Малые и средние предприятия (МСП) обеспечивают большинство рабочих мест в развивающихся странах, однако у них низкая производительность и экспорт. Международная торговля может стимулировать рост МСП.
Ключевые слова: МСП, экспорт, барьеры, торговля, операция.
Международная торговля традиционно рассматривалась как экономическая деятельность, которая в основном приносит пользу крупным компаниям. Однако все большее число исследований показывает, что экспорт может принести существенную выгоду и более мелким фирмам. Экспорт позволяет фирмам выходить на более крупные рынки и осваивать новые навыки, которые повышают их прибыльность, а также повышают потребление для владельцев фирм, работников и их семей.
На МСП занята значительная часть рабочей силы в развивающихся странах. Однако по сравнению с крупными фирмами немногие МСП экспортируют — прямой экспорт составляет всего 3 % от общего объема продаж обрабатывающей промышленности МСП по сравнению с 14 % для крупных предприятий.
Политика, направленная на стимулирование торговли МСП, должна учитывать зачастую высокие издержки и барьеры на пути поиска и согласования покупателей и продавцов. Такая политика может снизить издержки за счет облегчения связей между покупателями и продавцами, расширения доступа к информации о нормативных актах и экспортных возможностях, а также принятия мер по обеспечению качества товаров и услуг.
Сокращение затрат на подбор отечественных фирм для иностранных покупателей или продавцов способствовало бы росту торговли.
Барьеры, которые должны преодолеть небольшие фирмы, чтобы начать международную торговлю, часто настолько высоки, что становятся непомерно высокими. Любая фирма, желающая начать экспорт, должна сначала найти иностранных покупателей для продажи, знать, как создать успешные торговые отношения, и понимать, какие правила следует соблюдать.
Издержки, связанные с подбором покупателей и продавцов, обычно называются «трениями при подборе». Они составляют до половины общих торговых издержек. Для небольших фирм это может быть еще более высокая доля. Поэтому поддержка малых фирм в их усилиях по поиску покупателей путем снижения таких затрат является ключевой целью правительств и агентств по продвижению экспорта.
Существует несколько причин, по которым эти затраты могут быть высокими и почему они могут особенно сказаться на небольших фирмах. Директивные органы могут предпринять ряд действий, чтобы снизить их (рис. 1).
Рис. 1. Действия, направленные на снижение влияния негативных случаев
Государственным органом, чаще всего участвующим в реализации перечисленных выше решений, является агентство по содействию экспорту. Ниже объясняется роль этих агентств и то, как они могут способствовать облегчению торговли.
Роль агентств по продвижению экспорта. Агентство или подразделение по продвижению экспорта может сыграть важную роль в оказании помощи фирмам, стремящимся к экспорту и расширению торговли. Обычно эти организации являются частью более крупного государственного учреждения или контролируются государством и могут использовать широкий спектр инструментов для облегчения торговли. Услуги, которые они обычно предлагают (рис. 2).
Рис. 2. Услуги агентств по продвижению экспорта
Что касается снижения затрат на подбор местных фирм для иностранных покупателей, агентства по продвижению экспорта могут работать над снижением общих издержек во всей отрасли или оказывать прямую поддержку отдельным фирмам.
За последние два десятилетия в мире значительно увеличилось число национальных агентств по содействию экспорту. Хотя многие агентства подвергались критике за недостаточную эффективность, исследования показывают, что при правильном управлении они могут быть очень эффективными в увеличении экспорта. Мы пришли к выводу, что крайне важно, чтобы агентства были должным образом структурированы и имели четкую цель помогать фирмам в долгосрочной перспективе, а не просто «тушить пожары». Оказывая стратегическую помощь фирмам на ранних стадиях и направляя фирмы, стремящиеся к экспорту, можно значительно увеличить объем торговли.
Учитывая важность МСП в развивающихся странах и ту роль, которую доступ к экспортным рынкам может сыграть в стимулировании их роста, облегчение доступа к рынкам для МСП путем снижения затрат и устранения барьеров потенциально может принести важные социальные выгоды. Следующие действия могли бы помочь правительствам достичь этих преимуществ:
— Политика, которая уменьшает противоречия при подборе поставщиков, затрудняющие и дорогостоящие для МСП развивающихся стран поиск иностранных покупателей и налаживание отношений с ними, может быть особенно эффективной для расширения доступа на экспортные рынки. Уменьшение этих трений должно быть ключевым приоритетом экспортной стратегии развивающейся страны.
— Политика, направленная на уменьшение трений при подборе поставщиков, должна быть направлена на облегчение поиска МСП информации о возможностях продажи за рубежом, информирование потенциальных иностранных покупателей о возможностях отечественных МСП, содействие личным встречам посредством торговых ярмарок и торговых делегаций, а также создание инновационных продуктов для снижения стоимости заключения контрактов с новый иностранный партнер.
— Агентства по содействию экспорту могли бы сыграть важную роль в уменьшении противоречий при сопоставлении и увеличении роста экспорта МСП. Важно, чтобы эти агентства были хорошо структурированы и стратегически работали с целевыми фирмами, чтобы помогать им на протяжении всего торгового процесса.
Литература:
- Аллен, Т. (2014). Информационные трения в торговле. Эконометрика, 82, 2041–2083;
- Де Лекер, Дж. (2007). Обеспечивает ли экспорт более высокую производительность? Журнал международной экономики, 73, 69–98;
- Де Лекер, Дж. (2013). Обнаружение обучения путем экспорта. Американский экономический журнал: Микроэкономика, 5, 1–21.