Развитие зрительного восприятия в процессе коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 25.01.2023

Статья просмотрена: 114 раз

Библиографическое описание:

Щербакова, Н. Ф. Развитие зрительного восприятия в процессе коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи / Н. Ф. Щербакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 209-210. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99394/ (дата обращения: 15.11.2024).



Актуальность. Нарушения письменной речи являются распространенным расстройством у детей младшего школьного возраста. В настоящее время наука накапливает обширные знания в области дисграфии.

Степень изученности проблемы исследования. По данной проблеме трудились такие исследователи как Р. И. Лалаева3, Р. Е. Левина4, Е. А. Логинова5, М. Е. Хватцев8, А. Н. Корнев4, Л. Г. Парамонова6, И. Н. Садовникова7.

Эти исследования показали, что дисграфия обусловлена недоразвитием высших психических функций, которые ответственны за процесс становления письма как такового.

Противоречия. Внастоящее время в отечественной логопедии достаточно подробно и широко освещены симптомы, механизмы и структура данного языкового нарушения, разработаны как общие методологические подходы и направления, содержание, так и дифференцированные методы коррекции различных видов дисграфии (И. Н. Ефименкова1, А. Н. Корнев4, Р. И. Лалаева3, Е. А. Логинова5,И. Н. Садовникова7 и др.); между тем, особенности логопедической работы, в частности при коррекции пространственно-оптической дисграфии у обучающихся, получающих начальное общее образование, по-прежнему остаются поверхностно раскрываемыми.

Проблема исследования. Несмотря на то, что проблеме дисграфии посвящено много исследований и публикаций, единого подхода к пониманию ее причин и типологических проявлений не существует.

На основе теоретического анализа темы данного исследования становится ясно, что недостаточное формирование пространственных представлений может негативно влиять на формирование аутентичной и связной речи и развитие понимания прочитанного, приводя к многочисленным ошибкам у обучающихся в процессе письма.

Этот вопрос открывает перспективы для совершенствования логопедической работы по профилактике и коррекции оптической дисграфии у младших школьников. Коррекционная работа может быть более эффективной, если:

— Организовать целенаправленные задания на развитие логического мышления для продуктивности процесса устранения оптической дисграфии.

— Организовать комплексные коррекционно-развивающие упражнения на формирование зрительно-пространственного восприятия, зрительного анализа и зрительного синтеза.

— Организовать включение дополнительных и развивающих упражнений в структуру общеобразовательного курса.

Анализ литературы логопедической направленности и количественный анализ коррекционно-педагогической практики выявляет диссонанс между потребностью современного общества в образованных людях и неразвитостью системы профилактики и коррекции оптических нарушений письма у обучающихся начальной школы.

Предпосылки письменной речи, а именно формирование функциональной основы письма, завершаются у детей примерно к семи годам, когда по статистике они еще являются обучающимися дошкольной ступени образовательных организаций.

Сокращение количества различных профильных учреждений и организаций, таких как логопедические группы и детские сады компенсирующего вида для детей с нарушениями речи также приводит к невозможности оказания качественной и своевременной коррекционной помощи всем нуждающимся дошкольникам, что имеет негативные последствия в будущем.

От эффективности работы, проводимой в стенах логопедических кабинетов образовательных организаций, от заинтересованности родителей / законных представителей в коррекции речевых нарушений у детей зависит успешность дальнейшего освоения образовательной программы. До недавнего времени не все образовательные учреждения были укомплектованы специалистами коррекционного звена, такими как педагог- психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, что также оказывало негативное влияние на качество получаемого образования.

И учителям-предметникам, и учителям-логопедам, и родителям / законным представителям необходимо комплексно заниматься вопросами правильного письма. Всестороннее развитие речи обучающихся (устной и письменной) является приоритетной задачей как учителей-логопедов, так и учителей начального звена общеобразовательных школ и реализуется как на логопедических занятиях, так и на уроках русского языка / родного русского языка и уроках литературного чтения.

