В статье рассматриваются особенности функционирования отдела мониторинга и сопровождения региональных проектов департамента — Регионального проектного офиса Правительства Республики Башкортостан. Анализируются проблемы, возникающие при осуществлении мониторинга реализации национальных проектов данным структурным подразделением.
Ключевые слова: национальные проекты, Республика Башкортостан, мониторинг, проблемы.
The article discusses the features of the functioning of the department for coordinating special projects of the department — the Regional Project Office of the Government of the Republic of Bashkortostan. The problems that arise when monitoring the implementation of national projects by this structural unit are analyzed.
Keywords: national projects, Republic of Bashkortostan, monitoring, problems.
Национальные проекты — это инструмент достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации, имеющие приоритетное значение в рамках конкретного временного периода, требующих для реализации значительных материальных затрат и организационных ресурсов. Сегодня в нашей стране действуют 13 Национальных проектов [1], имеющих под собой программно-целевую основу, реализация которых должна завершиться до конца 2024 года. Главная управленческая задача Национальных проектов — это рациональное распределение бюджетных средств на разных уровнях государственного управления, эффективное развитие отстающих территорий с помощью реализации прямого вертикального управления. Оценка результативности Национальных проектов проводится на основе анализа достижения (или не достижения) определённых индикаторов, целевых показателей, закрепленных в программных документах.
Несмотря на то, что формально Национальные проекты — это федеральная инициатива, реализуемая в рамках майских указов 2018 года [2], главными их исполнителями выступают региональные власти. Более того, согласно Методическим указаниям [3], ответственность за реализацию и мониторинг национальных проектов на местах закреплена за исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Одним из подобных органов региональной исполнительной власти в Башкортостане является Отдел мониторинга и сопровождения региональных проектов департамента — Регионального проектного офиса при Правительстве РБ, который является структурным подразделением Аппарата Правительства Республики Башкортостан.
Данное структурное подразделение функционирует под руководством первого заместителя Премьер-министра Правительства РБ на основе действующих нормативно-правовых актов Российской Федерации и Республики Башкортостан. Отдел обеспечивает реализацию полномочий Правительства Республики Башкортостан, Руководителя Аппарата Правительства РБ в соответствии с распределением обязанностей в Правительстве Республики Башкортостан [4].
Основные задачи отдела заключаются в сопровождении реализации Национальных проектов на территории региона, в обеспечении взаимодействия с федеральными органами исполнительной власти в рамках реализации данных проектов, а также в проведении мониторинга и оценки результатов Национальных проектов за отчетный период.
Отдел формирует рабочие группы для выработки сложных межфункциональных и (или) межведомственных решений по задачам своей деятельности; осуществляет подготовку отчетных документов в рамках своей юрисдикции; координирует взаимодействие участников и исполнителей процессов выполнения задач в рамках программно-целевых мероприятий; осуществляет координацию деятельности органов власти Башкортостана в части информационного сопровождения реализации нацпроектов; обеспечивает проверку исполнения решений Главы Республики Башкортостан, Правительства Республики Башкортостан, Премьер-министра Правительства Республики Башкортостан по реализации региональных проектов и принятия мер по устранению выявленных недостатков.
Деятельность отдела осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства Республики Башкортостан, Положением об Аппарате Правительства Республики Башкортостан, Положением о Департаменте — Региональном проектом офисе Правительства Республики Башкортостан, настоящим положением, инструкциями по делопроизводству, другими правовыми актами. Свою деятельность отдел осуществляет во взаимодействии с другими структурными подразделениями Аппарата Правительства Республики Башкортостан, республиканскими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления Республики Башкортостан, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти в Республике Башкортостан.
Следует выделить основные особенности мониторинговых мероприятий по анализу результативности выполнения постеленных задач в рамках Национальных проектов в Башкортостане:
- В Республике под управлением Отдела организуются временные группы, либо постоянные проектные комитеты, призванные вести анализ реализации нацпроектов в отчетном периоде на территории конкретного муниципального образования;
- По решению Правительства РБ главы муниципалитетов несут персональную ответственность за выполнение задач, поставленных перед муниципальными районами в рамках нацпроектов;
- Отдел проводит мониторинг данных по выполнению, либо не выполнению целевых показателей в рамках нацпроектов по муниципалитетам Республики (эти данные предоставляются администрациями муниципальных образований непосредственно в Департамент);
- Отдел по результатам анализа представленных данных совместно с администрациями муниципалитетов формируется сводные отчеты (ежемесячно и ежегодно). По результатам этих отчетов в Правительстве принимаются дальнейшие управленческие решения.
