В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня ёё сформированности.
Ключевые слова: педагогика, информационные технологии, дистанционное обучение.
XXI век отличается активным внедрением IT-технологий в сферу образования, массовой компьютеризацией, развитием современных информационных технологий. В связи с этим в современной сфере образования и обучения все чаще требуются высококвалифицированные сотрудники, обладающие способностью профессионально использовать высокотехнологичное оборудование и современные технические средства в своей профессиональной деятельности.
На сегодняшний день нет достаточно четкого, устоявшегося определения понятия «информационная компетентность». Развитие современного технологического общества постоянно вносит изменения в понимание информационной составляющей нашей жизни.
Понятие «компетентность» и«компетенция» в научных источниках, посвящённых образованию, изучают, анализируют и обосновывают авторы педагогической науки на протяжении многих лет [1,5]. B своих исследованиях через понятие «компетентность» они описывают процесс обучения, интегрируют типовые признаки и устанавливают связь c различными дидактическими положениями. A. B. Xyтopcкoй, Л. H. Xyтopcкaя в своих трудах, раскрывая понятие «компетентность», пришли к заключению, что его «характеризует опытное овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция — некоторое отчуждённое, наперёд заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, a компетентность — уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере» [2]. B научно-педагогических исследованиях решать задачу объяснения понятий «компетентность» и «компетенция», классификации компетентностей будут ещё долгое время, так как понятие — это результат некоторого этапа в развития наших знаний и представлений o педагогических явлениях в новой ветви образования.
Исследуемая компетентность педагога сегодня стала центром особого внимания. Проблема формирования информационно-компетентного специалиста, обладающего высокой конкурентоспособностью на современном рынке труда, касается, в первую очередь, педагога, его собственных достижений и способностей в этой области, так как он является первоисточником, управляющим, куратором в деле формирования информационный компетентности будущих специалистов различных областей.
Понятие «информационная компетентность» достаточно широкое и определить его на современном этапе развития педагогических наук остается затруднительно. В литературе встречаются два подхода к определению информационной компетентности в наше время. Первый из них базируется только на использовании компьютерных средств во время работы с информацией. Второй характеризирует информационную компетентность как одно из ключевых качеств личности, являющееся результатом отражения процессов отбора, переработки, усвоения, трансформации и генерирования информации в особый тип предметно-специфических знаний, позволяющее вырабатывать, принимать, прогнозировать и реализовывать оптимальные решения в различных сферах деятельности с возможным использованием технологических средств [8]. Следует отметить, что второй подход к определению информационной компетентности более правильный для современного общества, т. к. существует много процессов, где человек работает с информацией без использования компьютерных средств, но компьютерные технологии занимают все большее значение в процессах обработки, передачи и хранения информации.
Изучив литературы, можно выделить следующие компетенции, которые являются неотъемлемыми частями информационной компетентности в целом:
1) когнитивная компетенция — включает в себя ход рассмотрения, обработки, извлечения, передачи, моделирования, предоставления, отбора и сохранения данных. Другими словами — правильное использование данных в профессиональной деятельности;
2) мотивационная компетенция — формирование мотивационных ценностей, выражение заинтересованности к овладению и применению данных, содействующее расширению познаний, самосовершенствованию личности, а в следствии и передаче средства познаний;
3) технологическая компетенция выражается в деятельности с данными с помощью информативных технологий. Информационные технологии становятся основным орудием работы с данными;
4) рефлексивная компетенция это — понимание и оценка персоны, воздействие на суждение остальных. Данный элемент содействует осознанию собственного направления в информативном мире, происходит саморегулирование профессиональной работы — многосторонний анализ итогов [4].
Анализ различных трактовок понятия «информационная компетентность» позволил рассмотреть и сформулировать основополагающее для нашего исследования понятие «информационная компетентность будущего педагога» , которое мы трактуем как сложное непрерывное системное образование, отражающее интеграцию знаний о современных информационных технологиях и особенностях их применения в образовательном процессе, формирование профессионально-личностных качеств педагога, готовность специалиста к рефлексии.
