Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №4 (451) январь 2023 г.

Дата публикации: 26.01.2023

Статья просмотрена: 163 раза

Библиографическое описание:

Амзина, Ю. А. Организация методической работы в общеобразовательном учреждении с применением информационно-коммуникационных технологий / Ю. А. Амзина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 4 (451). — С. 146-149. — URL: https://moluch.ru/archive/451/99424/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена организации управления методической работы в общеобразовательном учреждении, используя информационно-коммуникационные технологии. Автором сформулированы цели и задачи методической работы, выделены её направления. В данной статье освещён вопрос организации методической работы с применением виртуального методического кабинета.

Ключевые слова: методическая работа, методическая деятельность, методическая служба, управленческий цикл, формы организации, виртуальный методический кабинет.

В современных условиях всё больше возрастает роль методической работы, направленной на повышение квалификации педагогов в общеобразовательных учреждениях. Это связано с тем, что одним из показателей качества образования выступает уровень профессиональной подготовки педагога.

В России представлен национальный проект «Образование» на период с 2019 по 2024 годы. Основная его цель направлена на создание условий для самореализации и развитии творческого потенциала личности. Государство заинтересовано в повышении доли педагогических работников, прошедших повышение квалификации и нацелено на создание условий для их профессионального и карьерного роста. Национальный проект предусматривает создание и внедрение цифровой образовательной среды, так как определяющее значение для формирования социального и образовательного пространства приобретает информация и коммуникация [1].

Перед руководителем общеобразовательного учреждения стоит важная задача — создать систему методической работы, которая обеспечит целенаправленное, непрерывное, личностно-ориентированное повышение профессиональной компетентности учителя.

Рассмотрим термины «методическая работа», «методическая деятельность» и «методическая служба» в исследованиях учёных.

Ю. К. Бабанский и А. М. Моисеев определяют методическую работу как целостную систему взаимосвязанных мер (основанную на результатах науки и ведущего опыта), направленных на всестороннее повышение квалификации и развитие творческого потенциала педагогов [2, с. 253].

В образовательном процессе важную роль играет методическая деятельность педагога. С одной стороны, Л. Г. Семушина определяет её как выполнение методических функций методистами и управленцами [3 с.134]. С другой стороны М. А. Гуляева отмечает, что методическая деятельность осуществляется педагогами в рамках их профессионального развития [4, с.64].

По мнению И. В. Гордиенко методическая служба рассматривается как комплекс структурных элементов, видов методической деятельности, направленных на удовлетворение и совершенствование профессиональных потребностей педагогических кадров [5, с. 5].

Из вышеизложенного следует, что основная цель методической работы в общеобразовательных учреждениях заключается в повышение профессионального мастерства педагогов и их компетенций, в обеспечение их готовности к реализации федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) через систему непрерывного профессионального развития.

К задачам методической работы относится: внедрение технологий и достижений педагогической науки; совершенствование теоретических и психолого-педагогических знаний; научно-методическая и консультативная поддержка педагогов; организационно-методическое обеспечение аттестации и повышения квалификации педагогических кадров, организация самообразования педагогов.

В образовательных учреждениях, как считают Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева, к основным направлениям деятельности методической службы относятся:

  1. Аналитическая деятельность: мониторинг профессиональных и информационных потребностей учителей; изучение, анализ состояния и результатов методической работы, а также её совершенствование; изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта.
  2. Информационная деятельность: ознакомление педагогов с новинками методической литературы и опытом инновационной деятельности; создание банка педагогической информации медиатеки современных учебно-методических материалов.
  3. Организационно-методическая деятельность: организация методической работы с использованием разных форм проведения; методическое сопровождение и оказание помощи в период подготовки к аттестации; организация повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогов.
  4. Консультационная деятельность: организация консультационной работы для педагогических работников по вопросам методики преподавания и воспитания [6, с.35].

На наш взгляд перед администрацией общеобразовательного учреждения стоит важная задача — организовать эффективную работу методической службы. Согласно Федеральному закону 273 ст. 26 порядок формирования структуры управления и компетенции органов управления организуются в соответствии с уставом данного образовательного учреждения, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации [7].

В структуру методической службы мы предлагаем включить следующие элементы: директор, педагогический и методические советы, заместитель директора по учебно-воспитательной части, методист, методические объединения, творческие группы, школа молодого педагога, самообразование, аттестация и повышение квалификации и педагоги. Каждый структурный элемент выполняет свои определенные управленческие, воспитательные, социально-педагогические и методические функции.