Таким образом, при анализе было выявлено, что Отдел имеет очень тесную взаимосвязь с муниципальными властями, а иногда очень сильно зависит от принимаемых на местах решений, а также от достоверности предоставляемой муниципалитетами информации. Данное обстоятельство создает проблемы в рамках реализации основных целей функционирования Отдела в тех муниципалитетах, где отсутствуют постоянные комитеты по реализации проектной деятельности.
Рассмотрим некоторые итоги проведения мониторинга исполнения задач по нацпроектам в Республике Башкортостан. Так, Отделом по результатам анализа данных за 2021 год было выявлено, что значительная доля средств, выделяемых для выполнения поставленных программных мероприятий, составляют расходы, осуществляемые и ранее, но не имеющие под собой проектных оснований. Так, за девять месяцев 2021 года были исполнены те расходы на реализацию задач из НП, которые были выделены еще в 2018 году до внедрения непосредственных программных мероприятий, а сам процесс финансирования до внедрения системы НП осложнялся бюрократическими проволочками. В результате можно заключить, что внедрение института Национальных проектов позволило реализовать те мероприятия, которые, запланированные еще в прошлые годы, небыли завершены из-за разного рода управленческих проблем, так как нацпроекты, обладающие большими контрольными и организационными возможностями, оказались особенно актуальны в кризисный коронавирусный период.
В ходе анализа было выявлено, что в Республике Башкортостан за 2021 год расходы по Национальным проектам, признанным отстающими в прошлом отчетном периоде, были реализованы со значительным опережением сроков [5]. Этому способствовали результаты мониторинга реализации НП в 2020 году и последовавшие за ними организационные выводы. Так, в числе подобных программно-целевых документов планирования следует отметить: НП «Цифровая экономика» (в особенности развитие цифровизации государственного управления), «Производительность труда и поддержка занятости», «Международная кооперация и экспорт».
По результатам анализа реализации НП в 2021 году было принято решение об увеличении бюджетного финансирования на некоторые проекты в 2022 году. В целом, к данному решению по многим проектам не возникает вопросов, но следует выделить некоторые проблемы. Так, расходы на НП «Экология» были увеличены почти на 40 %, а расходы на НП, связанные с ремонтом и модернизацией автотранспортной инфраструктуры, выросли на треть. Необходимо отметить некоторые странности в данных решениях, так как за 2021 год освоенность бюджета НП «Экология» составила лишь 66,3 % [5]. Исполнение бюджета по другим Национальным проектам составило в среднем 87 %, что можно считать приемлемым результатам при среднем исполнении региональных бюджетных обязательств в Башкортостане на уровне в 94 % [6]. Однако, это говорит о том, что простое увеличение затраченных на нацпроекты средств не повлечет за собой повышение эффективности реализации поставленных задач. При этом проблемы освоенности бюджета могут быть вызваны кризисными явлениями из-за пандемии коронавируса. Об этом может говорить то обстоятельство, что в первом квартале 2022 года было реализовано примерно треть всех запланированных расходов (на здравоохранение — 34,5 %, на повышение показателей демографии — 29 %, на улучшение жилищных условий жителей Республики — 30,5 %) [7].
По результатам проведенного анализа следует обобщить основные проблемные моменты, препятствующие увеличению эффективности проводимых мониторинговых мероприятий по выполнению поставленных в национальных проектах задач на республиканском уровне:
— отсутствие возможности осуществления адекватного мониторинга в условиях значительного количества поправок, вносимых в паспорта национальных проектов и государственных программ, а также связанных с ними корректировок плановых результатов;
— отсутствие утвержденных нормативов, определяющих состав показателей, мониторинг которых должен осуществляться на региональном и муниципальном уровнях;
— низкая степень разграничения мониторинговых мероприятий среди различных государственных ведомств
— не проработанная дифференциация среди регионов значений ключевых показателей и индикаторов, которые устанавливаются без учета региональных особенностей.
Также в ходе анализа были выявлены некоторые проблемы неэффективной реализации программных мероприятий в Республике Башкортостан в рамках Национальных проектов, среди которых можно отметить ограниченность региональных и муниципальных ресурсов, а также нецелевое использование бюджетных средств. Также в ходе анализа деятельности Отдела было выявлено, что низкая степень прозрачности результатов реализуемых в рамках Национальных проектов программных мероприятий препятствует эффективному контролю исполнения выделяемых бюджетных средств. Необходимо отметить, что на федеральный проект «Борьба с онкологическими заболеваниями», выделено более 6 % из всех бюджетных средств, направленных на реализацию задач здравоохранения в рамках нацпроектов в 2022 году, что составляет 5,6 млрд рублей. Более 60 % из них — это расходы на «Оказание медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями» [5]. Средства значительные, что актуализирует необходимость размещения в открытом доступе данных о расходах, проведенных по конкретному мероприятию и затраченных на покупку конкретного оборудования. Однако, в большинстве случае конечные потребители данных средств не предоставляют полных отчетов о потраченных бюджетных ресурсах в Департамент, что осложняет процесс мониторинга и анализа.
