Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 315 раз

Библиографическое описание:

Ляднов, Н. Д. Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки / Н. Д. Ляднов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 170-172. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99383/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня ёё сформированности.

Ключевые слова: педагогика, информационные технологии, дистанционное обучение.

XXI век отличается активным внедрением IT-технологий в сферу образования, массовой компьютеризацией, развитием современных информационных технологий. В связи с этим в современной сфере образования и обучения все чаще требуются высококвалифицированные сотрудники, обладающие способностью профессионально использовать высокотехнологичное оборудование и современные технические средства в своей профессиональной деятельности.

На сегодняшний день нет достаточно четкого, устоявшегося определения понятия «информационная компетентность». Развитие современного технологического общества постоянно вносит изменения в понимание информационной составляющей нашей жизни.

Понятие «компетентность» и«компетенция» в научных источниках, посвящённых образованию, изучают, анализируют и обосновывают авторы педагогической науки на протяжении многих лет [1,5]. B своих исследованиях через понятие «компетентность» они описывают процесс обучения, интегрируют типовые признаки и устанавливают связь c различными дидактическими положениями. A. B. Xyтopcкoй, Л. H. Xyтopcкaя в своих трудах, раскрывая понятие «компетентность», пришли к заключению, что его «характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция — некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, a компетентность — уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» [2]. B научно-педагогических исследованиях решать задачу объяснения понятий «компетентность» и «компетенция», классификации компетентностей будут ещё долгое время, так как понятие — это результат некоторого этапа в развития наших знаний и представлений o педагогических явлениях в новой ветви образования.

Исследуемая компетентность педагога сегодня стала центром особого внимания. Проблема формирования информационно-компетентного специалиста, обладающего высокой конкурентоспособностью на современном рынке труда, касается, в первую очередь, педагога, его собственных достижений и способностей в этой области, так как он является первоисточником, управляющим, куратором в деле формирования информационный компетентности будущих специалистов различных областей.

Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определить его на современном этапе развития педагогических наук остается затруднительно. В литературе встречаются два подхода к определению информационной компетентности в наше время. Первый из них базируется только на использовании компьютерных средств во время работы с информацией. Второй характеризирует информационную компетентность как одно из ключевых качеств личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, переработки, усвоения, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств [8]. Следует отметить, что второй подход к определению информационной компетентности более правильный для современного общества, т. к. существует много процессов, где человек работает с информацией без использования компьютерных средств, но компьютерные технологии занимают все большее значение в процессах обработки, передачи и хранения информации.

Изучив литературы, можно выделить следующие компетенции, которые являются неотъемлемыми частями информационной компетентности в целом:

1) когнитивная компетенция — включает в себя ход рассмотрения, обработки, извлечения, передачи, моделирования, предоставления, отбора и сохранения данных. Другими словами — правильное использование данных в профессиональной деятельности;

2) мотивационная компетенция — формирование мотивационных ценностей, выражение заинтересованности к овладению и применению данных, содействующее расширению познаний, самосовершенствованию личности, а в следствии и передаче средства познаний;

3) технологическая компетенция выражается в деятельности с данными с помощью информативных технологий. Информационные технологии становятся основным орудием работы с данными;

4) рефлексивная компетенция это — понимание и оценка персоны, воздействие на суждение остальных. Данный элемент содействует осознанию собственного направления в информативном мире, происходит саморегулирование профессиональной работы — многосторонний анализ итогов [4].

Анализ различных трактовок понятия «информационная компетентность» позволил рассмотреть и сформулировать основополагающее для нашего исследования понятие «информационная компетентность будущего педагога» , которое мы трактуем как сложное непрерывное системное образование, отражающее интеграцию знаний о современных информационных технологиях и особенностях их применения в образовательном процессе, формирование профессионально-личностных качеств педагога, готовность специалиста к рефлексии.

«Развитие информационной компетентности будущего педагога» будем рассматривать как специально организованный непрерывный педагогический процесс формирования знаний, умений и профессионально-личностных качеств, для решения профессиональных задач.

