c помощью анкетирования и короткого интервью.

Педагогические условия развития гендерной идентичности у детей седьмого года жизни

В статье рассматривается проблема развития гендерной идентичности детей седьмого года жизни, выделяются педагогические условия организации работы по развитию гендерной идентичности.

Предпосылки возникновения эмоционального выгорания у женщин, находящихся в декретном отпуске

В статье автор исследует влияние психического состояния женщины, находящейся в декретном отпуске, и также влияние степени готовности к новой роли материнства на развитие эмоционального выгорания.

Психологическое благополучие матери в многодетной семье

Статья посвящена представлению результатов исследования взаимосвязи психологических особенностей многодетных матерей с уровнем их психологического благополучия в семье.

Факторы, способствующие развитию признаков эмоционального выгорания матерей, воспитывающих ребенка с тяжелыми формами аллергии

В статье поднимается проблема эмоционального выгорания матерей. Приводятся результаты исследования эмоционального состояния и личностных особенностей как факторов, ведущих к развитию признаков эмоционального выгорания у особой категории матерей, имею...

Влияние алкогольной зависимости родителей на развитие парентификации у детей

В статье проанализировано влияние алкоголизма родителей на развитие парентификации. Рассмотрены причины возникновения парентификации в семьях алкоголиков. Выделены особенности парентифицированных детей из семьи алкоголиков.

Задать вопрос