Анализ опыта реализации Национальных проектов в других регионах Российской Федерации показал, что эффективность мониторинга результатов НП может повышаться при условии участия структурных подразделений, ответственных за проверочные мероприятия, в процессе формирования дорожных карт (планов мероприятий). Необходимо отметить, что сами по себе дорожные карты — это основная инструкция для реализации программных мероприятий в рамках Национальных проектов на местах, при этом, они могут иметь форму, отличающуюся от формы паспорта проекта, что затрудняет процесс мониторинга.
Таким образом, среди основных проблем, выявленных в ходе анализа функционирования Отдела мониторинга и сопровождения региональных проектов департамента — Регионального проектного офиса при Правительстве РБ, можно отметить громоздкую систему управления нацпроектами, в которой разные структурные подразделения имеют дублирующие функции. Так же имеет место низкая эффективность взаимодействия между региональными органами исполнительной власти и муниципальными органами управления по вопросам реализации программных мероприятий в рамках Национальных проектов. Подобное обстоятельство осложняет принятие управленческих решений по корректировке реализации национальных проектов после проведения мониторинга и выявления проблемных элементов. В результате этого освоение средств на реализацию национальных проектов оказывается недостаточно эффективным, более того, оно реализуется недостаточными темпами. На 1 января 2022 года уровень исполнения расходов регионального бюджета на реализацию программных мероприятий в рамках Национальных проектов достиг значения в 71,4 % [8], что можно считать негативным показателем.
В результате совершенствование механизмов мониторинговых мероприятий вполне достижимо при создании тесных межведомственных отношений органов государственной региональной власти в рамках реализации программных мероприятий, разработке взаимосвязанной и взаимозависимой системы нормативно-правовых актов и методических рекомендаций с учетом опыта других регионов нашей страны. Кроме того, повышение качества мониторинга в Республике можно добиться с помощью:
— ликвидация формального или ангажированного подхода со стороны всех ответственных лиц, прежде всего на муниципальном уровне;
— повышения взаимодействия контролирующих органов с населением на местах;
— усиления контролирующих мероприятий для минимизации несвоевременного доведения до получателей бюджетных средств и их незаконного расходования;
— повышения прозрачности отчетной информации о результатах реализации мероприятий в рамках Национальных проектов;
— обучения специализированных высококвалифицированных кадров, обладающих исчерпывающими знаниями в области оценки эффективности реализации Национальных проектов (внедрение курсов повышения квалификации для государственных служащих по данному направлению), проработка соответствующей методической базы.
Таким образом, несмотря на существующий ряд трудностей при мониторинге действующих в Башкортостане Национальных проектов, данный программно-целевой механизм остаётся эффективным инструментом повышения эффективности реализации социальной и экономической политики в России. Он позволяют с максимально возможной отдачей использовать как финансовые, так и организационные ресурсы с минимизацией бюрократических барьеров и рисков коррупции.
Литература:
- Официальный сайт Национальных проектов Российской Федерации [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects (дата обращения 29.04.2022).
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения 29.04.2022).
- Постановление Правительства Российской Федерации от 4.06.2018 № 4072п-П6 «Методические указания по разработке национальных проектов (программ)» [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550517324 (дата обращения 29.04.2022).
- Постановление Правительства Республики Башкортостан от 1.03.2019 г. № 121 «Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Республики Башкортостан» (в ред. Постановления Правительства Республики Башкортостан от 02.09.2021 N 437) [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/553161386 (дата обращения 29.04.2022).
- Информация о ходе реализации региональных проектов в Республике Башкортостан [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://pravitelstvorb.ru/ru/natsionalnoe-razvitie/natsionalnye-proekty/ (дата обращения 29.04.2022).
- Мониторинг финансового положения и качества управления финансами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://minfin.gov.ru/ (дата обращения 29.04.2022).
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://bashstat.gks.ru/ (дата обращения 29.04.2022).
- Большинство проблем национальных проектов пока не решены [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.akm.ru/news/bolshinstvo-problem-natsionalnykh-proektov-poka-ne-resheny-sp/ (дата обращения 29.04.2022).