Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье освещён вопрос организации методической работы с применением виртуального методического кабинета.
Ключевые слова: методическая работа, методическая деятельность, методическая служба, управленческий цикл, формы организации, виртуальный методический кабинет.
В современных условиях всё больше возрастает роль методической работы, направленной на повышение квалификации педагогов в общеобразовательных учреждениях. Это связано с тем, что одним из показателей качества образования выступает уровень профессиональной подготовки педагога.
В России представлен национальный проект «Образование» на период с 2019 по 2024 годы. Основная его цель направлена на создание условий для самореализации и развитии творческого потенциала личности. Государство заинтересовано в повышении доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации и нацелено на создание условий для их профессионального и карьерного роста. Национальный проект предусматривает создание и внедрение цифровой образовательной среды, так как определяющее значение для формирования социального и образовательного пространства приобретает информация и коммуникация [1].
Перед руководителем общеобразовательного учреждения стоит важная задача — создать систему методической работы, которая обеспечит целенаправленное, непрерывное, личностно-ориентированное повышение профессиональной компетентности учителя.
Рассмотрим термины «методическая работа», «методическая деятельность» и «методическая служба» в исследованиях учёных.
Ю. К. Бабанский и А. М. Моисеев определяют методическую работу как целостную систему взаимосвязанных мер (основанную на результатах науки и ведущего опыта), направленных на всестороннее повышение квалификации и развитие творческого потенциала педагогов [2, с. 253].
В образовательном процессе важную роль играет методическая деятельность педагога. С одной стороны, Л. Г. Семушина определяет её как выполнение методических функций методистами и управленцами [3 с.134]. С другой стороны М. А. Гуляева отмечает, что методическая деятельность осуществляется педагогами в рамках их профессионального развития [4, с.64].
По мнению И. В. Гордиенко методическая служба рассматривается как комплекс структурных элементов, видов методической деятельности, направленных на удовлетворение и совершенствование профессиональных потребностей педагогических кадров [5, с. 5].
Из вышеизложенного следует, что основная цель методической работы в общеобразовательных учреждениях заключается в повышение профессионального мастерства педагогов и их компетенций, в обеспечение их готовности к реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) через систему непрерывного профессионального развития.
К задачам методической работы относится: внедрение технологий и достижений педагогической науки; совершенствование теоретических и психолого-педагогических знаний; научно-методическая и консультативная поддержка педагогов; организационно-методическое обеспечение аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, организация самообразования педагогов.
В образовательных учреждениях, как считают Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, к основным направлениям деятельности методической службы относятся:
- Аналитическая деятельность: мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей; изучение, анализ состояния и результатов методической работы, а также её совершенствование; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
- Информационная деятельность: ознакомление педагогов с новинками методической литературы и опытом инновационной деятельности; создание банка педагогической информации медиатеки современных учебно-методических материалов.
- Организационно-методическая деятельность: организация методической работы с использованием разных форм проведения; методическое сопровождение и оказание помощи в период подготовки к аттестации; организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
- Консультационная деятельность: организация консультационной работы для педагогических работников по вопросам методики преподавания и воспитания [6, с.35].
На наш взгляд перед администрацией общеобразовательного учреждения стоит важная задача — организовать эффективную работу методической службы. Согласно Федеральному закону 273 ст. 26 порядок формирования структуры управления и компетенции органов управления организуются в соответствии с уставом данного образовательного учреждения, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации [7].
В структуру методической службы мы предлагаем включить следующие элементы: директор, педагогический и методические советы, заместитель директора по учебно-воспитательной части, методист, методические объединения, творческие группы, школа молодого педагога, самообразование, аттестация и повышение квалификации и педагоги. Каждый структурный элемент выполняет свои определенные управленческие, воспитательные, социально-педагогические и методические функции.
Управление методической работой подразумевает определенные виды управленческой деятельности, которые являются функциями управления, считают Н. М. Борытко и И. А. Соловцова. Существует множество моделей управленческого цикла, но наибольшую известность получила модель Файоля. Она включает следующие аспекты: планирование, организация, мотивация, контроль [8, с. 24].
В этой логике изложения мы рассмотрим алгоритм управления методической работой в образовательном учреждении МБОУ «Гимназия № 16» городского округа Мытищи Московская область (Гимназия), где автор работает учителем начальных классов. В планирование включен анализ методической работы и разработка её плана. В плане методической работы указываются цель и задачи методической работы; описываются её направления и ожидаемые результаты; определяются сроки, формы проведения мероприятий и ответственные за них; отмечается название единой методической темы.
Организация предполагает разработку или обновление структуры методической службы, наполнение ее кадрами с соответствующими функциями. А также организацию методических мероприятий, применяя различные формы.
Мотивация предполагает поощрение действий педагогических работников к профессиональной деятельности, путём материального и нематериального стимулирования.