Управление методической работой подразумевает определенные виды управленческой деятельности, которые являются функциями управления, считают Н. М. Борытко и И. А. Соловцова. Существует множество моделей управленческого цикла, но наибольшую известность получила модель Файоля. Она включает следующие аспекты: планирование, организация, мотивация, контроль [8, с. 24].

В этой логике изложения мы рассмотрим алгоритм управления методической работой в образовательном учреждении МБОУ «Гимназия № 16» городского округа Мытищи Московская область (Гимназия), где автор работает учителем начальных классов. В планирование включен анализ методической работы и разработка её плана. В плане методической работы указываются цель и задачи методической работы; описываются её направления и ожидаемые результаты; определяются сроки, формы проведения мероприятий и ответственные за них; отмечается название единой методической темы.

Организация предполагает разработку или обновление структуры методической службы, наполнение ее кадрами с соответствующими функциями. А также организацию методических мероприятий, применяя различные формы.

Мотивация предполагает поощрение действий педагогических работников к профессиональной деятельности, путём материального и нематериального стимулирования.

Контроль сводится к проверке самоотчёта о деятельности методического объединения и согласна плану внутришкольного контроля. Критерии, на основании которых происходит анализ работы педагогических кадров, включают анализ выполнения решений и нормативных документов, работы методических объединений, самообразования и повышения квалификации учителей.

Особое внимание в управлении методической работы уделяется выбору эффективных форм организации методических мероприятий. Их можно классифицировать по различным критериям:

— По количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные).

— По типу взаимодействия участников (пассивные, активные, интерактивные).

— В соответствии с целью мероприятия (обмен опытом; обсуждение проблемы; отработка профессиональных навыков).

— С применением информационно-коммуникационных технологий (рассылка материалов, онлайн-занятия, цифровая образовательная среда).

— Современные формы организации методической работы: коучинг-сессия, квик-настройка, кружок-качества.

Важную роль в информатизации образования играет применение формы с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). К ним относятся: виртуальный методический кабинет, цифровая образовательная среда, сетевые сообщества, дистанционное и электронное обучение. Они обладают рядом преимуществ: позволяют получать постоянный доступ к материалам, проводить и посещать мероприятия «не выходя из дома», находить единомышленников с разных точек мира.

На базе Гимназии были проведены исследования, посвящённые анализу методической работы. Опросник «Анкета-портфолио для педагогов» (С. И. Дедуриной, А. А. Миненкова) [9] адаптированный нами для цели исследования показал, что при подготовке к урокам учителя чаще используют ресурсы образовательных порталов (93,8 %). А 50 % опрошенных не используют сетевые сообщества в профессиональной деятельности. Это позволяет сделать вывод, что педагоги готовы применять ИКТ в организации учебно-воспитательного процесса, но недостаточно знакомы с сетевым взаимодействием.

После проведения анкетирования «Оценка удовлетворенности методической работой в школе» (И. В. Шефер, М. В. Садретдинова) [10] выявлено, что удовлетворены методической помощью, содержанием и качеством проводимых мероприятий менее 50 % опрошенных.

Диагностика «Восприимчивость педагогов к новшествам» (Е. А. Викторова, Н. И. Скляренко) [11] показала, что что большинство педагогов Гимназии готовы к внедрению инноваций и осознают значимость инновационной деятельности в развитии образования.

На формирующем этапе эксперимента нами разработан виртуальный методический кабинет (ВМК), представлено его содержание и руководство по его управлению. Цель ВМК направлена на создание методического пространства в помощь учителю. Он состоит из следующих разделов: теоретический, практический, портфолио, аттестация и повышение квалификации, конкурсы и вебинары, которые удовлетворяют потребности педагогов Гимназии. Виртуальный методический кабинет обладает информационной, консультативной, коммуникативной и активной функциями, что позволяет: предоставлять обновляемую информацию о педагогических исследованиях, оказывать методическую поддержку педагогам, обмениваться педагогическим опытом, обсуждать актуальные вопросы и проблемы образовательного процесса.

На заключительном этапе исследования был предоставлен отзыв от руководства Гимназии, раскрывающий значимость и целесообразность функционирования виртуального методического кабинета.

На основании вышеизложенного мы считаем, что методическая работа представляет совокупность взаимосвязанных действий, мероприятий различного характера и профессиональных объединений, реализующих эти мероприятия. При этом уровень профессиональной квалификации педагогических кадров зависит от организации методической работы в общеобразовательных учреждениях. Поэтому для успешной организации методической работы нами предложен виртуальный методический кабинет, как инновационная форма методической работы, и разработано его содержание, которое позволяет устранить выявленные затруднения у педагогов в гимназии.