Таблица 1

Уровни сформированности информационной компетентности

Уровень

Характеристика уровня информационной компетентности

Когнитивный

блок

Мотивационный

блок

Технологический

блок

Рефлексивный

блок

Низкий

Педагог не видит необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ

Мотивация — отсутствует

Уровень работы на компьютере — нулевой

Отсутствует способность к рефлексии в области информационной компетентности

Начальный

Технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных затрат

Педагогам данной группы необходимо повышение мотивации, она либо отсутствует, либо находится на низком уровне

Уровень работы на компьютере — начальный. Способен выполнять простые задачи при помощи компьютера

Не склоны к критическому осмыслению применения информационных технологий в профессиональной деятельности

Достаточный

ИКТ позволяют реализовать свой индивидуальный стиль преподавательской деятельности и личный профессиональный рост

Мотивация — высокая. Существует потребность в непрерывном развитии информационной культуры

Уровень работы на компьютере — базовый. Есть успешные попытки внедрения технологий в воспитательно-образовательный процесс

Достигнув определенного уровня информационной компетентности, склонны не замечать те проблемы, которые могут нарушить состояние спокойствия и мнимой устойчивости их деятельности

Высокий

Существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем информационной компетентности педагога

Мотивация — высокая. Педагог готов постоянно к самообучению и следит за актуальными средствами информатизации

Уровень работы на компьютере — уверенный пользователь. ИКТ является постоянной частью педагогической работы

Характеризуются высокой степенью осмысления трудностей педагогической деятельности с использованием ИКТ. Он понимает требования к информационному уровню подготовки. Реально оценивает систему собственных знаний, умений и навыков

Деятельность педагога имеет особую специфику, связанную с профессионально-педагогическим характером. Подготовка такого рода специалистов должна базироваться не только на освоении стандартных программ и программных пакетов для повседневной жизни, участия в общении, в различных социальных группах, проведения занятий с использованием ИКТ, но и на изучении прикладных продуктов информационных технологий, позволяющих грамотно проектировать образовательную среду и наполнять ее современным содержанием. Речь идет о подготовке будущих педагогов и к компьютерному моделированию, которая основана на деятельности, объединяющей как проектирование образовательного пространства, так и моделирование производственных процессов с применением информационных технологий.

Учитывая вышесказанное, формирование информационной компетентности на современном этапе развития образования следует рассматривать как одну из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе.

Литература:

1. Шамсутдинова Т. М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования /Открытое образование, 2013. № 6.

2. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя средствами инновационных технологий: дис. канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. Армавир, 2002. — 169 с.

3. Пашенцева И. Т. Формирование профессионального сознания в рамках учебного процесса (естественно-гуманитарный подход): монография. — Курск: КГУ, 2016. — 407 с

4. Абдуллаева С. А. Применение инноваций в образовании как требование времени // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. No 3 (16). С. 11–14.

5. Монахова Л. Ю. Обучение противостоянию агрессивной коммуникации в киберпространстве // Человек и образование. –2019. — No 1 (58).–С.42–46.

Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, уровень работы, профессиональная деятельность, будущий педагог, ИКТ, педагогическая деятельность, средство, уровень.


Похожие статьи

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе

В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности...

Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования

В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...

Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты

В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования

В статье автор рассматривает взаимосвязь информационного и образовательного пространства, актуальность развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в профессиональную подготовку буду...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Похожие статьи

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Современные подходы в образовании будущих дизайнеров в процессе формирования профессиональных и первичных способностей

В данной научной статье выявлены и рассмотрены задачи педагогического обучения молодых дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной и профессиональной деятельности.

Развитие коммуникативной компетентности будущего учителя

В статье рассматривается изучение и обоснование применение педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих учителей педагогических специальностей в процессе профессиональной подготовки.

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе

В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности...

Понятие и роль профессиональных компетенций в процессе обучения студентов среднего профессионального образования

В статье автором освещены некоторые из подходов к понимаю профессиональной компетенции научного сообщества и действующего законодательства. Автор акцентирует внимание на том, что компетентный подход в образовании играет ведущую роль, что находит свое...

Формирование языковой компетенции обучающихся на современном этапе: методико-технологические аспекты

В статье автор определяет содержательно-смысловое наполнение понятия «языковая компетенция обучающихся», а также описывает методико-технологические аспекты ее формирования в условиях современной школы.

Особенности личностно ориентированного образования в вузе: формы реализации, особенности, проблемы

Автор представляет обзорную статью в виде реферата, затрагивающую вопросы личностно-ориентированного подхода в обучении студентов высших учебных заведений.

Развитие медиакомпетенции студентов педагогического вуза в теории и практике профессионального образования

В статье автор рассматривает взаимосвязь информационного и образовательного пространства, актуальность развития медиакомпетентности студентов педагогического вуза. Автор обосновывает необходимость внесения изменений в профессиональную подготовку буду...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Задать вопрос