В статье раскрыта актуальность изучения проблемы развитияхудожественного творчества у детей дошкольного возраста, представлены результаты экспериментального исследования по определению уровней развития творчества у старших дошкольников, анализу условий дошкольной образовательной организации для развития художественно-творческих способностей детей, описана программа, направленная на развитие творчества старших дошкольников посредством интеграции.
Ключевые слова: развитие художественное творчество, средство, интеграция, развитие, старший дошкольный возраст.
Развитие художественного творчества дошкольников — одна из ведущих педагогических задач, поскольку творчество выражает глубинные потребности личности в самореализации и самовыражении и является насущной необходимостью в жизни каждого человека и общества в целом.
На современном этапе решения задачи развития художественного творчества детей дошкольного возраста раскрыты теоретические вопросы определения сущности художественного творчества, его компонентов, этапов, условий, методов развития в дошкольном возрасте, раскрыта взаимосвязь творчества с обучением. Однако практический аспект развития художественного творчества детей дошкольного возраста остается недостаточно раскрытым, поскольку стремительно меняются многие точки зрения относительно психологических и художественных условий формирования творческих способностей детей, происходит смена детских поколений с выделением характерных особенностей и соответственно должна измениться технология работы педагогов.
Для развития художественного творчества современных дошкольников применяются как традиционные, так нетрадиционные средства. Среди нетрадиционных средств высокую эффективность показывает интеграция разных видов искусств и художественно-творческих видов деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных видов деятельности позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить создаваемые ими образы, глубже осознать искусство и явления жизни, а педагогу углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства.
В этом мы убедились в ходе практического исследования, проведенного на базе одного из детских садов города Архангельска, при участии 15 воспитанников возрасте 5–6 лет, педагогов старшей группы и родителей. Наше исследование проходило в три этапа: констатирующий, формирующей и контрольный.
На первом констатирующем этапе исследования нами были определены уровни развития художественного творчества старших дошкольников, а также проведен анализ педагогических условия развития творчества у детей в дошкольной образовательной организации.
На основе исследований Н. В. Шайдуровой была осуществлена диагностика эмоционально-эстетического отношения детей к пейзажной живописи, которая показала, что в экспериментальной группе дошкольников 53 % имеют средний уровень эмоционально-эстетического отношения к пейзажной живописи, 40 % — низкий уровень, 7 % — высокий уровень.
Кроме того, мы применили методику диагностики развития основ художественно-творческих способностей Т. С. Комаровой, которая показала, что изобразительные навыки развиты на среднем уровне у 60 % старших дошкольников, 40 % имеют низкий уровень развития указанных умений, а высокий уровень не продемонстрировал ни один воспитанник.
Такие результаты подтверждаются недостаточностью проведенной педагогической работы по развитию художественного творчества у детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации и дома. Несмотря на широкую наполненность предметно-развивающей среды дошкольной образовательной организации у детей, занятия приводятся в традиционной форме, согласно сетке ведения непосредственно-образовательной деятельности, а интегрированные средства обучения не применяются. В домашних условиях родители отмечают необходимость развития творческих способностей детей, но при этом считают, что для этого необходимы только предметы для творчества: альбомы, краски, карандаши и др. Они забывают, что важнейшим фактором формирования и развития личности ребенка является окружающая эстетически развивающая среда, в которой он живет, занимается, отдыхает.
На формирующем этапе исследования нами был разработан проект, направленный на развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста посредством интеграции изобразительного искусства и изобразительной деятельности. Он включал в себя проведение различных мероприятий для педагогов, дошкольников и их родителей. В ходе реализации проекта была отмечена тенденция повышения интереса дошкольников и их родителей к изобразительной деятельности, его связи с яркими эмоциями и нацеленностью на результат. Педагоги получили возможность получить новые методические рекомендации по эффективной организации своей работы, направленной на развитие изобразительных навыков детей.
На контрольном этапе была вновь осуществлена диагностика развития творчества детей старших дошкольников с применением методик, представленных на констатирующем этапе. Диагностика эмоционально-эстетического отношения детей к пейзажной живописи, которая показала, что в экспериментальной группе дошкольников 67 % имеют средний уровень эмоционально-эстетического отношения к пейзажной живописи, 0 % — низкий уровень, 33 % — высокий уровень. Методика Т. С. Комаровой показала, что изобразительные навыки развиты на среднем уровне у 87 % старших дошкольников, 0 % имеют низкий уровень развития указанных умений, а высокий уровень продемонстрировал 13 % воспитанников.
Таким образом, мы видим, что проведение формирующей работы с применением интеграции оказало влияние на развитие творчества детей старшего дошкольного возраста. Мы наблюдаем положительную динамику в освоении знаний основ художественной культуры, формировании изобразительных навыков и умений детей, а также повышение показателей оценки развития художественно-творческих способностей детей. Полученные данные убеждают нас в том, что использование интегрированных занятий является эффективным средством формирования художественного творчества детей старшего дошкольного возраста.
Литература:
- Григорьева, Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г. Г. Григорьева. — М.: Кафедра-М, 2000.
- Дыбина, О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе / О. В. Дыбина. — М.: Мозаика-синтез, 2012.
- Комарова, Т. С. Детское художественное творчество / Т. С. Комарова. — М.: Мозаика-синтез, 2006.
- Погодина, С. В. Теория и методика развития изобразительного творчества / С. В. Погодина. — М.: Академия, 2011.