Литература:

  1. Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://edu.gov.ru/application/frontend/skin/default/assets/data/national_project/main/Паспорт_национального_проекта_Образование.pdf
  2. Педагогика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. [Текст] / авт-ры сост.: Бабанский, Ю.К., Сластенин, В.А., Сорокин, Н.А. и др. — М.: Просвещение, 1988. — 479с.
  3. Семушина Л. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. Пособие [Текст] / Семушина Л.Г, Ярошенко, Н.Г. — М.: Мастерство, 2001. — 272с.
  4. Гуляева М. А. Научные подходы к определению содержания понятия «Методическая деятельность» [Текст] / Гуляева М. А. // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Вып.2. — Челябинск, 2012. — С. 63–68.
  5. Гордиенко И. В. Организация и управление методической работой в системе среднего профессионального образования: учебно-методическое пособие [Текст] / Гордиенко И. В., Мельник Ю. М. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2019. — 144с.
  6. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 219 с.
  7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 07.10.2022) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.10.2022).
  8. Жиркова З. С. Управление образовательными системами. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / З. С. Жиркова. — Электрон. текстовые дан. (2,5 Мб). — СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. — 122 с.
  9. Особенности формирования портфолио учителя-участника конкурса на присуждение премий лучшим учителям за достижения в педагогической деятельности: методическое пособие [Текст] / авт-ры сост.: Дедурина С. И., Миненкова А. А. — Белгород: ОГАОУ ДПО «БелИРО», 2020. — 30с.
  10. Шефер И. В., Садретдинова М. В. Удовлетворенность педагогов профессиональной деятельностью: результаты регионального исследования [Текст] // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Вып. 4. — 2019. — С.209–218.
  11. Викторова Е. А., Скляренко, Н. И. Сборник диагностических материалов по изучению психологических особенностей педагогов в системе психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях региона [Текст] / Викторова Е. А., Скляренко Н. И. — Белгород: БРЦ ПМСС, 2020. — 485с.
Основные термины (генерируются автоматически): методическая работа, виртуальный методический кабинет, методическая служба, повышение квалификации, методическая деятельность, общеобразовательное учреждение, цифровая образовательная среда, инновационная деятельность, национальный проект, образовательное учреждение.


Ключевые слова

методическая работа, методическая служба, методическая деятельность, управленческий цикл, формы организации, виртуальный методический кабинет

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении

В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности молодых педагогов в ДОУ.

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Похожие статьи

Информационно-коммуникационные технологии на уроках проектной деятельности (из опыта работы)

В статье рассматриваются возможности применения современных технических средств в исследовательской и проектной деятельности. Приведены примеры использования ИКТ при организации учебной деятельности обучающихся исследовательского характера.

Методическая работа в образовательном учреждении: организация, содержание, эффективность

В данной статье рассматриваются проблемы организации методической работы в образовательном учреждении. В этой связи автором проанализированы основные задачи и тенденции институтов переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в развит...

Ранняя профориентация детей дошкольного возраста в условиях ДОУ средствами работы творческих мастерских

Данная статья посвящена вопросу ранней профориентации детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. В статье представлен опыт организации проведения «творческих мастерских» в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Проблемы мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах

Математическое образование в современной российской школе является одним из ведущих в образовательной политике государства. Данная статья посвящена проблеме мотивации учения на уроках математики в 5–6 классах, раскрыты некоторые причины низкой мотива...

Наставничество — эстафета знаний и опыта. Модель организации наставничества, реализуемая в дошкольном учреждении

В статье обоснована актуальность работы, направленной на повышение профессиональной компетентности молодых педагогов, представлен опыт методического сопровождения деятельности молодых педагогов в ДОУ.

Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

«Музей в чемодане»: как заинтересовать современного школьника

Статья посвящена новой образовательной практике — организации в образовательной организации постоянно действующего «Музея в чемодане» со сменными экспозициями, собираемыми и презентуемыми учащимися разных возрастов в ходе проектно-исследовательской д...

Инфографика на уроках по предмету «Окружающий мир» как средство формирования умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста

Эффективной формой организации образовательного процесса, способствующей формированию умения структурировать знания у детей младшего школьного возраста, является инфографика. В результате применения инфографики, дети учатся использовать знаково-симво...

Использование современных педагогических технологий в дошкольном образовательном учреждении

В данной статье описываются понятие «педагогическая технология», её признаки, структура, критерии. Статья содержит примеры практических заданий.

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Задать вопрос