Изучение степени развития зрительного восприятия обучающихся в процессе эксперимента показало, что наиболее часто ошибки допускались при написании слогов, содержащих один и тот же согласный звук как в мягком, так и в твердом звучании. При списывании обучающимися были допущены графические ошибки: происходили изменения количества элементов в буквах (и, ш, м, л, п, т и т. д.), видоизменение букв по пространственному расположению («отзеркаливание»). Здесь стоит отметить, что почти у каждого испытуемого в процессе списывания наблюдались исправления, помарки, у большинства обучающихся буквы имели отличия в размерах, не соответствовали каллиграфической норме.

После проведения учителем-логопедом целенаправленной работы по развитию зрительного восприятия в процессе коррекции оптической дисграфии у младших школьников с общим недоразвитием речи, был проведен мониторинг письменных работ обучающихся на динамику допущения дисграфических ошибок.

В процессе письма «под диктовку», обучающиеся экспериментальной группы не допустили ошибок при обозначении заглавных и строчных букв, при записи имени собственного — Миша, в слове «мыши» орфографическую ошибку допустил один обучающийся, написав «мышы», остальные обучающиеся с заданием справились успешно, не допустив тем самым видоизменения букв путем приписывания лишних элементов.

Проводимая коррекционная работа в экспериментальной группе обучающихся осуществлялась посредством методики логопедической работы Е. В.Мазановой, применяемой для преодоления оптической дисграфии. Выбор данной методики осуществлен с учетом особенностей речевых нарушений и на основе качественной диагностики состояния высших психических функций у обучающихся. Нарушение мелкой моторики, графических навыков, пространственного восприятия, связано с недостаточностью межполушарного взаимодействия, что в свою очередь негативно влияет на письменную речь, проявляясь на письме в виде оптических ошибок. В этой связи было уместно направить логопедическую работу по коррекции оптико-пространственной дисграфии на развитие мелкой моторики и оптико-пространственного гнозиса в первую очередь, а также проводить коррекционную работу по развитию памяти, логического мышления, объема и концентрации внимания.

По результатам комплексной коррекционной работы учителя-логопеда и учителя-предметника у обучающихся экспериментальной группы наблюдается незначительная положительная динамика. Цель оправдала средства — ожидаемый результат наступил в силу правильного целеполагания и конкретики поставленных задач.

На основании эксперимента можно предположить, что количественное увеличение коррекционно-развивающих занятий с учителем-логопедом и включение элементов коррекционной работы на уроках обучения грамоте и письму даст качественный отклик для полного преодоления оптической дисграфии у обучающихся начальной школы

Литература:

  1. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи / Л. Н. Ефименкова. — М.: Просвещение, 2017. — 224с.
  2. Корнев А. Н. Нарушения чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. — С — Пб.: Питер, 2016. — 262с.
  3. Лалаева Р. И. Особенности симультанного анализа и синтеза у школьников с тяжелыми нарушениями речи / Р. И. Лалаева. — Дефектология, 2016. — 262с.
  4. Левина Р. Е. Недостатки чтения и письма у детей / Р. Е. Левина. — М.: Просвещение, 2018. — 299с.
  5. Логинова Е. А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 243с.
  6. Парамонова Л. Г. Логопедия в таблицах и схемах / Л. Г. Парамонова: Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических вузов по курсу «Логопедия», 2015. — 216 с.
  7. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у школьников / И. Н. Садовникова. — М.: Просвещение, 2017. — 255с.
  8. Хватцев М. А. Логопедия / М. Е. Хватцев. — Питер., 2017. — 211с.
Основные термины (генерируются автоматически): логопедическая работа, коррекционная работа, обучающийся, письменная речь, видоизменение букв, логическое мышление, мелкая моторика, начальная школа, процесс письма, экспериментальная группа.


Похожие статьи

Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией

Похожие статьи

Формирование фонематического восприятия у детей с общим недоразвитием речи

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Исследование слухоречевой и зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи III уровня

Развитие просодического компонента речеязыковой системы у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Развитие памяти у детей с общим недоразвитием речи

Особенности творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дидактическая игра как средство развития речевой деятельности у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Развитие самосознания ребёнка старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Программа коррекции акустической дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития

Формирование моторного праксиса в структуре преодоления общего недоразвития речи у детей с дизартрией

Задать вопрос