В данной статье представлен опыт работы дошкольной образовательной организации, направленный на воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.
Ключевые слова: патриотизм, нравственность, воспитание, мини-музей, экспозиция, экспонаты.
This article presents the experience of a preschool educational organization aimed at fostering patriotic feelings in preschool children by means of museum pedagogy.
Keywords: patriotism, morality, education, mini-museum, exhibition, exhibits.
Актуальность проблемы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста обусловлена введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), утвержденного приказом № 1155 Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года [2]. Опираясь на этот документ, можно сделать вывод, что одной из главных задач, на которые направлен ФГОС ДО, является создание целостного образовательного процесса, объединив обучения и воспитания, в том числе социокультурных и духовно-нравственных ценностей [2; п. 1.6].
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста одна из важнейших задач современного общества. Духовность и нравственные ценности вытеснили на второй план ценности материальные, вследствие чего у детей искажены представления о доброте, чести, патриотизме. В связи с этим, мы считаем, важнейшим направлением образовательного процесса нравственно-патриотическое воспитания, что и отражено в ФГОС ДО.
Решить данную проблему нам помогла, созданная на базе нашего детского сада, инновационная площадка «Воспитание патриотических чувств у дошкольников на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса». Целью, которой стало: воспитание патриотических чувств у дошкольников через создание мини-музея, основанного на краеведческом материале и историко-культурных традициях Кузбасса.
Музейная педагогика инновационная технология для дошкольного образования, она позволяет решить основные задачи дошкольного образования и создать условия для целостного погружения ребенка специально организованную предметно пространственную среду [3].
Предметно-развивающая среда детского сада не позволяет создавать экспозиции, которые бы соответствовали требованиям музейного дела, поэтому мы называем его мини-музей.
Организованный, в МБДОУ № 18 Ленинск-Кузнецкого городского округа, мини-музей «Моя Родина» позволяет педагогам приобщить детей к народной традиции и культуре, способствует воспитанию патриотических чувств и духовности. В рамках мини-музей организовано пять экспозиций:
- «История игрушек».
Экспозиция представлена в антикварных чемоданах, насчитывает более ста экспонатов. Здесь вы можете увидеть игрушки, в которые играми мамы и папы, бабушки и дедушки наших воспитанников. Деревянная мебель, швейная машинка с выкройками, мясорубка, санки для куклы, аэроплан, пластмассовые автоматы и пистолеты, различные деревянные конструкторы и многое другое.
- «Старинные елочные игрушки».
Экспозиция тематическая, оформляется в период новогодних праздников. Представленные экспонаты, относятся к временам советской эпохи. Дети имеют возможность, погрузится в атмосферу новогоднего праздника своих бабушек и дедушек. Педагоги совместно с детьми и родителями изготавливают из бумаги фонарики, гирлянды и флажки, украшают ими группу и новогоднюю елку.
- «Великая Отечественная война».
Экспозиция памяти и гордости за великий подвиг наших предков, экспонатов около шестидесяти. Большая часть экспонатов создана руками наших воспитанников в совместном с родителями творческом процессе, например макет танка «Т-34», макет самолета «У-2», макет «На поле боя», есть и экспонаты, хранящие в себе память тех боевых лет: фляжка, гимнастерка, кожаная сумка офицера, алюминиевая кружка. Была проведена исследовательская деятельность, направленная на сбор и систематизацию информации о ветеранах — дедах и прадедах воспитанников детского сада. Собранная информация нашла своё отражение в книге памяти «Бессмертный полк», в которой хранятся подлинники документов времен Великой Отечественной войны, фотографии ветеранов, ордена и медали.
- «Кукла в национальном костюме».
Экспозиция состоит из 15 кукол. Дети могут познакомиться с национальным костюмом, традициями и культурой представленных народностей, разработанное методическое сопровождение, позволяет более подробно познакомить дошкольников с той или иной национальностью. Вниманию детей представлены как коренные жители Кузбасс шорцы и телеуты, так и другие, например: чуваши, цыгане, грузины, белорусы, украинцы.
- «Старинный быт».
Государство, область, город начинается с семьи, а семья это дом и очаг. Современный быт знаком каждому ребенку, а вот быт наших предков — это что-то новое и неизведанное современным детям. Посетив экспозицию, они совершают путешествие в прошлое. Погружаются в атмосферу русской избы, знакомятся с атрибутами быта такими, как: самовар, деревянная посуда, керосиновая лампа, кузовок, туеса, чугунные утюги, ухват и многое другое.
Экспонаты нашего музея это не наглядные пособия, а полноценные участники образовательного процесса, игровой деятельности детей. Становление ребенка как личности происходит в тесном взаимодействии с исторической ценностью, культурой края в котором мы живем.
Для детей разного возраста один и тот же экспонат может иметь своё значение, свою логическую цепь, которая способствует взрослению, пониманию, осмыслению. В этом нам помогает музей и его экспонаты.
Чтобы наш мини-музей с точность выполнял те функции, которые мы в него вкладываем, был разработан учебно-методический комплекс. В нем почти нет экскурсии, зато много увлекательных квестов, мастер-классов, развлечений, игр в которых ведущая роль отведена музейным экспонатам. Например: квест-игра «Мой край родной», «Моя малая родина — Кузбасс», мастер-класс «Кукла из бабушкиного сундука», сценарий праздник «Никто не забыт. Ничто не забыто» и многое другое.
И мы с точность можем сказать — это работает. Посмотрев и изучив ту или иную экспозицию, дети несут информацию домой, и пристают с вопросами к родителям, бабушкам и дедушкам, с просьбой рассказать о своём доме, детстве, об истории своей семьи.
Проведенная нами работа позволила сделать следующий вывод: мини-музей помогает воспитать в детях чувство патриотизма, нравственности, духовности и повысить уровень знания об истории, культуре, традициях родного края.
Литература:
1. Байдина, Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания. Текст: непосредственный / Справочник старшего воспитателя. — 2013. — № 2. — С. 32–37.
2. Приказ Министерства образования и науки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». — Текст: электронный. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/ (дата обращения: 30.03.2021).
3. Рыжова Н. А. Материалы курса «Мини-музей в детском саду как новая форма работы с детьми и родителями»: лекции 1–4 / Н. А. Рыжова. — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. — 96 c. — С. 82–84. — URL: https://dou37.gusobr.ru/wp-content/uploads/2015/11/Рыжова-музейная.pdf (дата обращения 30.03.2021). — Текст: электронный