Вопрос о совершенствовании системы государственного управления и повышения эффективности государственного управления стал активно подниматься еще в начале 2000-х годов. По результатам пересмотра существовавшей на тот момент системы государственного управления, был принят целый комплекс нормативно-правовых актов, направленных на совершенствование системы государственного управления и повышения её эффективности.
С развитием информационных технологий в начале XXI века и последующем их распространением во все сферы человеческой жизнедеятельности, к 2010-м годам в российском государственном секторе стало осуществляться активное внедрение информационных технологий.
За последние годы, на уровне субъектов Российской Федерации продолжилось активное внедрение информационных решений в процесс государственного управления. В Республики Башкортостан с 2020 стал функционировать Центр управления республикой (далее — ЦУР), который ежедневно генерирует огромным массивом различной информации, направленной на обеспечение жителей республики необходимыми государственными и муниципальными ресурсами.
В данной статье рассмотрим аспекты повышения эффективности принятия управленческих решений, с учетом внедрения информационных технологий в процессе их принятия и последующей реализации.
Ключевые слова: повышение эффективности государственного управления, цифровизация государственного управления, информации технологии в Республике Башкортостан.
Во всех процессах становления и развития информационного общества чрезвычайной актуальности приобретает процесс публичного управления этими процессами. Формирование информационного общества приводит к изменению целей, приоритетов и ценностей общественного развития и всей структуры национальной экономики. Основный акцент переносится на развитие и эффективное использование человеческого потенциала, определение его системы ценностей и действенной структуры мотивации.
Переходный этап развития современного российского общества предопределяет необходимость в изменении самой системы управления государственным сектором и в профессионалах с высоким уровнем
компетентности в области управления государственными и публичными организациями. Соблюдение императива ценности человека является важным не только для организации эффективной работы государственных органов власти и налаживания взаимодействия органов власти с общественностью, а учет важности получения обратной связи.
В концепции публичного управления на первый план выходит эффективность деятельности этих организаций, что предопределяет сходство стилей и методов их управления к руководству частными структурами. Современный этап развития общества характеризуется интеллектуализацией всех сфер жизнедеятельности людей, в том числе и экономики. Это требует от управленцев нового видения сущности, закономерностей и принципов взаимоотношений между людьми в процессе решения проблем и построения новой эффективной системы управления государственными и публичными организациями. В первую очередь, это предопределяется тем, что в отличие от других средств производства, знания и информация являются публичным благом [4].
Содержание информационного общества — повышенное внимание к знаниям, которыми обладает общество и потенциала их развития. Содержание же управления в публичном секторе — поиск наилучших способов использования всех ресурсов, в том числе и интеллектуальных, для достижения приоритетных целей государства.
Помимо стандартного понимания удобства использования информационных технологий в сфере государственного управления, возникает следующий вопрос об эффективности такой интеграции. Как правило, цифровые продукты часто являются достаточно сложными техническими программами, которые при высокой нагрузке могут работать не достаточно качественно. Вместе с тем, общая тенденция информатизации является очевидным изменением и новой вехой системы отечественного государственного управления.
Рассмотрим вопрос об эффективности внедрения информационной системы на примере ЦУР в Республики Башкортостан.
Под «системой «Центр управления регионом» Республики Башкортостан подразумевается комплекс информационных систем (включая информационные системы, связанные с деятельностью системы «Центр управления регионом» Республики Башкортостан), предназначенных для обеспечения деятельности Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, направленной на повышение качества управления в государственных органах Республики Башкортостан и органах местного самоуправления Республики Башкортостан, оперативного обслуживания поступающих жалоб и предложений, реагирования и принятия управленческих решений, реализующих функции оценки, анализа и прогнозирования ситуации, стратегического, текущего и оперативного планирования, мониторинга и контроля за исполнением управленческих решений» [1].
За период работы 2021–2022 года, в ЦУР было зафиксировано около 500 000 обращений (4 091 423 чел. проживает на территории Республики Башкортостан на период 2021 года), что составляет 12,5 % от общего числа жителей республики [2].