Контроль сводится к проверке самоотчёта о деятельности методического объединения и согласна плану внутришкольного контроля. Критерии, на основании которых происходит анализ работы педагогических кадров, включают анализ выполнения решений и нормативных документов, работы методических объединений, самообразования и повышения квалификации учителей.
Особое внимание в управлении методической работы уделяется выбору эффективных форм организации методических мероприятий. Их можно классифицировать по различным критериям:
— По количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).
— По типу взаимодействия участников (пассивные, активные, интерактивные).
— В соответствии с целью мероприятия (обмен опытом; обсуждение проблемы; отработка профессиональных навыков).
— С применением информационно-коммуникационных технологий (рассылка материалов, онлайн-занятия, цифровая образовательная среда).
— Современные формы организации методической работы: коучинг-сессия, квик-настройка, кружок-качества.
Важную роль в информатизации образования играет применение формы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). К ним относятся: виртуальный методический кабинет, цифровая образовательная среда, сетевые сообщества, дистанционное и электронное обучение. Они обладают рядом преимуществ: позволяют получать постоянный доступ к материалам, проводить и посещать мероприятия «не выходя из дома», находить единомышленников с разных точек мира.
На базе Гимназии были проведены исследования, посвящённые анализу методической работы. Опросник «Анкета-портфолио для педагогов» (С. И. Дедуриной, А. А. Миненкова) [9] адаптированный нами для цели исследования показал, что при подготовке к урокам учителя чаще используют ресурсы образовательных порталов (93,8 %). А 50 % опрошенных не используют сетевые сообщества в профессиональной деятельности. Это позволяет сделать вывод, что педагоги готовы применять ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса, но недостаточно знакомы с сетевым взаимодействием.
После проведения анкетирования «Оценка удовлетворенности методической работой в школе» (И. В. Шефер, М. В. Садретдинова) [10] выявлено, что удовлетворены методической помощью, содержанием и качеством проводимых мероприятий менее 50 % опрошенных.
Диагностика «Восприимчивость педагогов к новшествам» (Е. А. Викторова, Н. И. Скляренко) [11] показала, что что большинство педагогов Гимназии готовы к внедрению инноваций и осознают значимость инновационной деятельности в развитии образования.
На формирующем этапе эксперимента нами разработан виртуальный методический кабинет (ВМК), представлено его содержание и руководство по его управлению. Цель ВМК направлена на создание методического пространства в помощь учителю. Он состоит из следующих разделов: теоретический, практический, портфолио, аттестация и повышение квалификации, конкурсы и вебинары, которые удовлетворяют потребности педагогов Гимназии. Виртуальный методический кабинет обладает информационной, консультативной, коммуникативной и активной функциями, что позволяет: предоставлять обновляемую информацию о педагогических исследованиях, оказывать методическую поддержку педагогам, обмениваться педагогическим опытом, обсуждать актуальные вопросы и проблемы образовательного процесса.
На заключительном этапе исследования был предоставлен отзыв от руководства Гимназии, раскрывающий значимость и целесообразность функционирования виртуального методического кабинета.
На основании вышеизложенного мы считаем, что методическая работа представляет совокупность взаимосвязанных действий, мероприятий различного характера и профессиональных объединений, реализующих эти мероприятия. При этом уровень профессиональной квалификации педагогических кадров зависит от организации методической работы в общеобразовательных учреждениях. Поэтому для успешной организации методической работы нами предложен виртуальный методический кабинет, как инновационная форма методической работы, и разработано его содержание, которое позволяет устранить выявленные затруднения у педагогов в гимназии.
Литература:
- Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf
- Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] / авт-ры сост.: Бабанский, Ю.К., Сластенин, В.А., Сорокин, Н.А. и др. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
- Семушина Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. Пособие [Текст] / Семушина Л.Г, Ярошенко, Н.Г. — М.: Мастерство, 2001. — 272с.
- Гуляева М. А. Научные подходы к определению содержания понятия «Методическая деятельность» [Текст] / Гуляева М. А. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Вып.2. — Челябинск, 2012. — С. 63–68.
- Гордиенко И. В. Организация и управление методической работой в системе среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие [Текст] / Гордиенко И. В., Мельник Ю. М. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2019. — 144с.
- Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 219 с.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022).
- Жиркова З. С. Управление образовательными системами. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / З. С. Жиркова. — Электрон. текстовые дан. (2,5 Мб). — СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. — 122 с.
- Особенности формирования портфолио учителя-участника конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности: методическое пособие [Текст] / авт-ры сост.: Дедурина С. И., Миненкова А. А. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. — 30с.
- Шефер И. В., Садретдинова М. В. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования [Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Вып. 4. — 2019. — С.209–218.
- Викторова Е. А., Скляренко, Н. И. Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях региона [Текст] / Викторова Е. А., Скляренко Н. И. — Белгород: БРЦ ПМСС, 2020. — 485с.