«Развитие информационной компетентности будущего педагога» будем рассматривать как специально организованный непрерывный педагогический процесс формирования знаний, умений и профессионально-личностных качеств, для решения профессиональных задач.
Таблица 1
Уровни сформированности информационной компетентности
Уровень |
Характеристика уровня информационной компетентности |
|||
Когнитивный блок |
Мотивационный блок |
Технологический блок |
Рефлексивный блок |
|
Низкий |
Педагог не видит необходимости в решении педагогических задач с привлечением ИКТ |
Мотивация — отсутствует |
Уровень работы на компьютере — нулевой |
Отсутствует способность к рефлексии в области информационной компетентности |
Начальный |
Технологии настолько разнообразны и динамичны, что требуют больших временных затрат |
Педагогам данной группы необходимо повышение мотивации, она либо отсутствует, либо находится на низком уровне |
Уровень работы на компьютере — начальный. Способен выполнять простые задачи при помощи компьютера |
Не склоны к критическому осмыслению применения информационных технологий в профессиональной деятельности |
Достаточный |
ИКТ позволяют реализовать свой индивидуальный стиль преподавательской деятельности и личный профессиональный рост |
Мотивация — высокая. Существует потребность в непрерывном развитии информационной культуры |
Уровень работы на компьютере — базовый. Есть успешные попытки внедрения технологий в воспитательно-образовательный процесс |
Достигнув определенного уровня информационной компетентности, склонны не замечать те проблемы, которые могут нарушить состояние спокойствия и мнимой устойчивости их деятельности |
Высокий |
Существует непосредственная связь между успешностью педагогической деятельности и уровнем информационной компетентности педагога |
Мотивация — высокая. Педагог готов постоянно к самообучению и следит за актуальными средствами информатизации |
Уровень работы на компьютере — уверенный пользователь. ИКТ является постоянной частью педагогической работы |
Характеризуются высокой степенью осмысления трудностей педагогической деятельности с использованием ИКТ. Он понимает требования к информационному уровню подготовки. Реально оценивает систему собственных знаний, умений и навыков |
Деятельность педагога имеет особую специфику, связанную с профессионально-педагогическим характером. Подготовка такого рода специалистов должна базироваться не только на освоении стандартных программ и программных пакетов для повседневной жизни, участия в общении, в различных социальных группах, проведения занятий с использованием ИКТ, но и на изучении прикладных продуктов информационных технологий, позволяющих грамотно проектировать образовательную среду и наполнять ее современным содержанием. Речь идет о подготовке будущих педагогов и к компьютерному моделированию, которая основана на деятельности, объединяющей как проектирование образовательного пространства, так и моделирование производственных процессов с применением информационных технологий.
Учитывая вышесказанное, формирование информационной компетентности на современном этапе развития образования следует рассматривать как одну из приоритетных задач профессиональной подготовки будущего специалиста в вузе.
Литература:
1. Шамсутдинова Т. М. Формирование профессиональных компетенций студентов в контексте информатизации высшего образования /Открытое образование, 2013. № 6.
2. Зайцева, О. Б. Формирование информационной компетентности будущего учителя средствами инновационных технологий: дис. канд. пед. наук / О. Б. Зайцева. Армавир, 2002. — 169 с.
3. Пашенцева И. Т. Формирование профессионального сознания в рамках учебного процесса (естественно-гуманитарный подход): монография. — Курск: КГУ, 2016. — 407 с
4. Абдуллаева С. А. Применение инноваций в образовании как требование времени // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. No 3 (16). С. 11–14.
5. Монахова Л. Ю. Обучение противостоянию агрессивной коммуникации в киберпространстве // Человек и образование. –2019. — No 1 (58).–С.42–46.