При этом, по данным Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан (далее — Министерства), количество обращений за 2022 год снизилось, по сравнению с 2021 годом на 58 589 сообщений. Основной причиной большого числа обращений в 2021 году, Министерство называет пандемию COVID-19.
ЦУР также осуществляет активное взаимодействие между органами власти республики и местными органами власти. В период 2022 года было отработано 222 417 обращений — на 61 216 меньше по сравнению 2021 годом (тогда было 283 633 обращения), которые касались вопросов совместного ведения региона и муниципалитетов республики.
Одним из определяющих условий эффективного реформирования государственных институтов и публичной власти в условиях информационного общества является электронное управление.
Электронное управление позволяет в краткосрочной перспективе повысить эффективность работы органов власти с гражданами, предприятиями и другими учреждениями и сократить общие затраты времени и средств.
Главной составляющей электронного управления является единая инфраструктура межведомственной автоматизированной информационного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления с гражданами и субъектами хозяйствования. Электронное управление не является дополнением или аналогом традиционного правительства, а формирует новый способ взаимодействия на основе активного применения информационно-коммуникационных технологий с целью повышение эффективности предоставления государственных услуг [3].
По сути ЦУР Республики Башкортостан осуществляет функции единого центра управления в республики, которое позволяет оптимизировать процесс взаимодействия государственной власти и простых граждан и предприятий.
Основные вопросы, которые рассматривают в ЦУР республики, затрагивают следующие сферы жизнедеятельности: состояние дорог, благоустройства территорий, частичной мобилизации, здравоохранения, общественного транспорта, ЖКХ, вывоза мусора, образования.
В 2021–2022 гг. вместе с коллегами из министерств и ведомств ЦУР Башкортостана инициировал 39 брифингов на актуальные темы. Из них 8 провели в 2022 г. До конца года запланировали провести еще один.
Таким образом, основная задача информационных технологий — это оптимизировать процесс взаимодействия власти и общества, ускорить процесс взаимодействия органов власти друг с другом на разных уровнях, обеспечить наиболее качественное и своевременное предоставление государственных и муниципальных услуг.
Расширение использования информационно-коммуникационных ресурсов при взаимодействии органов власти между собой позволяет не только повысить уровень коммуникации и скорость принятия решений, но и уменьшить количество лиц, задействованных в этом процессе, что в свою очередь позволит уменьшить уровень расходов на содержание государственного аппарата и повысить его эффективность через минимизацию действия человеческого фактора.
Бумажная технология работы с гражданами и предприятиями ведет к огромному количеству непродуктивных затрат времени и ресурсов как для одной, так и другой стороны. С ростом объемов информации такая работа становится только дороже и еще менее продуктивной.
Применение информационно-коммуникационных технологий при взаимодействии власти с физическими и юридическими лицами позволит уменьшить или вообще ликвидировать коррупционную составляющую этого процесса и повысить уровень взаимодействия и будет способствовать укреплению гражданского общества, построенного на взаимопонимании, учете интересов каждого.
Литература:
- Указ Главы Республики Башкортостан от 19.11.2019 года № УГ-402 «О создании системы «Центр управления регионом» Республики Башкортостан» // Портал Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан: https://it.bashkortostan.ru/documents/active/310977
- Отчет о ходе реализации государственной программы «Развитие информационного общества в Республики Башкортостан за 2022 год // Портал Министерства цифрового развития государственного управления Республики Башкортостан: https://it.bashkortostan.ru/documents/reports/404232
- Асриянц К. Г., Асриянц Д. В. Информационные технологии в государственном управлении // Индустриальная экономика. 2022. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-gosudarstvennom-upravlenii-4 (дата обращения: 23.01.2023).
- Безумова А. Е. Информационные технологии в государственном управлении // Вестник науки. 2019. № 12 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-gosudarstvennom-upravlenii-3 (дата обращения: 23.01.2023).