Роль инноваций и технологий в бизнесе
Аннамаммедова Гултач Меретдурдыевна, преподаватель
Туркменский государственный институт финансов (г. Ашхабад)
Улугбердиев Юсуп Какадурдыевич, преподаватель;
Гельдиева Гулнар Меретдурдыевна, преподаватель
Институт телекоммуникаций и информатики Туркменистана (г. Ашхабад)
Одной из главных особенностей малого и среднего бизнеса является способность производить инновации. Современные теории роста признают ключевую роль инноваций в повышении темпов роста и производительности. Инновации считаются инструментами, с помощью которых предприниматель создает новые продукты и дополняет существующие.
Ключевые слова: инновационные технологии, инновационная деятельность, малые и средние предприятия, МСП, конкурентоспособность.
Предпринимательство и инновации являются признанными характеристиками МСП. А именно, чтобы обеспечить рост, развитие и конкурентные преимущества на рынке, МСП должны быть инновационными и творческими. МСП являются центром инициатив, где могут быть инициированы инновации и где начинаются новые предприятия. В теории и на практике многие из сегодняшних новых продуктов являются результатом инновационной деятельности малых предприятий. Одним из важнейших факторов, объясняющих более высокую склонность МСП к инновациям, является более короткий период времени, необходимый для коммерциализации инноваций. Это связано с тем, что малые и средние предприятия обычно сосредоточены на одном сегменте рынка.
Джозеф А.Шумпетер был одним из первых авторов, который связал термин «предприниматель» с инновациями, подчеркнув инновацию как очень важную характеристику. По его словам, предприниматель — это человек, который инициирует изменения посредством инноваций и новых возможностей, в то время как предпринимательство — это процесс „творческого разрушения», посредством которого разрушаются существующие продукты или методы производства и заменяются новыми.
Тот факт, что инновации стимулируют рост и развитие малого и среднего бизнеса, был установлен в теоретической литературе и подтвержден в эмпирических исследованиях. Более того, исследование предполагает, что способность предприятия к инновациям будет выше, если оно крупнее, если оно инвестирует в обучение и переподготовку кадров и если компания является экспортером. Сектор экономики, в котором работает компания, также важен для вероятности инноваций — вероятность внедрения инноваций выше, если компания работает на производстве.
Очевидно, что МСП имеют сравнительные преимущества в инновациях определенной степени технологической зрелости продукта и отрасли. В то же время определенные факторы действуют как ограничения на инновационный потенциал МСП. На рисунке 1 показаны преимущества и ограничения инновационной деятельности МСП.
МСП имеют особые преимущества в области инноваций, обусловленные отсутствием бюрократии; единой структурой управления; эффективностью, в основном неформальными системами коммуникации; гибкостью, масштабируемостью и близостью к рынку. Общим доминирующим или инновационным преимуществом является скорость, то есть время, необходимое для вывода продукции на рынок, как ключевой фактор успеха, из-за более короткого жизненного цикла продукта и появления имитаторов. Поскольку важно вовремя выйти на рынок, скорость становится единственным конкурентным средством. МСП должны использовать свои инновационные преимущества для повышения конкурентоспособности. Что касается ограничений, то особенно важным является отсутствие ресурсов для финансирования инноваций, что существенно ограничивает инновации МСП. Финансирование инноваций, как правило, является очень дорогостоящим и характеризуется высокой степенью риска и неопределенности.
Рис. 1. Преимущества и ограничения инновационной деятельности МСП
Инновации необходимы для роста, выживания и жизнеспособности современного предприятия, в то время как исследования и разработки являются одним из наиболее важных источников инноваций. Результатом успешной научно-исследовательской деятельности является знание того, что это будет выгодно как для компании, так и для потребителя. Качество проводимых НИОКР положительно связано с успехом инновации. Учитывая, что процесс НИОКР является очень дорогостоящим и длительным, предприятия, особенно малые и средние предприятия, часто сталкиваются с дилеммой о том, как организовать исследования и как выйти на рынок.
Опыт повышения конкурентоспособности МСП в развитых странах мира показывает, что, несмотря на многочисленные изменения и инновации, еще одним важным фактором повышения конкурентоспособности являются различные стратегические партнерства или альянсы между компаниями. Эти партнерские отношения определяются как управленческое сотрудничество между различными компаниями и включают договорные отношения и сотрудничество между предприятиями, а также организацию совместных исследовательских программ с широким кругом партнеров: клиентами, поставщиками и конкурентами из других государств.
В результате предпринимательство и инновации являются узнаваемыми чертами малого и среднего бизнеса. А именно, чтобы обеспечить рост, развитие и конкурентоспособность, МСП должны быть инновационными и творческими. МСП являются центром инициатив, где могут быть инициированы инновации и где начинаются новые предприятия. Инновации представляют собой инструмент, с помощью которого предприниматель создает новые ресурсы и изменяет текущую базу ресурсов, чтобы увеличить потенциал для создания богатства. Имея это в виду, некоторые авторы совершенно правы, когда утверждают, что инновации — это специфический инструмент предпринимателей, т. е. инструмент, с помощью которого предприниматели развивают желаемые изменения. Другими словами, предпринимательство является двигателем инновационной деятельности.
Благодаря более коротким каналам связи, неформальному принятию решений и большей гибкости МСП имеют больше возможностей для инноваций, чем крупные предприятия. Учитывая, что инновации являются необходимым условием обеспечения конкурентоспособности, для того, чтобы быть инновационными, МСП должны:
Рис. 2. Условия для того, чтобы МСП были инновационными
Опыт повышения конкурентоспособности МСП в развитых странах мира показал, что, несмотря на многочисленные изменения и инновации, происходящие в компаниях, важными факторами повышения конкурентоспособности являются различные стратегические партнерства на этих предприятиях и их эффективность на зарубежных рынках.
Литература:
- Гурбангулы Бердымухамедов «Туркменистан на пути достижения Целей устойчивого развития». Ашхабад 2018 года;
- Верспаген, Б. 2005. Инновации и экономический рост. Оксфордский справочник по инновациям. Нью-Йорк;
- Соете, Л. 2006. Знания, политика и инновации. В: Эрл Л. и Голт Ф. (ред.). Национальные инновации, показатели и политика.